Тема № 18. Глобальные проблемы современности. Будущее.
Проблемы и перспективы современной цивилизации. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем. Периодизация будущего. Научные критерии прогнозирования и предвидения. Методы прогнозирования. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Приоритет общечеловеческих ценностей. Философия и ее миссия спасения человеческой цивилизации. Сценарии будущего.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2010.
2. *Канке В. А. Философия: Учебник для вузов.- М., 2008.
3. *История философии: учебник для высших уч. завед. /под ред В.П. Кохановского, В.П. Яковенко. – Изд-е 6-е/ В.П. Кохановский и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4. *Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие . – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК. Велби. Изд-во Проспект, 2008.
5. *Лекции по философии науки: учеб пособие. Авторский колл М.: ИКЦ «МарТ» - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2008.
6. *Философия: учебник /Кузнецов В.Г. и др. М.: Высшее образование, 2009.
7. *Ойзерман, Т.И. Метафилософия. Теория историко-философского процесса. - М.: « Канон » РООИ «Реабилитация», 2009.
*Указанная литература имеется в библиотеке института.
Дополнительная:
1. Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.
2. Антология мировой философии. М., 1962. Т. 1.
3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1978-1984 («Метафизика», «Категории»).
4. Асмус В. Ф. Античная философия. – М., 1975.
5. Барулин В. С. Социально-философская антропология. М., 1994.
6. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
7. Бернал Л. Наука в истории общества. М., 1958.
8. Бубер М. «Я» и «Ты». М., 1993.
9. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
10. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
11. Виндельбанд В. Избранное. М., 1995.
12. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.
13. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.
14. Галактионов А. А. Никандров П. Ф. Русская философия IX-XIX веков. Л., 1989.
15. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.
16. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. СПб., 1993.
17. Гельвецкий К. А. Сочинения: В 2 т. М., 1983.
18. Григорьян Б. Т. Философская антропология. М., 1982.
19. Громов М. Н. Козлов Н. Ф. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990.
20. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1982.
21. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.
22. Гуссейнов А. А. Великие моралисты. М., 1991.
23. Гуревич П. С. Основы философии. - М., 2000.
24. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
25. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
26. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.
27. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991.
28. История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1995, 1996. Кн. 1, 2.
29. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
30. Карсавин Д. П. Философия истории. СПб., 1993.
31. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
32. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало ХХ века. М., 1980.
33. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1991.
34. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
35. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. – М., 2005.
36. Лазарев В. В. Становление философского знания Нового времени. М., 1987.
37. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
38. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
39. Лосский И. О. История русской философии. М., 1991.
40. Макиавелли Н. Государь. М., 1982.
41. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993.
42. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.
43. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
44. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
45. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990.
46. Платон. Сочинения: В 4 т. М., 1990-1995.
47. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
48. Проблемы философской герменевтики. М., 1990.
49. Психоанализ и науки о человеке. М., 1996.
50. Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997.
51. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 2000.
52. Сартр Ж.-П. Экзистенционализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990.
53. Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Сочинения. М., 1987.
54. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
55. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
56. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.
57. Фейербах Л. Сочинения: В 2 т. М., 1995.
58. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.. 2001.
59. Философия и методология науки: В 2 ч. М., 1994.
60. Фромм Э. Душа человека. М., 1994.
61. Хабермасс Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.
62. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
63. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.
64. Хрестоматия по истории философии. М., 1997.
65. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. - М., 2001.
66. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
67. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.
68. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20.
69. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
70. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Интернет - ресурсы
71. http://www.philos.msu.ru Философский факультет МГУ.
72. http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» (раздел: философия).
73. http://www.auditorium.ru Электронная библиотека (раздел: философия, журналы).
74. http://www.aboutstudy.ru/ Электронная библиотека для аспирантовов.
75. http://www.courier.com.ru/humanities/index.
76. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
77.Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Примерные вопросы к экзамену
1. Сущность философии как системы рационального постижения мира. Философия и мировоззрение.
2. Предмет и функции философии. Становление философии, ее исторические типы.
3. Структура философии как учебной дисциплины. Принципы философского познания.
4. Роль философии в культуре и профессиональной деятельности человека
5. Основные черты философии древней Индии и древнего Китая.
