Проблема человека и общества в философии Просвещения
XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов в светские салоны, становясь предметом обсуждения. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения.
На знамени просветителей написаны два лозунга - наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков.
Оптимизм просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия - раньше других вставшая на путь капиталистического развития. В Англии философия просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза.
В своих работах Локк разработал принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.
К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Локк как и представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия неотчуждаемых прав, а правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
Из Англии идеи Локка были перенесены во Францию, где встретили восторженный прием, благодаря прежде всего Вольтеру: человек в философии XVIII века предстает как изолированный индивид, действующий в соответствии со своими интересами, но с другой стороны философы, отменяя прежние, добуржуазные формы общности предлагают новую - юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от национальных и сословных границ.
В творчестве просветителей появился новый герой - “гражданин мира” : ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку, он находит “хороших людей” в любом народе, сословии, вероисповедании. Главный вопрос, который пытается разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости “частного человека”, то есть индивида, который руководствуется только собственными интересами, и “человека вообще” - носителя разума и справедливости.
Практика как основа всех форм общественной жизнедеятельности человека. Виды практики.
Тривиальные утверждения - вечные истины (фактуальные знания).
Истина связана с субъектом, субъективна по форме, но объективна по содержанию. Истина всегда сопровождается заблуждением. Проблема критерия истины актуальна в теории познания. Критерии истины находятся вне самой истины- в практике. Только в практике заблуждение исчезает и остается истина.
П. Валери: “Человек безумен, потому что ищет истину и мудр, потому что находит ее”.
Практика- исходный пункт и основа процесса познания. Практика- это активная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Основу её составляет труд, материальное производство. Кроме того, к практике относится политическая, классовая борьба.
Практика является исходным пунктом и основой познания, т.к. само познание возникло на основе практики и главным образом под влиянием материального производства.
Практика ставит перед познанием определенные задачи, способствует решению этих задач. Тем самым она двигает познание вперед.
Практика вооружает научное познание приборами, инструментами, оборудованием и тем самым содействует успехам познания.
Практика не только основа, но и цель познания. Человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
Чувственное познание
Познание всегда начинается со знакомства с предметом внешнего мира при помощи органов чувств. Основной формой чувственного познания является ощущение.
Логическое мышление- качественно новый, высший этап в развитии познания. Его роль состоит в том, чтобы вскрыть главные свойства и признаки предмета.
Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией.
·реальное преобразование внешней среды
·общение людей в процессе этого преобразования
·совокупность норм и ценностей обеспечивающих целенаправленный характер практической деятельности.