Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели учебной дисциплины

Целью изучения студентами вуза курса «Философия» является формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, ее категориальном аппарате, основных разделах философского знания, философских проблемах и методах их исследования. Знание философии помогает человеку осмыслить окружающий его мир, познать самого себя, осознать свое предназначение, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание. Философия вырабатывает мировоззренческие, духовно-нравственные установки, идеалы и ценности.

Изучение данной дисциплины направлено на развитие навыков критического отношения к различным источникам информации, умение логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, овладение приемами ведения диалога, полемики, дискуссии.

В системе современного образования роль и значение дисциплины «Философия» определяется необходимостью формирования личности будущего специалиста, владеющего не только узкопрофессиональными знаниями, но и имеющего широкий кругозор, позволяющий ему ориентироваться и оценивать социокультурную ситуацию с философских позиций, используя методологию и опыт рационального освоения действительности. Философия вырабатывает мировоззренческие, духовно-нравственные установки, идеалы и ценности.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантности; способности к социальной адаптации; способности переосмысливать свой социальный опыт.

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов, явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать: способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

Тематическое планирование дисциплины (ДО) на учебный год

№ п/п Раздел Дисциплины семестр Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Модуль 1. Предмет и исторические типы философии     л пз кр нирс ср  
1.1 Философия, ее предмет и место в культуре Философия: ее предмет, структура, функции                    
    2.1   2.2   2.3   2.4   2.5 Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии Философия Древнего мира   Философия Средних веков и Возрождения Философия XVII- XIX веков   Традиции отечественной философии   Современная философия                                                             2 упражнения   брейн-ринг   план-конспект   Табл «История философии» Тест   Конференция
  Модуль 2. Основные категории и проблемы философии                    
3.1 3.2 3.3 Философская онтология Бытие и круг его проблем Фундаментальные основы бытия Сознание как идеальная форма бытия                               Конспект статьи  
4.1 4.2 Теория познания Познание: его возможности и границы Проблема истины в философии и науке                       Спор-диалог
5.1 5.2 Философия и методология науки Научное познание, его особенности Закономерности роста научного знания                       Дискуссия
6.1 6.2     6.3   Социальная философия и философия истории Общество как саморазвивающаяся система     Философия истории                                 Таблица ФОС
7.1 7.2 Философская антропология Человек: его природа, сущность. Человек и смысл его существования                       Эссе, инд. собеседование
Философские проблемы в области профессиональной деятельности               Тест
         

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

Раздел 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии. Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII − XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

Раздел 3. Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

Раздел 4. Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

Раздел 5. Философия и методология науки

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания, Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Раздел 6. Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаюся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Основные концепции философии истории.

Раздел 7. Философская антропология

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.

Раздел 8. Философские проблемы в области профессиональной деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) основная литература (учебники и учебные пособия)

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2009.

2. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев – М.: Проспект, 2009.

3. Кузнецов, В.Г. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова. – М.: Высшее образование, 2009.

4. Марков, Б.В. Философия: учебник / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2009.

Налетов, И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. − М.: Инфра − М, 2007.

5. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.

6. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.

7. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.

Б) дополнительная литература

1. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов / В.Г. Кузнецов. – М.: Инфра - М, 2009.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000 - 2001.

3. Русская философия: энциклопедия / М.А. Маслин [ и др. ]. – М.: Алгоритм, 2007.

4. Философия: энциклопедический словарь / А.А. Ивин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2009.

5. Философия: хрестоматия. – М.: РАГС, 2006.

6. Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века. Возрождение. – М.: АСТ, 2008.

7. Хрестоматия по философии – М.: Проспект, 2008.

В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Портал «Гуманитарное образование»: [сайт]. URL: http://www.humanities.edu.ru (дата обращения: 25.06.2011).

2. Федеральный портал «Российское образование»: [сайт]. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 25.06.2011).

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: [сайт]. URL: http://www.school-collection.edu.ru (дата обращения: 25.06.2011).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность философских проблем? Всякое ли знание есть мудрость?

2. Каковы причины возникновения философии?

3. Философское мировоззрение: предпосылки возникновения и отличие от других форм мировоззрения.

4. Как соотносятся философия и наука?

5. Какие разделы выделяются в рамках философского знания? Как они взаимосвязаны?

6. Перечислите функции философии. Как они соотносятся?

7. Каково соотношение знания и веры?

