Общество как целостная система взаимодействия людей. Социальное пространство и социальное время
// “Основы философских знаний” стр.69
// Лекции
В жизни мы встречаемся со многими формами существования людей в обществе: семья, учебная группа, трудовой коллектив, спортивное общество, политическая партия, религиозная община, нация, государство и т.д. Мы отличаем эти формы общественной жизни людей друг от друга по многим основаниям, в том числе по условиям и способам функционирования и развития определенного типа их бытия в обществе.
Существуют различные концептуальные подходы к категории “общество”:
1. “атомистическая теория”, согласно которой общество понимается как совокупность личностей или отношений между ними.
2. теория Георга Зиммеля: “общество” представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей.
3. в теориях “социальных групп” общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп, которые являются разновидностями одной доминирующей группы.
Существует несколько определений категории общество.
“Институциональное” определение : общество - это большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни.
Функциональная концепция : общество - группа человеческих существ, представляющая собой самообеспечивающую систему деятельности.
Теоретический подход : общество - определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Философию интересуют вопросы о том, имеются ли какие-либо пределы в развитии общества, каковы источники и движущие силы общественных изменений, в чем заключается смысл истории, какие типы общественного устройства более всего отвечают времени, потребностям и интересам человека и многое, многое другое.
Общество не может быть механической суммой составляющих его людей. Всякое общество конкретно. В нем представлены конкретные люди со своими потребностями и интересами, организованные совместной деятельностью, и сложившимися на ее основе отношениями друг к другу. Любое общество - продукт взаимодействия людей. Сущность общества выражают конкретные процессы взаимодействий и взаимоотношений людей.
Бытие людей в обществе характеризуется различными конкретными формами жизнедеятельности и общения. Каждое новое поколение людей ставит и решает свои задачи, исходя в своей деятельности из ранее уже достигнутого, в результате чего создается связь, преемственность разных поколений людей, имеет место история их общественной жизни.
Можно выделить по крайней мере четыре разные подхода к определению основы бытия общества.
Натурализм - часто еще называют географическим и биологическим направлением анализа общественного развития. Согласно нему развитие общества определяется природными условиями ( климатом, ландшафтом и т.п. ). Сторонники этой теории ( Ш.Монтескье, Л.И.Мечников ) считали, что природная среда диктует установление того или иного политического строя, объясняет характер людей и их притязания, определяет различия в уровне развития хозяйственной и иной общественной деятельности разных стран и континентов. К натуралистическому направлению в философии относятся и различного рода геополитические взгляды, в соответствии с которым политика государство всецело ставится в зависимость от его “жизненного пространства” - территории, местоположения.
Другой подход - подход идеалистического учения - признание абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Считается, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их реальным действиям. Например, Гегель полагал, что источник развития общества лежит в некоем абсолютном духе, который творит историю, и предопределяют все действия людей.
Противоположным подходом является материалистическая теория общественной жизни. Основное в ней то, что источник развития общества усматривается в самом обществе, в развитии его материального производства. Доказывается, что общественное развитие определяется либо экономикой ( марксисты ), либо изменениями техники хозяйственной деятельности ( Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу ). Материалистическая теория считает сознание людей вторичным, производным от экономической или технологической сферы общественной жизни.
В настоящий момент наиболее популярна теория, согласно которой история рассматривается как переплетение самых различных факторов , одни из которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве решающей стороны общественного развития.
Сравнение различных теоретических подходов в определении основы развития бытия общества показывает, что не следует переоценивать значение той или иной стороны общественной жизни людей, необходимо видеть их взаимозависимость и взаимообусловленность.