Возникновение и развитие человеческого сознания, его социальная природа. Сознание и язык.
Традиционно сознание определяют как высшую, свойственную только человеку функцию головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств предметов внешнего мира, в предварительном осмысленном построении действий и предвидении их результатов, в предварительном регулировании и саморегулировании взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью.
Схематически эволюция материи к формированию сознания предполагает существование достаточно развитой и многообразной биосферы, которая на определенном этапе эволюции начинает обладать психикой, иметь нервную систему. Человекообразные обезьяны, появившиеся в конце плиоцена(около 5 млн. лет назад ) начинают обрабатывать камни, создавать орудия труда, поэтому совместная деятельность, а вместе с ней и членораздельная речь явились самыми главными стимулами. под влиянием которых мозг обезьяны в течении многих сотен тысяч лет постоянно превращается в человеческий мозг.
Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе мышления речью, сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление, Языковое мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как “идеализированных предметов”, т.е., через значение слов, знаков и символов, Абстрактное мышление внесло качественные изменения в развитие человека и всего человечества,
Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Таким способом человек является практика. Осуществляя практическо-преобразовательную деятельность, человек создает свое “неорганическое тело”, “вторую природу”, орудия и средства производств, специфически-человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации, короче говоря, созидает культуру .Опыт этого созидания и составляет содержание тех характерных для общественно развитого человека и отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют человеческое сознание.
Возникновение сознания связано, таким образом , прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельностью людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключается принципиальные основания общественной природы человеческого сознания.
Сознание является достоянием человечества. Однако, носителем сознания является конкретный индивид, личность, который при рождении обладает лишь психикой и врожденными задатками к мышлению. С момента рождения ребенок включен в социальную среду и подчинен традициям и нормам. На основе общения со взрослыми ребенок осваивает и присваивает, делает своим внутренним достоянием орудийные и знаковые системы деятельности, получает определенную направленность своей жизнедеятельности и развивает свои способности к рефлексии, самоконтролю и самообучению.
Вместе с тем было бы неправильно считать, что индивидуальное сознание формируется только под влиянием общества. Человек всегда является субъектом и носителем свободной воли, он ответственен за выбор направленности своей жизнедеятельности и системы ценностной ориентации. Обстоятельства делают человека, но и человек обстоятельства.
Высшая нервная (психическая ) деятельность человека включает три уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию). Сознание в этом случае отождествляется со знанием, которое может быть передано другим людям, и в этом смысле оно обязательно должно быть облечено в языковую форму,
Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей, Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет в четкий конкретно- исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями, Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение,
С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т.е., реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от животных, Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека,