II.1.Список тем семинарских занятий.

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.

2. Философия Древнего мира.

3. Античная философия.

4. Средневековая философия

5. Философия эпохи Возрождения.

6. Философия Нового времени (ХVII-ХVIII вв).

7. Классический этап философии Нового времени.

8. Современная западная философия

9. Русская философия (Х1Х-ХХ в.в.).

10. Учение о бытии (онтология)

11. Учение о развитии.

12. Природа человека и смысл его существования.

13. Учение об обществе (социальная философия).

14. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология).

15. Проблема сознания.

16. Познание (гносеология).

17. Научное познание.

18. Философские проблемы науки и техники.

19. Будущее человечества (философский аспект).

Приложение 2.

II.2. Список тем рефератов.

К теме 1:

  1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.
  2. Мифология: прошлое и настоящее.
  3. Философия – наука или мировоззрение?
  4. Философия как самосознание эпохи.
  5. Философия и философствование.

К теме 2:

  1. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего Египта и Вавилонии?
  2. Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии.
  3. Философские аспекты буддизма.
  4. Социальный космос Древнего Китая.
  5. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).

К теме 3:

  1. Первые натурфилософские школы древней Греции.
  2. От Пифагора к Платону: становление образа Античного Космоса.
  3. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.
  4. Учение Эпикур о преодолении страха.
  5. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

К теме 4:

  1. Античная и средневековая философии: общее и особенное.
  2. Философские идеи Библии и Корана.
  3. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.
  4. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.
  5. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до настоящего времени?

К теме 5:

  1. Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?
  2. Философские идеи Дж.Бруно.
  3. Проявления секуляризации в философии Возрождения.
  4. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
  5. Принцип согласия всех учений Пико де ла Мирандолы.

К теме 6:

  1. Что значит «знать» (полемика эмпириков и рационалистов).
  2. Паскаль: «Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени».
  3. Каковы философские последствия научной революции ХVII века?
  4. Философские идеалы эпохи просвещения.
  5. Философское значение открытий И.Ньютона.


К теме 7:

  1. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.
  2. Различие между рассудком и разумом у Канта.
  3. В чем Гегель видел «хитрости Мирового Разума»?
  4. В чем причина взлета и исчерпаемости немецкой классической философии?
  5. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

К теме 8:

  1. Аполлоновские и дионисиевское начала в концепции Ницше.
  2. «Экзистенциализм – это гуманизм» Ж.-П.Сартр.
  3. «Первый», «второй», «третий» позитивизм – проблема преемственности.
  4. В чем причина повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка?
  5. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.

К теме 9:

  1. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.
  2. Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.
  3. П.Я.Чаадаев и его историческая концепция.
  4. Место русской философии в мировой культуре. Основные направления развития отечественной философии после 1917 года.

К теме 10:

  1. Природа мифов о сотворении мира.
  2. Научная карта мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.
  3. Социальное пространство и социальное время.
  4. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.
  5. Понятие «природы» и особенности его формирования и эволюции.

К теме 11:

  1. Является ли регресс развитием вспять?
  2. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.
  3. Диалектические законы Гегеля.
  4. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.
  5. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

К теме 12:

  1. Творческие способности человека: их пределы и условия.
  2. Делает ли разум человека человеком?
  3. Смысл жизни. Проблема «подлинного» и «неподлинного бытия».
  4. Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?
  5. Что такое духовные потребности человека?

К теме 13:

  1. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
  2. Чем определяется уровень развития общества?
  3. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.
  4. Может ли общество существовать без власти и без государства?
  5. Существует ля направление в развитии общества?


К теме 14:

  1. Какое общество можно назвать «цивилизованным»?
  2. Как проявляется ценностная ориентация религиозной личности?
  3. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.
  4. Правда и правдоподобие в искусстве.
  5. Почему происходит смена ценностей в истории человечества?

К теме 15:

  1. Делает ли разум человека человеком?
  2. А.А.Ибн-Сина о природе сознания.
  3. Существует ли язык животных?
  4. Искусственный интеллект: надежды и возможности его реализации.
  5. Сознание и бессознательное.