6. Античная философия: черты, основные исторические этапы становления и развития.
7. Демокрит и его философское атомистическое учение
8. Субъективная диалектика и этический антропологизм Сократа. Нравственный подвиг Сократа.
9. Философское учение Аристотеля.
10. Платон и его философское учение о познании, бытие и идеальном государстве.
11. Философия эпохи эллинизма (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
12. Теоцентризм духовной жизни эпохи Средневековья. Основные направления и идеи средневековой философии.
13. Философско-религиозное учение Августина Блаженного.
14. Проблема универсалий в средневековой философии. Учение о доказательстве бога в философии Ф. Аквинского.
15. Философия эпохи Возрождения: основные черты, идеи, представители.
16. Гуманизм философии Возрождения и особенности его проявления в социально-политической философии данной эпохи.
17. Гносеология как основная проблематика философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
18. Становление научного метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).
19. Философское учение Д. Локка и Т. Гоббса.
20. Философское учение о субстанции в учении Спинозы и Лейбница.
21. Субъективная философия Дж. Беркли и Д. Юма.
22. Основные идеи и представители философии эпохи Просвещения.
23. Критическая философия И. Канта и его учение о познании.
24. Этика И. Канта. Идея должного как главный принцип этики И. Канта.
25. Диалектика философии Г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.
26. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
27. Русская философия: истоки, черты, исторические этапы и направления развития.
28. Русская философия XIX – начала ХХ вв.
29. Философия марксизма: материалистическое понимание природы, общества и человека.
30. Иррационалистическая философия XIX – ХХ вв.: основные идеи и представители (экзистенциализм, психоанализ и неофрейдизм, феноменология).
31. Философия позитивизма: сущность, исторические ее формы и их характеристика.
32. Философское учение о бытие. Формы бытия и их диалектика.
33. Философское учение о материи, ее формах и структуре.
34. Движение как способ существования материи. Движение, развитие, диалектика.
35. Понятие детерминизма и индетерминизма. Научные, философские и религиозные картины мира.
36. Философское учение о предпосылках возникновения и сущности сознания. Структура и функции сознания. Сознание и искусственный интеллект.
37. Уровни и общественные формы сознания, их диалектика.
38. Индивидуальное и общественное сознание, их диалектика.
39. Мораль как регулятор общественных отношений. Свобода и ответственность.
40. Религиозные ценности и свобода совести.
41. Эстетическая форма сознания. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
42. Ценности права. Мораль, справедливость, право.
43. Диалектика как учение о развитии, ее формы, законы и категории.
44. Проблема истины в философии. Вера и знание. Научное и вненаучное познание, критерии научности.
45. Структура научного познания, его методы и формы.
46. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
47. Наука как социальное явление. Наука и техника. Сциентизм и антисциентизм.
48. Философское учение о диалектике биологического, социального и духовного в человеке и его методологическое значение для деятельности педагога.
49. Природа и общество как объекты социальной философии. Человек и природа.
50. Понятие общества, его структура, диалектика ее элементов.
51. Общество как целостная саморазвивающаяся система, источники его самодвижения. Человек и исторический процесс. Личность и массы.
52. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.
53. Проблема человека в философии. Атропосоциогенез.
54. Человек, индивид, личность. Социальная роль личности в истории.
55. Философское учение о бытие человека и ее значение для педагогической деятельности.
56. Смысл человеческого бытия. Свобода и необходимость.
57. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры 20 века.
58. Проблема типологии культур. Культура и цивилизация. Человек и культура.
59. Философское учение о ценностях. Виды ценностей и их проявление в педагогической деятельности.
60. Будущее человека и цивилизации как проблема философии. Сценарии будущего.
Дидактические единицы дисциплины
Предмет философии. Становление философии, ее исторические типы. Структура философского знания. Бытие и сознание. Философское учение о материи. Пространство и время. Движение, развитие, диалектика. Научные, философские и религиозные картины мира. Философия познания. Познание, творчество, практика. Проблема истины. Вера и знание. Научное и вненаучное знание, критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Философия человека. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Социальная философия. Человек, общество, культура. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Глобальные проблемы современности. Сценарии будущего человечества.