8. Назовите методы философских исследований.

План семинарского занятия

Темы докладов и рефератов

1. Тип рациональности философского познания.

2. Проблема метода в философии и науки.

3. Философия и религия.

4. Зачем нужна философия филологу, юристу, журналисту?

5. Предназначение философии.

Основные понятия и термины

Гносеология – учение о познании.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.

Дуализм – учение, признающее наличие в мире двух противоположных начал, составляющих основу бытия.

Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное (сознание).

Материализм − философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание – вторичным.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также основные жизненные позиции, убеждения, идеалы.

Объективный мир – объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека.

Онтология – учение о бытии, учение о сущем.

Упражнения

1. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии?

«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике… Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей. Так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

2. Какое значение для понимания сущности философии имеет это высказывание Г. Гегеля? Как отразились научные открытия на развитии философии? (И. Ньютон, Р. Декарт, А. Эйнштейн).

«Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще случайно по своему содержанию».

3. Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания, Вашей жизненной позиции?

4. Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она этого не стоит, - значит ответить на основополагающий вопрос философии».

Чем объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса?

Можете ли Вы объяснить многообразие представлений об основном вопросе философии?

5. Прочитайте и прокомментируйте отрывок из работы В.С. Соловьева «Исторические дела философии».

«В мире древнем, где челове­ческая личность по преимуществу была подавлена началом природным, материальным, как чуждою внешнею силою, философия освободила чело­веческое сознание от исключительного подчинения этой внешности и дала ему внутреннюю опору, открывши для его созерцания идеальное духовное царство, в мире новом, христианском, где само это духовное царство, само это идеальное начало, принятое под фирмою внешней силы, завладело сознанием и хотело подчинить и подавить его, философия восстала против этой изменившей своему внутреннему характеру духовной силы, сокрушила ее владычество, освободила, выяснила и развила собственное существо человека сначала в его рациональном, потом в его материальном элементе.

И если теперь мы спросим: на чем основывается эта освободительная деятельность философии, то мы найдем ее основание в том существенней­шем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самой добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния. И эта неспособность удовлетвориться никаким извне данным содержанием жизни, это стремление к все большей и большей внутренней полноте бытия, эта сила-разрушительница всех чуждых богов,— эта сила уже содержит в возможности то, к чему стремится,— абсолютную полноту и совершенство жизни. Отрицательный процесс сознания есть вместе с тем процесс поло­жительный, и каждый раз как дух человеческий, разбивая какого-нибудь старого кумира, говорит: это не то, чего я хочу,— он уже этим самым дает некоторое определение того, чего хочет, своего истинного содержания.

Эта двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляя сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его досто­инство и преимущество перед остальною природой, так что на вопрос: что делает философия? — мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком. А так как в истинно человеческом бытии равно нуждаются и Бог, и материальная природа,— Бог в силу абсолютной полноты своего существа, требующий другогодля ее свободного усвоения, а материальная природа, напротив, вследствие скудости и неопределенности своего бытия, ищущей другого для своего восполнения и определения, - то, следователь­но, философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу, вводя и то, и другое в форме свободной человечности.

Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть он знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным <…>» («Исторические дела философии». – Вопросы философии. − 1988. − № 8. С. 123 -125).

Тест

1. Предметом философии является

1) природа и ее законы;

2) человек и его месть в мире;

3) общественно-исторические процессы;

4) универсальные законы и принципы.

2. Онтология – это философское учение

1) о бытии;

2) о ценностях мира;

3) о происхождении Вселенной;

4) о доказательствах.

3. Материалистическая точка зрения:

1) сознание – свойство высокоорганизованной материи;

2) сознание – свойство всей материи;

3) сознание материально;

4) сознание человека – проявление мирового духа.

4. «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях» Данное высказывание принадлежит

1) материалисту;

2) объективному идеалисту;

3) дуалисту;

4) субъективному идеалисту

5. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это − целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

1) мифология;

2) религия;

3) философия;

4) наука.

Вопросы для самопроверки

1. В чем особенности восточной философии?

2. Основные заповеди буддизма.

3. Сущность учения школы Инь и Ян.

4. Даосизм и конфуцианство: основные идеи.

5. Идея нравственного совершенствования в конфуцианстве?

6. Какие проблемы разрабатывала античная философия?

7. Кто является основателем античного атомизма?