К теме 16:

  1. Есть ли предел познаваемости мира?
  2. В чем социальная опасность искажения истины?
  3. Знание и вера: общее и особенное.
  4. Познание и интуиция.
  5. Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?

К теме 17:

  1. Почему мы доверяем научным выводам?
  2. Предположение и гипотеза.
  3. Возможен ли «социальный эксперимент»?
  4. Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?
  5. Наука и основные стадии ее исторического развития.

К теме 18:

  1. Техника и технология.
  2. Как соотносятся наука и политика, наука и этика?
  3. Техника и исторические этапы ее развития.
  4. Естествознание и техникознание.
  5. Социальная роль техники.

К теме 19:

1. Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху?

2. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

3. В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, а в какой – его разобщенность?

4. Могут ли сценарии будущего быть научными?

5. Какой смысл в классификации глобальных проблем современности?

Приложение 3.

II.3. Примерный список тем контрольных работ.

К теме 1:

  1. Что такое мировоззрение.
  2. Можно ли считать философию наукой.
  3. Зачем наужна философия человеку.
  4. В чем связь философии и другими науками.

К теме 2:

  1. В чем различие восточного и западного стилей философствования.
  2. Какие философские школы относятся к древнеиндийской философии.
  3. Какие философские школы существовали в древнем Китае.
  4. Что представляет собой нравственный кодекс Конфуция.

К теме 3:

  1. Какие основные черты характеризуют античную философию.
  2. Где искали первые древнегреческие философы первооснову мира.
  3. В чем современное значение творчества Сократа.
  4. В чем состояла основное открытие Платона.
  5. В чем состояла энциклопедичность филолсофии Аристотеля.

К теме 4.

  1. Какой основной принцип отличает философию средневековья.
  2. Какие основные этапы средневековой философии.
  3. Какие основные проблемы поставила средневековая философия.
  4. В чем состояло значение философии Фомы Аквинского.

К теме 5:

  1. В чем состоял антропоцентризм философии эпохи возрождения.
  2. Какие основные вопросы натурфилософии Возрождения.
  3. В чем особенности диалектики Н.Кузанского.
  4. Какую роль сыграла Реформация в развитии философии Возрождения.

К теме 6:

  1. В чем различия методов познания, разработанных Ф.Бэконом и Р.Декартом.
  2. В чем суть новой партии мира, разработанной Г.В.Лейбницем.
  3. Как понимать понтеистический монизм Б.Спинозы.
  4. Какие философские вопросы были выдвинуты французским материализмом 18 века.

К теме 7:

  1. В чем состояла новизна теории познания И.Канта.
  2. Каковы особенности диалектики Гегеля.
  3. Что представлял собой антропологический материализм Л.Фейербаха.
  4. Каковы основные проблемы марксистской философии.

К теме 8:

  1. Каковы основные направления современной западной философии.
  2. Что представляет собой позитивизм и его разновидности.
  3. В чем особенности иррационалистической философии.
  4. Каковы особенности экцистенциализма.
  5. В чем новизна герменевтического метода познания.

К теме 9:

  1. Каковы исторические периоды формирования русской философии.
  2. В чем различие славянофилов и западников.
  3. Каковы основные проблемы религиозно-идеалистической русской философии.
  4. Какие вопросы обсуждали представители материалистического направления русской философии.

К теме 10:

  1. В чем состоит смысл понятия бытия.
  2. Какие подходы были выдвинуты в философии к пониманию материи.
  3. Какие основные свойства присущи материи.
  4. В чем различие понятий: «мировоззрение» и «картина мира».

К теме 11:

1. В чем состоит различие понятий «движение» и «развитие».

2. Чем отличается диалектика от метафизики.

3. Каковы основные законы и категории диалектики.

4. Чем отличаются понятия : «причинность» и «детерминизм».

