II.1.Список тем семинарских занятий.
1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
2. Философия Древнего мира.
3. Античная философия.
4. Средневековая философия
5. Философия эпохи Возрождения.
6. Философия Нового времени (ХVII-ХVIII вв).
7. Классический этап философии Нового времени.
8. Современная западная философия
9. Русская философия (Х1Х-ХХ в.в.).
10. Учение о бытии (онтология)
11. Учение о развитии.
12. Природа человека и смысл его существования.
13. Учение об обществе (социальная философия).
14. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология).
15. Проблема сознания.
16. Познание (гносеология).
17. Научное познание.
18. Философские проблемы науки и техники.
19. Будущее человечества (философский аспект).
Приложение 2.
II.2. Список тем рефератов.
К теме 1:
- Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.
- Мифология: прошлое и настоящее.
- Философия – наука или мировоззрение?
- Философия как самосознание эпохи.
- Философия и философствование.
К теме 2:
- Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего Египта и Вавилонии?
- Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии.
- Философские аспекты буддизма.
- Социальный космос Древнего Китая.
- Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).
К теме 3:
- Первые натурфилософские школы древней Греции.
- От Пифагора к Платону: становление образа Античного Космоса.
- Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.
- Учение Эпикур о преодолении страха.
- Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.
К теме 4:
- Античная и средневековая философии: общее и особенное.
- Философские идеи Библии и Корана.
- Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.
- Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.
- Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до настоящего времени?
К теме 5:
- Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?
- Философские идеи Дж.Бруно.
- Проявления секуляризации в философии Возрождения.
- Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
- Принцип согласия всех учений Пико де ла Мирандолы.
К теме 6:
- Что значит «знать» (полемика эмпириков и рационалистов).
- Паскаль: «Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени».
- Каковы философские последствия научной революции ХVII века?
- Философские идеалы эпохи просвещения.
- Философское значение открытий И.Ньютона.
К теме 7:
- Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.
- Различие между рассудком и разумом у Канта.
- В чем Гегель видел «хитрости Мирового Разума»?
- В чем причина взлета и исчерпаемости немецкой классической философии?
- Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.
К теме 8:
- Аполлоновские и дионисиевское начала в концепции Ницше.
- «Экзистенциализм – это гуманизм» Ж.-П.Сартр.
- «Первый», «второй», «третий» позитивизм – проблема преемственности.
- В чем причина повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка?
- Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.
К теме 9:
- Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.
- Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.
- П.Я.Чаадаев и его историческая концепция.
- Место русской философии в мировой культуре. Основные направления развития отечественной философии после 1917 года.
К теме 10:
- Природа мифов о сотворении мира.
- Научная карта мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.
- Социальное пространство и социальное время.
- Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.
- Понятие «природы» и особенности его формирования и эволюции.
К теме 11:
- Является ли регресс развитием вспять?
- Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.
- Диалектические законы Гегеля.
- Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.
- Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.
К теме 12:
- Творческие способности человека: их пределы и условия.
- Делает ли разум человека человеком?
- Смысл жизни. Проблема «подлинного» и «неподлинного бытия».
- Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?
- Что такое духовные потребности человека?
К теме 13:
- Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
- Чем определяется уровень развития общества?
- Законы природы и законы общества: общее и специфическое.
- Может ли общество существовать без власти и без государства?
- Существует ля направление в развитии общества?
К теме 14:
- Какое общество можно назвать «цивилизованным»?
- Как проявляется ценностная ориентация религиозной личности?
- Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.
- Правда и правдоподобие в искусстве.
- Почему происходит смена ценностей в истории человечества?
К теме 15:
- Делает ли разум человека человеком?
- А.А.Ибн-Сина о природе сознания.
- Существует ли язык животных?
- Искусственный интеллект: надежды и возможности его реализации.
- Сознание и бессознательное.
К теме 16:
- Есть ли предел познаваемости мира?
- В чем социальная опасность искажения истины?
- Знание и вера: общее и особенное.
- Познание и интуиция.
- Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?
К теме 17:
- Почему мы доверяем научным выводам?
- Предположение и гипотеза.
- Возможен ли «социальный эксперимент»?
- Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?
- Наука и основные стадии ее исторического развития.
К теме 18:
- Техника и технология.
- Как соотносятся наука и политика, наука и этика?
- Техника и исторические этапы ее развития.
- Естествознание и техникознание.
- Социальная роль техники.
К теме 19:
1. Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху?
2. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.
3. В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, а в какой – его разобщенность?
4. Могут ли сценарии будущего быть научными?
5. Какой смысл в классификации глобальных проблем современности?
Приложение 3.
II.3. Примерный список тем контрольных работ.
К теме 1:
- Что такое мировоззрение.
- Можно ли считать философию наукой.
- Зачем наужна философия человеку.
- В чем связь философии и другими науками.
К теме 2:
- В чем различие восточного и западного стилей философствования.