8. В чем смысл диалектики у Гераклита,

9. Вклад Сократа в развитие философской мысли.

10. Что такое «теория идей» Платона?

11. Аристотель о логике, сущности вещей, государстве.

12. Основные философские школы периода эллинизма.

План семинарского занятия

Темы докладов и рефератов

1. Философия буддизма.

2. Философские идеи в учении Конфуция.

3. Поиски первоначала у философов античности.

4. Апории Зенона и проблема познания движения.

5. Софисты и Сократ.

6. Пифагор и пифагорейцы.

7. Платон и Аристотель о государстве.

8. «Диалоги» Платона.

Основные понятия и термины

Апатия – отсутствие страстей, идеальное состояние, к которому должен стремиться человек по мнению стоиков.

Аскетизм – превосходство человеческого духа над плотью.

Атараксия – отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей.

Атом – материальная неделимая частица, первооснова мира (Демокрит, Левкипп, Эпикур).

Даосизм – религиозно-философское учение Китая, основоположник Лао-Цзы.

Диалектика – учение о развитии.

Майевтика – метод философствования, применявшийся Сократом, вопросно-ответная процедура, направленная на поиск истины.

Натурфилософия – философское учение о природе.

Эвдемонизм – принцип этики, утверждающий, что целью жизни человека является счастье (телесное удовольствие, сочетание удовольствия с разумностью, отсутствие страданий).

Упражнения

1. Что новое в математику внесли древние греки?

2. Что принимали за первоначало («архэ») следующие философы:

Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит?

3. Прокомментируйте слова философов.

Гераклит: «Многознание уму не научает».

Демокрит: «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

Пифагор: «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей врагами».

4. В чем смысл спора Платона и Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Тест

1. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений −

1) нирвана;

2) сансара;

3) жэнь;

4) Дао.

2. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало −

1) Инь;

2) Жэнь;

3) Прана;

4) Пуруша.

3. В индийской философии общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения −

1) сансара;

2) карма;

3) нирвана;

4) дхарма.

4. Китайский философ, основатель даосизма

1) Лао-Цзы;

2) Конфуций;

3) Сюнь-Цзы;

4) Мэн-Цзы.

5. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано

1) Сократом;

2) Конфуцием;

3) Протагором;

4) Буддой.

6. Основным принципом античной философии был

1) космоцентризм;

2) теоцентризм;

3) антропоцентризм;

4) сциентизм.

7. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы

1) проблема познаваемости мира;

2) проблема первичности материи или духа;

3) проблема первоначала;

4) проблема природы человеческой души.

8. Объективно-идеалистическая философия была основана

1) Демокритом;

2) Парменидом;

3) Платоном;

4) Пифагором.

9. Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»

1) Парменид;

2) Зенон;

3) Аристотель;

4) Эпикур.

10. Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

1) надо во всем себе отказывать;

2) надо жить для блага других;

3) надо наслаждаться жизнью;

4) надо служить богам и делать добро.

Вопросы для самопроверки

1. Какие новые идеи привнесло христианство в философию?

2. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики?

3. Что означает «схоластика»?

4. Каким образом средневековье решает проблему соотношения веры и разума?

5. В чем суть спора номиналистов и реалистов?

6. Теоцентризм и антропологизм: в чем состоит смена философской проблематики?

7. В чем специфика гуманизма эпохи Возрождения?

8. Что такое пантеизм? В работах каких философов встречается это понятие?

9. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения?

10. Каковы основные правила поведения абсолютного правителя? («Государь» Н. Макиавелли).

План семинарского занятия

Темы докладов и рефератов

1. Философия истории Августина Блаженного.

2. Университетская традиция.

3. Доказательства бытия Бога в философии Ф. Аквинского.

4. Философия суфизма.

5. Возрождение античной диалектики – совпадение противоположностей (Н. Кузанский «Об ученом незнании»).

6. Пантеизм Н. Кузанского.

7. Сущность коперниканского переворота. (Н. Коперник «Об обращении небесных сфер»).

8. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Основные понятия и термины

Философия Средних веков

Аверроизм − Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу.

Концептуализм − направление в схоластике, основоположник – П. Абеляр полагал, что универсалии, общие понятия существуют не в умах, а в вещах.

Номинализм – направление в схоластике. У. Оккам считал, что универсалии существуют после вещей, т. е. в головах людей. Это всего лишь имена, слова.

