Раздел 5. Философия и методология науки

Тема 5.1. Научное познание, его особенности

Философия и наука. Специфика науки как формы знания. Проблема обоснования научного знания. Наука как социокультурный феномен. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Структура научного познания: его уровни, формы и методы. Проблема научного метода. Классификации наук. Специфика социально-гуманитарного знания. Понимание и объяснение.

Тема 5.2. Закономерности роста научного знания

Позитивистские и антипозитивистские концепции в методологии науки. Рационалистские реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Научная картина мира. Проблема роста науки в западной эпистемологии. Границы научности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Этика и наука. Актуальные проблемы науки XXI в.

Основная литература

1. Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Б.Н. Бессонов. – М.: Юрайт, 2010.

2. Ивин, А.А. Современная философия науки / А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

3. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс − Традиция, 2005.

Дополнительная литература

1. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII − XVIII вв.) / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1987.

2. Степин, В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2003. − № 8.

3. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. − М.: Наука, 1986.

4. Хокинг, С. От Большого Взрыва до черных дыр. Краткая история времени / С. Хокинг. – М.: Альфа − М, 2002.

5. Чешков, М.А. Новая наука. Постмодернизм и целостность современного мира / М.А. Чешков // Вопросы философии. − 1995. − №4.

6. Юревич, А.В. Звездный час гуманитариев: социо-гуманитарная наука в современной России / А.В. Юревич // Вопросы философии. – 2003. − № 12.

План семинарского занятия

Тема 5.1. Научное познание, его особенности

1. Наука и философия.

2. Специфика научного познания, его уровни, методы, формы.

3. Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные аспекты понятия «наука»?

2. По каким основаниям может быть произведена классификация наук?

3. В чем состоят основные закономерности развития науки?

4. В чем специфика социального познания?

5. Принцип соответствия, наблюдаемости, дополнительности, верификации, фальсификации, пролиферации как принципы философии науки.

6. Какие формы организации научного познания существуют?

7. В чем специфика эмпирического познания?

8. Что представляют собой интерналистские и экстерналистские концепции происхождения науки?

Темы докладов и рефератов

1. Феномен научной рациональности.

2. Типы научной рациональности. Этапы и внутренние закономерности развития науки.

3. Наука, паранаука, псевдонаука.

4. Философский образ современной науки.

5. Есть ли знание за пределами науки.

6. Проблема критериев научности.

7. Философский портрет ученого

План семинарского занятия

Тема 5.2. Закономерности роста научного знания

1. Возникновение науки и основные стадии ее развития.

2. Типы научной рациональности. Научные традиции и научные революции.

3. Научная картина мира, ее эволюция.

4. Особенности современного этапа развития науки.

Вопросы для самопроверки

1. Что есть наука как социальный феномен?

2. Каков предмет философии науки?

3. Что такое «нормальная наука» и научная революция.

4. Раскройте принципы философии науки: соответствия, наблюдаемости, дополнительности, верификации, фальсификации.

5. Что вы можете сказать о судьбе науки в ХХI веке?

6. Каковы главные этапы становления науки?

7. Что такое рациональность?

8. Этические проблемы науки.

Темы докладов и рефератов

1. Дилемма «сциентизм – антисциентизм» как проблема культурного и социального выбора.

2. Проблема языка науки.

3. Логика открытия, есть ли она?

4. Культурные смыслы науки.

5. Ценностные перспективы развития науки.

6. Виртуальная реальность и виртуалистика как проблема философии науки.

7. Эволюция научной картины мира.

Основные понятия и термины

Антисциентизм − идейная позиция, состоящая в критической оценке науки и ее роли в системе культуры.

Верификация − методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Наука − это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Научная картина мира − синтетическое образование, соединяющее на базе наиболее фундаментальной научной теории многообразные гипотезы и идеи в самых различных областях знания.

Научная революция – понятие, введенное в философию науки Т. Куном. Обозначает полное или частичное изменение элементов научной парадигмы.

Научное сообщество − обозначает совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и придерживающихся сходных нормативно-ценностных установок (этоса науки).

Неявное знание – понятие, введенное М. Полани и обозначающее неартикулированный и не поддающийся полной рефлексии слой человеческого знания-умения.

Нормальная наука – понятие, введенное в философию науки Куном. Означает деятельность научного сообщества в соответствии с определенной нормой – парадигмой.

Парадигма – совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

Сциентизм − идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентаций человека в мире. Идеал науки – точное математизированное естествознание.

Фальсификация – методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории. Принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке.

Эвристика − комплексная дисциплина, целью которой является открытие нового в науке, технике и других сферах жизни, когда отсутствует алгоритм решения той или иной познавательной задачи.

Эпистемология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможности и границы познания тех или иных областей сущего.

Этос науки – понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

Упражнения

1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» следующие понятия: «верификация», «фальсификация», «интернализм», «экстернализм».

2. В чем сущность дилеммы «сциентизм — антисциентизм», возможно ли ее решение?

3. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!». Примерно о том же говорил И.П. Павлов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов». Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.

4. Древние философы выдвинули девиз «Подвергай все сомнению». Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?

5. Рассудите, какое выражение правильное:

А) «Наука удивительнее мифов» (из научно-познавательного фильма «Загадки природы»).

Б) «Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения» (из телевизионной рекламы).

Дайте развернутый ответ.

6. Попробуйте представить философский портрет ученого.

Тест

1. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на

1) фундаментальные и прикладные;

2) точные и приближенные;

3) достоверные и вероятностные;

4) естественнонаучные и технические.

2. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании −

1) умозаключение;

2) гипотеза;

3) верификация;

4) интерпретация.

3. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности −

1) апория;

2) эмпирический базис;

3) парадигма:

4) теория.

Наши рекомендации