- Какие философские школы относятся к древнеиндийской философии.
- Какие философские школы существовали в древнем Китае.
- Что представляет собой нравственный кодекс Конфуция.
К теме 3:
- Какие основные черты характеризуют античную философию.
- Где искали первые древнегреческие философы первооснову мира.
- В чем современное значение творчества Сократа.
- В чем состояла основное открытие Платона.
- В чем состояла энциклопедичность филолсофии Аристотеля.
К теме 4.
- Какой основной принцип отличает философию средневековья.
- Какие основные этапы средневековой философии.
- Какие основные проблемы поставила средневековая философия.
- В чем состояло значение философии Фомы Аквинского.
К теме 5:
- В чем состоял антропоцентризм философии эпохи возрождения.
- Какие основные вопросы натурфилософии Возрождения.
- В чем особенности диалектики Н.Кузанского.
- Какую роль сыграла Реформация в развитии философии Возрождения.
К теме 6:
- В чем различия методов познания, разработанных Ф.Бэконом и Р.Декартом.
- В чем суть новой партии мира, разработанной Г.В.Лейбницем.
- Как понимать понтеистический монизм Б.Спинозы.
- Какие философские вопросы были выдвинуты французским материализмом 18 века.
К теме 7:
- В чем состояла новизна теории познания И.Канта.
- Каковы особенности диалектики Гегеля.
- Что представлял собой антропологический материализм Л.Фейербаха.
- Каковы основные проблемы марксистской философии.
К теме 8:
- Каковы основные направления современной западной философии.
- Что представляет собой позитивизм и его разновидности.
- В чем особенности иррационалистической философии.
- Каковы особенности экцистенциализма.
- В чем новизна герменевтического метода познания.
К теме 9:
- Каковы исторические периоды формирования русской философии.
- В чем различие славянофилов и западников.
- Каковы основные проблемы религиозно-идеалистической русской философии.
- Какие вопросы обсуждали представители материалистического направления русской философии.
К теме 10:
- В чем состоит смысл понятия бытия.
- Какие подходы были выдвинуты в философии к пониманию материи.
- Какие основные свойства присущи материи.
- В чем различие понятий: «мировоззрение» и «картина мира».
К теме 11:
1. В чем состоит различие понятий «движение» и «развитие».
2. Чем отличается диалектика от метафизики.
3. Каковы основные законы и категории диалектики.
4. Чем отличаются понятия : «причинность» и «детерминизм».
К теме 12:
1. В чем состоит различие понятий: «личность» и индивидуальность». Какова природа человека.
2. Какие концепции человека выдвинуты в философии.
3. В чем состоит различие понятий : «личность» и «индивидуальность».
4. Какие подходы к понятию свободы существуют в философии.
К теме 13:
1. Каковы подходы к пониманию общества существуют в философии.
2. Какова структура общества.
3. В чем значение понятий «культура» и «цивилизация» в понимании общества.
4. Существует ли прогресс в историческом движении общества.
К теме 14:
- Что такое ценность.
- Какова природа ценностей.
- В чем состоит значение ценностей для жизни человека,
- В чем специфика ценностей: нравственных, эстетических, религиозных.
К теме 15:
- Какие свойства психики образует сознание.
- В чем состоит роль труда и языка в возникновении сознания.
- Какова структура сознания.
- В чем состоят функции сознания.
К теме 16:
- В чем состоит связь познания и бытия.
- В чем особенности чувственного и логического познания.и каковы их формы.
- Что такое «агностицизм» в познании.
- Какие существуют подходы к истине и ее критерию.
К теме 17:
- В чем состоит специфика научного познания.
- Какова структура научного познания, его уровни, формы и методы.
- В чем заключаются особенности социального познания.
- Что такое «социальный прогноз».
К теме 18:
- Что сегодня понимается под наукой.
- Каковы основные модели развития современной науки.
- Какова роль техники в развитии общества.
- В чем состоят ограниченности технократического детерминизма.
К теме 19:
- В чем состоят особенности современной техногенной цивилизации.
- Каковы глобальные проблемы современной цивилизации.
- Что такое «информационное общество».
- Существует ли общий путь движения человечества по пути прогресса.
Приложение 4.
II. 4. Примерный список вопросов к зачету
- Мировоззрение и его исторические типы.
- Основные школы древнеиндийской философии.
- Основные школы древнекитайской философии.
- Основные черты античной философии.
- Милетская школа в античной философии.
- Атомизм Демокрита.
- Суть принципа софистов: «Человек есть мера всех вещей».
- Философия Сократа.
- Учение Платона об «идеях».
- Энциклопедическая философия Аристотеля.
- Теоцентризм средневековой философии.
- Спор между номеналистами и реалистами в средневековой философии.
- Патристика и схоластика.
- Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
- Основные вопросы натурфилософии Возрождения.