К теме 12:

1. В чем состоит различие понятий: «личность» и индивидуальность». Какова природа человека.

2. Какие концепции человека выдвинуты в философии.

3. В чем состоит различие понятий : «личность» и «индивидуальность».

4. Какие подходы к понятию свободы существуют в философии.

К теме 13:

1. Каковы подходы к пониманию общества существуют в философии.

2. Какова структура общества.

3. В чем значение понятий «культура» и «цивилизация» в понимании общества.

4. Существует ли прогресс в историческом движении общества.

К теме 14:

  1. Что такое ценность.
  2. Какова природа ценностей.
  3. В чем состоит значение ценностей для жизни человека,
  4. В чем специфика ценностей: нравственных, эстетических, религиозных.

К теме 15:

  1. Какие свойства психики образует сознание.
  2. В чем состоит роль труда и языка в возникновении сознания.
  3. Какова структура сознания.
  4. В чем состоят функции сознания.

К теме 16:

  1. В чем состоит связь познания и бытия.
  2. В чем особенности чувственного и логического познания.и каковы их формы.
  3. Что такое «агностицизм» в познании.
  4. Какие существуют подходы к истине и ее критерию.

К теме 17:

  1. В чем состоит специфика научного познания.
  2. Какова структура научного познания, его уровни, формы и методы.
  3. В чем заключаются особенности социального познания.
  4. Что такое «социальный прогноз».

К теме 18:

  1. Что сегодня понимается под наукой.
  2. Каковы основные модели развития современной науки.
  3. Какова роль техники в развитии общества.
  4. В чем состоят ограниченности технократического детерминизма.

К теме 19:

  1. В чем состоят особенности современной техногенной цивилизации.
  2. Каковы глобальные проблемы современной цивилизации.
  3. Что такое «информационное общество».
  4. Существует ли общий путь движения человечества по пути прогресса.

Приложение 4.

II. 4. Примерный список вопросов к зачету

  1. Мировоззрение и его исторические типы.
  2. Основные школы древнеиндийской философии.
  3. Основные школы древнекитайской философии.
  4. Основные черты античной философии.
  5. Милетская школа в античной философии.
  6. Атомизм Демокрита.
  7. Суть принципа софистов: «Человек есть мера всех вещей».
  8. Философия Сократа.
  9. Учение Платона об «идеях».
  10. Энциклопедическая философия Аристотеля.
  11. Теоцентризм средневековой философии.
  12. Спор между номеналистами и реалистами в средневековой философии.
  13. Патристика и схоластика.
  14. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
  15. Основные вопросы натурфилософии Возрождения.
  16. Идеи гуманизма в философии Возрождения.
  17. Вопросы диалектики в философии Н.Кузанского.
  18. Эмпирическое направление в философии Нового времени.
  19. Рационализм философии Нового времени.
  20. Пантеистический монизм Б.Спинозы.
  21. Плюрализм философии Г.В.Лейбница.
  22. Французский материализм 18 века.
  23. Теория познания И.Канта.
  24. Категорический императив в морали И.Канта.
  25. Система и метод Гегеля.
  26. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
  27. Марксистская философия. Материализм и диалектика.
  28. Основные направления современной западной философии.
  29. Особенности русской философии и ее переодизация.
  30. Славянофилы и западники в русской философии.
  31. Материалистическое направление в русской философии.
  32. Философия как специфическая форма мировоззрения.
  33. Предмет философии и ее функции.
  34. Категория бытия в философии.
  35. Понятие материи, и ее основные свойства.
  36. Движение и его свойства.
  37. Пространство и время как философские категории.
  38. Диалектика как учение о развитии.
  39. Диалектика и метофизика.
  40. Законы и категории диалектики.
  41. Детерминизм и индетерминизм.
  42. Понятие развития. Прогресс и его критерий.
  43. Природа и сущность человека.
  44. Индивид, личность, индивидуальность.
  45. Свобода и ответственность.
  46. Понятие общества и его признаки.
  47. Социальная структура общества.
  48. Государство и гражданское общество.
  49. Культура и цивилизация.
  50. Проблема типологии исторического процесса.
  51. Понятие ценностей и их природа.
  52. Нравственные, эстетические и религиозные ценности.
  53. Понятие сознания и его структура.
  54. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
  55. Познание, его ступени и формы.
  56. Понятие истины, ее формы и критерий.
  57. Научное познание, его формы и методы.
  58. Понятие науки и модели ее развития.
  59. Техника и ее роль в обществе.
  60. Глобальные проблемы, их принципы и пути решения.

