Раздел 7. Философская антропология
Тема 7.1. Человек: его природа, сущность
Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
Тема 7.2. Человек и смысл его существования
Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.
Основная литература
1. Марков, Б.В. Философия: учебник / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2009.
2. Налетов, И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. − М.: Инфра − М, 2007.
3. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.
4. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.
5. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.
Дополнительная литература:
1. Марков, Б.В. Философская антропология: учебное пособие / Б.В. Марков. – Питер, 2008.
2. Дубровский, Д.И. Человек в антропологическом измерении / Д.И. Дубровский, И.П. Аносов. – М.: Скрипторий, 2002.
3. Козлова, М.С. Эволюция человека: прошлое, настоящее, будущее / М.С. Козлова. – М.: Наука, 2006.
4. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов / В.Г. Кузнецов. – М.: Инфра − М, 2009.
5. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.
6. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М.: Наука, 2002.
План семинарского занятия
Тема 7.1. Человек: его природа, сущность
1. Проблема человека в истории философии, ее основные аспекты.
2. Философские концепции антропосоциогенеза.
3. Человек как единство природного и социального.
4. Человек, индивид, индивидуальность, личность: соотношение понятий. Типология личности.
Вопросы для самопроверки
1. Какие образы человека существовали в истории философской мысли?
2. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?
3. Что такое антропогенез? Как современная наука решает вопрос о происхождении человека?
4. В чем основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке?
5. Что изучает социобиология?
6. Объясните понятие «личность». В чем его отличие от понятия «индивид»?
7. Как связаны между собой социальные ценности и социализация личности?
Темы докладов и рефератов
1. Человек: проблема соотношения биологического и социального.
2. Отличие философского подхода к человеку от частнонаучных трактовок.
3. Социальная сущность человека, его социальные достоинства.
4. Гуманизм, индивидуализм, коллективизм.
5. Проблема отчуждения в философии.
6. Эволюция представлений о человеке в философии.
7. Социальная типология личностей.
План семинарского занятия
Тема 7.2. Человек и смысл его существования
1. Сущность проблемы смысла, цели и назначения человеческой жизни: положительный (оптимистический) и отрицательный (пессимистический) ответы в истории философии.
2. Специфика переживания человеком конечности своего существования и представления о бессмертии: в мифологии; в религии; в философии; в науке.
3. Необходимость и свобода в жизни человека:
а) полное отрицание свободы выбора (фатализм);
б) абсолютизация свободы (волюнтаризм);
в) взаимосвязь свободы и ответственности;
г) свобода как познанная необходимость.
4. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы для себя отвечаете на вопрос о цели и смысле жизни?
2. Может ли человек наполнить жизнь смыслом, если он не свободен?
3. Как свобода сочетается с ответственностью?
4. Что такое свобода совести?
5. Перечислите факторы, влияющие на формирование и изменение ценносных ориентаций.
6. Основополагающие ценности человеческого бытия.
7. Что такое счастье?
Темы докладов и рефератов
1. Личность в поисках смысла жизни.
2. Необходимость, свобода и ответственность в жизни человека.
3. Человек и человечество, проблемы их выживания в современном мире.
4. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
5. Проблема эвтаназии: философско-нравственный смысл.
6. Изменение роли человека в информационном мире.
7. Кризис личности в современном мире и пути его преодоления.
Основные понятия и термины
Альтруизм – готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собственных интересам, если это велит моральный долг или сострадание.
Гедонизм – этическая система, считающая наслаждение смыслом человеческой жизни.
Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Ответственность – социальное отношение человека к общественным ценностям.
Свобода – способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Утилитаризм – этика пользы, этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности.
Фатализм – философское учение о предопределенности и неотвратимости судьбы.
Ценность – социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.
Человек − понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).
Эгоизм – установка на обеспечение собственных интересов за счет пренебрежения чужими.
Упражнения
1. Что такое «социобиология»? Какие доводы вы можете привести в пользу позиции социобиологии или против нее?
2. Почему проблема антропогенеза – это философская проблема?
3. Установите, каким концепциям смысла жизни соответствуют следующие принципы:
а) живи наслаждаясь; 1) эвдемонизм;
б) из всего извлекай пользу; 2) утилитаризм;
в) следуй своему идеалу и долгу; 3) этика долга;
г) будь смиренен, живи во искупление 4) прагматизм;
своих грехов;
д) счастье – предназначение человека; 5) гедонизм;
е) цель оправдывает средства; 6) аскетизм.
4. Человек стоит в середине между бесконечностью в великом и бесконечностью в малом. Он – средоточие обоих миров – великого и малого, он – первенец и венец природы. Для чего же возникло это удивительное существо? Какова цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни?
5. На рубеже ХХ − ХХI веков в России был «в моде» человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, «умеющий жить». А что значит «уметь жить»? Каковы ваши жизненные ценности, в чем их смысл?
6. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». (Новый завет. Матф., 5:44). Определите свою точку зрения. Совпадает ли она с традиционным христианством? Нужно ли любить врагов своих? Прощать ли тех, кто вас проклинает и обижает?
7. Существует ли проблема раскрытия сущности русского национального характера? Или это миф, созданный русскими писателями и деятелями культуры?
8. Согласны ли вы с мнением о «загадочности русской души»? Если да, то что является его содержанием?
9. Какие функции выполняет религия в обществе?
10. В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад – это другие…» Как, по-вашему, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?
Тест
1. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:
1) человек – это марионетка в руках общества;
2) сущность человека социальна, а не биологична;
3) оригинальность личности не более чем иллюзия;
4) изменение общественных отношений меняет личность.
2. Свобода – это
1) возможность человека делать то, что он хочет;
2) умение действовать на основе познанной необходимости;
3) умение подчинять все своей воле;
4) осознанная необходимость.
3. Каково, по вашему мнению, правильное понимание сущности человека:
1) сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека;
2) сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;
3) сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности;
4) сущность человека зависит от божественной благодати.
4. Философская антропология – это
1) философское направление, занимающееся проблемами природы (сущности) человека;
2) теория антропогенеза;
3) то же, что антропоморфизм;
4) антимарксизм.
5. Человек с точки зрения философии – это
1) субъект культуры;
2) продукт обстоятельств;
3) образ и подобие Бога;
4) ступень развития «царства природы».
Личность – это
1) личность – врожденное качество каждого индивида;
2) личностью является не каждый человек, а только выдающийся;
3) поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» − каждый человек потенциальная личность;
4) личность есть стабильное, неизменное свойство каждого индивида.
7. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других
1) индивидуальность;
2) персона;
3) человек;
4) личность.