- Идеи гуманизма в философии Возрождения.
- Вопросы диалектики в философии Н.Кузанского.
- Эмпирическое направление в философии Нового времени.
- Рационализм философии Нового времени.
- Пантеистический монизм Б.Спинозы.
- Плюрализм философии Г.В.Лейбница.
- Французский материализм 18 века.
- Теория познания И.Канта.
- Категорический императив в морали И.Канта.
- Система и метод Гегеля.
- Антропологический материализм Л.Фейербаха.
- Марксистская философия. Материализм и диалектика.
- Основные направления современной западной философии.
- Особенности русской философии и ее переодизация.
- Славянофилы и западники в русской философии.
- Материалистическое направление в русской философии.
- Философия как специфическая форма мировоззрения.
- Предмет философии и ее функции.
- Категория бытия в философии.
- Понятие материи, и ее основные свойства.
- Движение и его свойства.
- Пространство и время как философские категории.
- Диалектика как учение о развитии.
- Диалектика и метофизика.
- Законы и категории диалектики.
- Детерминизм и индетерминизм.
- Понятие развития. Прогресс и его критерий.
- Природа и сущность человека.
- Индивид, личность, индивидуальность.
- Свобода и ответственность.
- Понятие общества и его признаки.
- Социальная структура общества.
- Государство и гражданское общество.
- Культура и цивилизация.
- Проблема типологии исторического процесса.
- Понятие ценностей и их природа.
- Нравственные, эстетические и религиозные ценности.
- Понятие сознания и его структура.
- Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
- Познание, его ступени и формы.
- Понятие истины, ее формы и критерий.
- Научное познание, его формы и методы.
- Понятие науки и модели ее развития.
- Техника и ее роль в обществе.
- Глобальные проблемы, их принципы и пути решения.
Приложение 5.
II. 5.Примерный список вопросов к экзамену.
- Вопросы по истории философии
- Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии.
- Человек в философии и культуре Древнего Востока.
- Основные принципы философского мышления в Древней Индии.
- Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.
- Космоцентризм античной философии.
- Основные этапы развития античной философии.
- Поиск первоосновы мира в античной философии.
- Атомистическое учение Демокрита.
- Суть принципа софистов: «Человек есть мера всех вещей».
- Философия Сократа.
- Учение Платона об «идеи».
- Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
- Теоцентризм средневековой философии.
- Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.
- Патристика: суть учения и основные представители.
- Схоластика и ее роль в философии Средневековья.
- Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
- Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.
- Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.
- Учения Ф.Бэкона и Р.Декарта: общее и различное.
- Эмпирико-сенсуалистическое направление в европейской философии 17 века (Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм).
- Французский материализм 18 в. (Д.Дидро, П.А.Гольбах, К.А.Гельвецкий, Ж.О.Ламетри).
- Монизм, дуализм, плюрализм в философии ХVII века.
- Философские идеалы эпохи Просвещения.
- Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы.
- «Категорический императив» И.Канта.
- Соотношение системы и метода в философии Гегеля.
- Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.
- Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
- Философская концепции К.Маркса.
- Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
- Основные принципы философии прагматизма и его представители.
- Герменевтика как философское направление.
- Человек в «философии жизни».
- Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
- Проблема свободы в экзистенциализме.
- Религиозная философия ХХ века.
- Особенности развития русской философии, и ее периодизация.
- Значение для русской философии творчества М.В.Ломоносова.
- Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».
- Философские идеи Ф.Достоевского и Л.Толстого и их влияние на духовную жизнь России.
- Философская система Вл.Соловьева.
- «Русский космизм» как философское направление.
- Проблема «Запад-Россия-Восток», ее философские аспекты.
- Вопросы по философским проблемам.
- Предмет философии и основные аспекты философского знания.
- Мировоззрение и его исторические типы.
- Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.
- Понятие идеального, Идеальное и реальное, идеальное и идеал.
- Категория бытия в философии.
- Понятие материи и ее структура.
- Движение материи и его формы.
- Идея развития и модификации ее философского воплощения.
- Диалектика и метафизика – две концепции развития.
- Законы и категории диалектики.
- Пространство и время как философские категории.
- Закон и закономерность, Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
- Сознание и бессознательное. Сознание и язык.
- Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.
- Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.
- Основные этапы и формы процесса познания.
- Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истинности.
- Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.
- Методы и формы научного познания.
- Предсказание и прогноз. Научный прогноз. Особенности социального прогнозирования.
- Понятия «общество» и «социальные отношения». Система социальных отношений.
- Социальная структура общества.
- Государство и гражданское общество.
- Понятие ценностей.
- Общественное сознание и его структура.
- Правовое сознание и его особенности.
- Смысл жизни человека. Жизнь и смерть и их отношение к пониманию смысла жизни.
- Программа типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби).
- Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия.
- Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества.
- Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки.
- Философия техники.
- Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки.
- Классификация глобальных проблем.