Приложение 5.

II. 5.Примерный список вопросов к экзамену.

  1. Вопросы по истории философии
  2. Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии.
  3. Человек в философии и культуре Древнего Востока.
  4. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.
  5. Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.
  6. Космоцентризм античной философии.
  7. Основные этапы развития античной философии.
  8. Поиск первоосновы мира в античной философии.
  9. Атомистическое учение Демокрита.
  10. Суть принципа софистов: «Человек есть мера всех вещей».
  11. Философия Сократа.
  12. Учение Платона об «идеи».
  13. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
  14. Теоцентризм средневековой философии.
  15. Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.
  16. Патристика: суть учения и основные представители.
  17. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.
  18. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
  19. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.
  20. Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.
  21. Учения Ф.Бэкона и Р.Декарта: общее и различное.
  22. Эмпирико-сенсуалистическое направление в европейской философии 17 века (Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм).
  23. Французский материализм 18 в. (Д.Дидро, П.А.Гольбах, К.А.Гельвецкий, Ж.О.Ламетри).
  24. Монизм, дуализм, плюрализм в философии ХVII века.
  25. Философские идеалы эпохи Просвещения.
  26. Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы.
  27. «Категорический императив» И.Канта.
  28. Соотношение системы и метода в философии Гегеля.
  29. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.
  30. Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
  31. Философская концепции К.Маркса.
  32. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
  33. Основные принципы философии прагматизма и его представители.
  34. Герменевтика как философское направление.
  35. Человек в «философии жизни».
  36. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
  37. Проблема свободы в экзистенциализме.
  38. Религиозная философия ХХ века.
  39. Особенности развития русской философии, и ее периодизация.
  40. Значение для русской философии творчества М.В.Ломоносова.
  41. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».
  42. Философские идеи Ф.Достоевского и Л.Толстого и их влияние на духовную жизнь России.
  43. Философская система Вл.Соловьева.
  44. «Русский космизм» как философское направление.
  45. Проблема «Запад-Россия-Восток», ее философские аспекты.
  46. Вопросы по философским проблемам.
  47. Предмет философии и основные аспекты философского знания.
  48. Мировоззрение и его исторические типы.
  49. Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.
  50. Понятие идеального, Идеальное и реальное, идеальное и идеал.
  51. Категория бытия в философии.
  52. Понятие материи и ее структура.
  53. Движение материи и его формы.
  54. Идея развития и модификации ее философского воплощения.
  55. Диалектика и метафизика – две концепции развития.
  56. Законы и категории диалектики.
  57. Пространство и время как философские категории.
  58. Закон и закономерность, Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
  59. Сознание и бессознательное. Сознание и язык.
  60. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.
  61. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.
  62. Основные этапы и формы процесса познания.
  63. Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истинности.
  64. Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.
  65. Методы и формы научного познания.
  66. Предсказание и прогноз. Научный прогноз. Особенности социального прогнозирования.
  67. Понятия «общество» и «социальные отношения». Система социальных отношений.
  68. Социальная структура общества.
  69. Государство и гражданское общество.
  70. Понятие ценностей.
  71. Общественное сознание и его структура.
  72. Правовое сознание и его особенности.
  73. Смысл жизни человека. Жизнь и смерть и их отношение к пониманию смысла жизни.
  74. Программа типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби).
  75. Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия.
  76. Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества.
  77. Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки.
  78. Философия техники.
  79. Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки.
  80. Классификация глобальных проблем.

Наши рекомендации