Диалектики Законы и категории
Законы диалектики выражают формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении.
Подзаконами диалектики подразумевают 3 основных закона:
закон единства и борьбы противоположностей (отвеч на ? почему происход развитие. Утверждает, что осн. источник развития явления - его внутр противоречия), закон взаимного перехода количества и качества(на ? как происход развитие. Любое изменен происходящее с явлением рано или поздно нарушает его меру и вызывает переход явления в новое состояние: кипение воды, облысение, взросление). Закон показывает, как осуществляется возникновение нового. закон отрицания отрицания (закон преемственности или развития по спирали)(на ? в каком направлении идет развитие. Любое развитие - это с одной стороны движение вперед, а с др. - повторение на новой основе отд. свойств прежних качеств.
В качестве элементов диалектики большинство ее категорий выступает не по одиночке, а парами: причина и следствие, сущность и явление и т.д. Такие категории назыв соотносительными, парными. Следует подчеркнуть, что законы и категории очень тесно связаны: каждый закон есть определенная взаимосвязь категории.
Сущность и явление - категории, отражающее формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Явления динамичны, изменчивы, а сущность образует нечто сохран-ся во всех изменениях.
Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования содержания.
Необходимость и случайность . При определенных условиях необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся отношений действительности, основных направлений ее развития. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий.
Причина и следствие. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия.
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.
Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
Единичное, особенное и всеобщее
Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности.
Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего.
Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий, определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы единичных и особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль.