К важнейшим функциям научной теории можно отнести

1) коммуникативную;

2) эмоциональную;

3) побудительную;

4) систематизирующую.

5. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения −

1) ощущение;

2) моделирование;

3) эксперимент;

4) наблюдение.

6. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях −

1) наблюдение;

2) измерение;

3) эксперимент;

4) идеализация.

7. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок −

1) индукция;

2) синтез;

3) абстрагирование;

4) дедукция.

8. Логический вывод частных следствий из общего положения −

1) индукция;

2) дедукция;

3) формализация;

4) анализ.

9. Процедура мысленного расчленения целого на части −

1) дедукция;

2) индукция;

3) анализ;

4) синтез.

10. Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения» −

1) исследовательская программа;

2) научная революция;

3) теория;

4) парадигма.

Раздел 6. Социальная философия и философия истории

Тема 6.1. Общество как саморазвивающаяся система

Философское понимание общества и его истории.

Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Насилие и ненасилие.

Тема 6.2. Философия истории

Основные концепции философии истории. Многовариантность исторического развития.

Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе.

Динамика и типология исторического развития.

Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации).

Культура и цивилизация.

Основная литература

1. Налетов, И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. − М.: Инфра − М, 2007.

2. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.

3. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.

4. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.

Дополнительная литература

1. Дмитриева, Л.М. Современное российское общество: динамика ценностных ориентаций / Л.М. Дмитриева. – М.: Наука, 2005.

2. Евдокимова, Ю.В. Духовное производство: сущность, структура, особенности развития / Ю.В. Евдокимова, Г.М. Колпакова. – М.: МАКС Пресс, 2006.

3. Философия социальных и гуманитарных наук / С.А. Лебедев [ и др.]. – М.: Академический проект, 2008.

4. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев. – М.: Аспект − Пресс, 2004.

5. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА − М, 1997.

6. Хайек, Ф. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Ф. Хайек. – М.: ИРИСЭН, 2006.

План семинарского занятия

Тема 6.1. Общество как саморазвивающаяся система

1. Общество как предмет философского анализа (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин).

2 Подсистемы общества:

а) экономическая;

б) социальная;

в) политическая;

г) духовная;

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются объективная и субъективная стороны общественного бытия людей?

2. Какова роль материального производства в жизни общества?

3. Дайте характеристику основных сфер жизни общества.

4. Объясните содержание социальной структуры общества и взаимодействие ее элементов.

5. Какова роль государства в политической подсистеме общества?

6. Раскройте содержание духовной жизни общества, ее основных элементов.

7. Что такое «общественное сознание людей» и как оно связано с их индивидуальным сознанием?

Темы докладов и рефератов

1. Природная среда жизнедеятельности общества и ее составные элементы.

2. Общество как саморазвивающаяся система. Типология общества.

3. Гражданское общество и государство.

4. Социальная философия о соотношении личности и общества.

5. Понятия «этноса» и «нации».

6. Основные концепции социальной дифференциации современного общества.

7. Государство и гражданское общество.

8. Государство, демократия, диктатура.

Основные понятия и термины

Духовная деятельность – деятельность в духовной сфере жизни общества. Продуктом и процессом духовной деятельности является духовная культура.

Культура – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в виде материальных и духовных ценностей. Началом, источником и высшей ценностью культуры является сам человек.

Материальная деятельность – деятельность в экономической сфере жизни общества. Связана с созданием продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.

Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их деятельности.

Система – совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии.

Социальная мобильность – процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.

Социальный институт – социальная система. Обеспечивающая функционирование общества как целостного образования.

Страты – социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем дохода, престижностью профессии, районом проживания и т.п.

Цивилизация – 1) синоним культуры; 2) определенная ступень общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности; 3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой.

План семинарского занятия

Тема 6.2. Философия истории

1. Основные концепции исторического развития (К. Поппер, М. Вебер, О. Шпенглер и А. Тойнби).

2. Формационный (К. Маркс) и цивилизационный (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) подходы к трактовке общественного развития.

3. Виды и движущие силы исторического процесса.

4. Общественный прогресс и его критерии.

5. Культура и цивилизация. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Вопросы для самопроверки

1. Что означает «исторический процесс»?

2. Марксистская концепция общественного развития.

