Тема 2. 3. Философия XVII – XIX веков

1. Философия Нового времени: исторические условия, социальные и культурные предпосылки, основная философская и научная проблематика. Ф. Бэкон – родоначальник эмпиризма: индуктивный метод, источники заблуждений. Рационализм европейской философии Нового времени. Дуализм Р. Декарта. Учение о субстанции Б. Спинозы и Г. Лейбница. Социально-политические взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка.

2. Французское Просвещение XVIII в.: социально-исторические предпосылки возникновения. Деистическое направление (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо). Атеистическо-материалистическое направление (Д. Дидро, Ж. Ламетри). Утопическо-социалистическое направление (Р. Оуэн, К. Сен-Симон).

3. Немецкая классическая философия: общая характеристика. Идеализм и диалектика немецкой классической философии от И. Канта до Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Темы докладов и рефератов

1. Индуктивный метод Ф. Бэкона и дедуктивный метод Р. Декарта.

2. Идеи гражданского общества и общественного договора.

3. Проблемы естественного воспитания (Ж.-Ж. Руссо).

4. Французские материалисты П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри о мире, человеке и познании.

5. Основные законы диалектики.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха

7. Марксизм и опыт реального социализма в СССР.

Основные понятия и термины

Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира.

Антиномия – противоречие положения, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.

Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Апостериори – знание, полученное в результате опыта.

Гилозоизм – философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние.

Дедукция – выведение частного из общего.

Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от части к целому.

Категорический императив – моральный закон практического разума.

Упражнения

1. Обдумайте и сравните высказывания философов:

Цицерон: «Жить, значит, мыслить».

Р. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую».

2. Проведите сравнительный анализ индукции и дедукции.

3. Можно ли согласиться с Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы уничтожить зло, надо отвергнуть цивилизацию»?

4. В свое время Кант сформулировал четыре вопроса для мыслящих людей: что я могу знать? что я должен делать? на что смею надеяться? что есть человек? В решении какой из этих задач участвуют метафизика, антропология, религия и мораль? Попробуйте дать ответы на эти вопросы.

5. Дайте определение понятиям: «просвещение» и «просвещенчество»?

6. «Все действительное разумно, все разумное действительно» Кому принадлежит это суждение (И. Канту, Г. Гегелю, К. Марксу)? Что этим хотел сказать автор? Нет ли здесь тавтологии?

Тест

1. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей −

1) рационализм;

2) сенсуализм;

3) скептицизм;

4) агностицизм.

2. Основное утверждение эмпиризма:

1) высший вид познания – интуиция;

2) все знание человека основывается на опыте;

3) мир в принципе не познаваем;

4) все подвергать сомнению.

3. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

1) руководствоваться метафизическими первопринципами;

2) пользоваться дедуктивными методами;

3) нисходить от абстрактного к конкретному;

4) опираться на опыт и двигаться от единичного к общему.

4. Основное утверждение рационализма заключается в том, что

1) разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека;

2) главную роль в науке играет эксперимент;

3) познание мира возможно благодаря божественному откровению;

4) суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком.

5.Дуалистическая философия характерна для

1) Р. Декарта;

2) Ф. Бэкона;

3) Ж.-Ж. Руссо;

4) Дж. Беркли.

6. Основная идея философии французского Просвещения:

1) приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества;

2) агностицизм;

3) клерикализм;

4) приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества.

7. Сущность деизма состоит в

1) сведении роли Бога к творению материи и первотолчку;

2) растворению Бога в природе;

3) признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе;

4) утверждении о наличии у Бога двух ипостасей.

8. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

1) собственность;

2) власть;

3) наследственность;

4) воспитание.

9. Центром европейского Просвещения в середине XVIII века была

1) Англия;

2) Германия;

3) Россия;

4) Франция.

10. Идея правового государства включает в себя положение о

1) разделении властей;

2) пагубности частной собственности;

3) недопустимости эксплуатации человека человеком;

4) приоритете общечеловеческих ценностей.

11. Философ, автор «Критики чистого разума» −

1) Г. В. Ф. Гегель;

2) И. Кант;

3) Б. Спиноза;

4) Р. Декарт.

12. В философии И. Канта «вещь в себе» − это

1) синоним понятий «Бог», «Высший Разум»;

2) то, что наличествует в нашем сознании, но нами не осознается;

3) неизвестная первопричина мироздания;

4) то, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано.

13. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борь-

ба противоположностей −

1) софистика;

2) диалектика;

3) монадология;

4) гносеология.

14. Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

1) Мировой Дух;

2) природа;

3) деятельность героев и вождей;

4) дух народов.

15. Не является характерной особенностью немецкой классической философии

1) стремление к полноте, системной стройности мысли;

2) рассмотрение философии как высшей науки, как «науки наук»;

3) опора на разум как высший способ познания мира;

4) отрицание трансцендентного, божественного бытия.

Наши рекомендации