Реализм – направление в схоластике. Ф. Аквинский видит в универсалиях (общих понятиях) идеи, реально существующие.

Томизм – учение Ф. Аквинского.

Универсалии − общие понятия, такие как необходимость, причина, цель.

Философия Возрождения

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек – центр и высшая цель мироздания.

Гилозоизм – воззрение, согласно которому материя (природа) одушевлена.

Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие.

Пантеизм – учение, обожествляющее мир.

Упражнения

1. В чем, по-вашему, состоит смена философской проблематики Средневековья и Возрождения?

2. Сравните: «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ) и «Ученое незнание» (Н. Кузанский).

3. В чем смысл названия эпохи «Возрождение»?

4. Какие произведения великих художников Возрождения вам известны?

5. Как называется философское течение, утверждающее тождество мира и Бога?

Тест

1. Характерной чертой средневековой философии является

1) космоцентризм;

2) антропоцентризм;

3) теоцентризм;

4) скептицизм.

2. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворен Богом из ничего, называется

1) креационизм;

2) диалектика;

3) дуализм;

4) монотеизм.

3. Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека −

1) фидеизм;

2) провиденциализм;

3) креационизм;

4) монотеизм.

4. Теоцентризм − мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве

1) Бога;

2) человека;

3) природы;

4) космоса.

5. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества

1) аскетизм;

2) гедонизм;

3) рационализм;

4) эпикурейство.

6. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является

1) антропоцентризм;

2) теоцентризм;

3) космоцентризм;

4) природоцентризм.

7. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения −

1) человек;

2) Бог;

3) природа;

4) космос.

8. Учение, развившееся в эпоху Возрождения и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах» −

1) пантеизм;

2) деизм;

3) провиденциализм;

4) теизм.

9. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви −

1) гуманизм;

2) природоцентризм;

3) теоцентризм;

4) идеализм.

10. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является

1) ностальгия по античной культуре;

2) комментирование текстов Св. Писания;

3) вера в скорый конец света;

4) отрицание значимости науки.

Тема 2.3. Философия XVII − XIX веков

Исторические условия, материальные факторы и духовные предпосылки становления и развития философии Нового времени.

Эмпиризм (сенсуализм) английской философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк). Индуктивный метод, учение Ф. Бэкона об «идолах». Т. Гоббс и Дж. Локк о естественном состоянии общества. Сенсуализм субъективного идеализма нового времени (Дж. Беркли, Д. Юм).

Рационализм философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза). Дуализм теории «врожденных идей» и дедуктивный метод Декарта. Пантеизм и монизм философии Б. Спинозы.

Французское Просвещение (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Ламетри). Ш. Монтескье: социально-философские идеи – философия права и теория географического детерминизма. Ф. Вольтер: деизм, социально-философские идеи, просветительская направленность творчества. Ж.-Ж. Руссо: философская критика цивилизации и науки, проблема социального и имущественного неравенства, причины падения нравов, теория общественного договора, общественно-политический радикализм. Энциклопедисты (Д. Дидро и Ж. Ламетри): механистический материализм и естественнонаучная направленность проблематики философии

Исторические условия, объективные и духовные предпосылки возникновения и развития немецкой классической философии. Философская система И. Канта: онтология, гносеология, этика, эстетика. Определение границ познания, эмпирический и априорный источники познания, понятие «вещи в себе» и «вещи для нас»; агностицизм. Рассудок и разум; антиномии последнего как диалектическое противоречие. Этика Канта. Категорический императив.

Г.В. Ф. Гегель: объективный идеалист, диалектик, создатель системы «абсолютного идеализма».

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Учение Л. Фейербаха о единстве сущности человека и Бога. «Религия любви» Л. Фейербаха.

Марксизм и марксистская философия – диалектический материализм. Диалектико-материалистическое учение о бытии и познании. Исторический материализм – диалектико-материалистическая теория общества.

Основная литература

1. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев – М.: Проспект, 2009.

2. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.

3. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.

4. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.

Дополнительная литература

1. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Новый органон /
Ф. Бэкон. – М.: Мысль, 1972.

2. Вольтер, А. Философские сочинения / А. Вольтер.– М.: Наука 1988.

3. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1986.

4. Декарт, Р. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Правила для руководства ума. Рассуждения о методе. Первоначала философии / Р. Декарт. – М.: Мысль, 1989.

5. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов. – М.: Инфра − М, 2009.

6. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо­фии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. Т. 21, 1961.

Вопросы для самопроверки

1. Какие главные проблемы решали философы Нового времени?

2. Что такое эмпиризм и рационализм?

3. В чем заключаются идеи теории общественного договора и теории естествен­ного права? Что такое «война всех против всех»?

4. Сенсуализм Дж. Локка: в чем его смысл?

5. Каковы особенности французского материализмаXVIII в.?

6. Как И. Кант обосновал идею непознаваемости мира?

7. Что такое «вещь в себе», априорность, антиномии чистого разума?

8. В чем заключаются главные идеи философской системы Г. Гегеля?

9. Как оценивал К. Маркс философию Г. Гегеля?

10. В чем состоит суть материалистического понимания истории?

11. Что новое внес К. Маркс в теорию познания?

План семинарского занятия

Темы докладов и рефератов

1. Индуктивный метод Ф. Бэкона и дедуктивный метод Р. Декарта.

2. Идеи гражданского общества и общественного договора.

3. Проблемы естественного воспитания (Ж.-Ж. Руссо).

4. Французские материалисты П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри о мире, человеке и познании.

5. Основные законы диалектики.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха

7. Марксизм и опыт реального социализма в СССР.

Основные понятия и термины

Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира.

Антиномия – противоречие положения, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.

Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Апостериори – знание, полученное в результате опыта.

Гилозоизм – философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние.

Дедукция – выведение частного из общего.

Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от части к целому.

Категорический императив – моральный закон практического разума.

Упражнения

1. Обдумайте и сравните высказывания философов:

Цицерон: «Жить, значит, мыслить».

Р. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую».

2. Проведите сравнительный анализ индукции и дедукции.

3. Можно ли согласиться с Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы уничтожить зло, надо отвергнуть цивилизацию»?

4. В свое время Кант сформулировал четыре вопроса для мыслящих людей: что я могу знать? что я должен делать? на что смею надеяться? что есть человек? В решении какой из этих задач участвуют метафизика, антропология, религия и мораль? Попробуйте дать ответы на эти вопросы.

5. Дайте определение понятиям: «просвещение» и «просвещенчество»?

6. «Все действительное разумно, все разумное действительно» Кому принадлежит это суждение (И. Канту, Г. Гегелю, К. Марксу)? Что этим хотел сказать автор? Нет ли здесь тавтологии?

Тест

1. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей −

1) рационализм;

2) сенсуализм;

3) скептицизм;

4) агностицизм.

2. Основное утверждение эмпиризма:

1) высший вид познания – интуиция;

2) все знание человека основывается на опыте;

3) мир в принципе не познаваем;

4) все подвергать сомнению.

3. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

1) руководствоваться метафизическими первопринципами;

2) пользоваться дедуктивными методами;

3) нисходить от абстрактного к конкретному;

4) опираться на опыт и двигаться от единичного к общему.

4. Основное утверждение рационализма заключается в том, что

1) разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека;

2) главную роль в науке играет эксперимент;

3) познание мира возможно благодаря божественному откровению;

4) суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком.

5.Дуалистическая философия характерна для

1) Р. Декарта;

2) Ф. Бэкона;

3) Ж.-Ж. Руссо;

4) Дж. Беркли.

6. Основная идея философии французского Просвещения:

1) приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества;

2) агностицизм;

3) клерикализм;

4) приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества.

7. Сущность деизма состоит в

1) сведении роли Бога к творению материи и первотолчку;

2) растворению Бога в природе;

3) признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе;

4) утверждении о наличии у Бога двух ипостасей.

8. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

1) собственность;

2) власть;

3) наследственность;

4) воспитание.

9. Центром европейского Просвещения в середине XVIII века была

1) Англия;

2) Германия;

3) Россия;

4) Франция.

10. Идея правового государства включает в себя положение о

1) разделении властей;

2) пагубности частной собственности;

3) недопустимости эксплуатации человека человеком;

4) приоритете общечеловеческих ценностей.

11. Философ, автор «Критики чистого разума» −

1) Г. В. Ф. Гегель;

2) И. Кант;

3) Б. Спиноза;

4) Р. Декарт.

12. В философии И. Канта «вещь в себе» − это

1) синоним понятий «Бог», «Высший Разум»;

2) то, что наличествует в нашем сознании, но нами не осозн

Наши рекомендации