3. Цивилизационный подход к объяснению происхождения и развития общества (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

4. Назовите объективные и субъективные факторы исторического процесса?

5. Почему чаще говорят о роли выдающихся личностей в истории и не обращают внимания на роль в ней каждой личности?

6. Охарактеризуйте содержание общественного прогресса, его объективный критерий.

7. Чем отличаются Восток и Запад как цивилизационные типы?

8. В чем видят исследователи особенность российской культуры и цивилизации?

Темы докладов и рефератов

1. Формация и цивилизация.

2. Концепция «локальных цивилизаций» А. Тойнби.

3. Проблема типологии исторического процесса. (К. Маркс, М. Вебер).

4. Эволюция и революция как способы развития общества.

5. Насилие и ненасилие в истории.

6. Утопия и антиутопия в прошлом и настоящем.

7. Смысл истории в современной философии.

8. Культура и цивилизация.

Упражнения

1. Какова ваша позиция по вопросу о направленности исторического развития. Аргументируйте ее.

2. Почему широко распространено мнение, что цивилизационная и формационная концепции являются альтернативными? Возможно ли другое толкование?

3. Почему чаще говорят о роли выдающихся личностей в истории и не обращают внимания на роль в ней каждой личности? Обоснуйте свое мнение.

4. Как соотносятся понятия «управление», «власть», «государство»? Каково место государства в политической власти?

5. Что такое «демократия»? Что такое «диктатура»? Связаны ли они между собой?

6. Что такое «социальный конфликт»? Каковы пути, способы, формы их разрешения. Обоснуйте свою точку зрения, приведите примеры.

7. Перечислите известные вам определения культуры. Чем объясняется их множественность?

8. В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: «Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе» (отрицательная формулировка) и «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» (положительная формулировка). Какая формулировка вам ближе, обоснуйте свою точку зрения.

Тест

1. Общественно-экономическая формация – это

1) общество с присущей ему формой правления;

2) общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой;

3) локальная замкнутая цивилизация;

4) совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве.

2. Постепенные изменения в обществе и природе −

1) революция;

2) стагнация;

3) инфляция;

4) эволюция.

3. Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному

1) прогресс;

2) регресс;

3) революция;

4) стагнация.

Общественный прогресс – это

1) уровень развития общества;

2) состояние общества в целом на определенном этапе развития;

3) поступательное движение общества от простых форм к более сложным;

4) производственное развитие.

5. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени:

1) революция;

2) реформа;

3) движение;

4) эволюция.

6. Общественное сознание – это −

1) сумма множества индивидуальных сознаний;

2) отражение общественного бытия;

3) теория, выдвинутая идеологами для оправдания политики своего класса;

4) совокупность привычек, обычаев традиций.

7. Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания:

1) теология;

2) наука;

3) философия;

4) мораль.

8. Идеология – это

1) наука о наиболее общих законах развития природы и общества;

2) система взглядов на мир в целом;

3) теоретическое выражение интересов той или иной группы людей;

4) совокупность индивидуальных сознаний.

9. Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений −

1) общественное сознании;

2) общественное бытие;

3) общественная психология;

4) общественная идеология.

10. Интерес к живописи является конкретизацией

1) эстетической потребности;

2) нравственной потребности;

3) религиозной потребности;

4) познавательной потребности.

11. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, транс­ляции от одного поколения к другому»:

1) техника;

2) цивилизация;

3) практика;

4) культура.

12. Проблема, которую не изучает философия истории:

1) проблема движущих сил общественного развития;

2) проблема типологизации обществ;

3) проблема возникновения общества;

4) проблема устройства (структуры) общества.

13. Формационный подход к проблеме исторического развития обще­ства утверждает, что:

1) формирование истории происходит циклично, в ней есть свои взлеты и па­дения;

2) развитие разных цивилизаций настолько самобытно, что их нельзя даже сравнивать друг с другом;

3) мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ;

4) история имеет общий смысл, суть которого заключается в тезисе: «Каж­дый народ, каждое государство само должно определять свою судьбу».

14. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций, согласно

1) формационному подходу;

2) цивилизационному подходу;

3) культурологическому подходу;

4) марксистскому подходу.

15. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций:

1) Г. Гегель;

2) О. Конт;

3) К. Маркс;

4) А. Тойнби.

Наши рекомендации