Космическая философия. Естественнонаучный (К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский) и религиозно-мистический космизм.
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935).
Основные труды:
"Воля Вселенной",
"Разум и воля",
"Грёзы о Земле и Небе",
"Исследование мировых пространств реактивными приборами",
"Цели звездоплавания".
Если Фёдоров возвестил идею бессмертия человечества, не только ныне живущего, но и всех предшествующих поколений, то Циолковский выдвинул идею космического взгляда на вещи. Он писал, что "постарается последовательно произвести космический взгляд на все вещи".
Он не получил фундаментального образования, а потому его взгляды поначалу были достаточно эклектичны. С одной стороны ему был свойственен реализм (тогда имелось в виду материалистическое мировоззрение), а с другой стороны, по его мнению, существует судьба, которая управляет жизнью человека. Конечной причиной всего является внеземная, внематериальная причина, а именно бог. Однако в начале 1920-х годов он уже отказывается признавать в качестве первопричины бога, более того, впоследствии он пишет, что вера в бога не совместима с наукой. Таким образом, Циолковский переходит на материалистические и атеистические позиции. Он писал, что нет ни одного места во Вселенной, где не было бы пространства, времени и материи, которые при этом являются бесконечными, непрерывными и вечными. Циолковский пытался также найти некий материальный элемент, из которого состоит всё во Вселенной. Этот элемент он нашёл в атоме, но изначально наделил его чувствительностью и назвал "чувствующим атомом". То есть Циолковский одновременно является и материалистом, и панпсихистом (сторонником мнения, что чувствительность присуща всему во Вселенной).
С этим связана космическая этика Циолковского. Так как все объекты во Вселенной обмениваются чувствующими атомами, то они должны заботиться о мировом целом. Добром Циолковский считал усложнение во Вселенной, поскольку, по его мнению, наиболее благое состояние для чувствующего атома - находиться в системах более сложной организации. Циолковский также утверждал, что всё во Вселенной пронизано силами жизни и разума, и даже существует внеземной разум. Эти внеземные разумные существа всему во Вселенной дали положительный эволюционный ход. Землю же они оставили в качестве заповедника, где всем живым организмам была предоставлена возможность развиваться естественным путём.
Циолковский известен также как вестник новой, космической эры человечества. В своей работе "Исследование мировых пространств реактивными приборами" он на основе классической механики создал теорию реактивного движения, а также выдвинул проект ракеты на жидком топливе с определёнными органами управления, показал неизбежность выхода человека в космос и исследования там различных объектов.
В работе "Цели звёздоплавания" Циолковский также поднял проблему бессмертия всего человечества. Он считал, что бессмертие неразрывно связано с космической экспансией и созданием ракет, то есть техническим развитием, а также лучшей социальной организацией людей.
Александр Леонидович Чижевский (1897-1964).
Основные труды:
"Земное эхо солнечных бурь",
"Физические факторы исторического процесса".
Чижевский, в отличие от всех других учёных и философов, пытался выявить физические факторы социальных процессов, все остальные до него пытались выявить экономические, политические и идеологические факты.
Чижевский показал, что все процессы на нашей Земле (даже социальные и человеческая история) связаны с процессами, которые происходят в космосе. В основном с ритмическими процессами в космосе, а именно с пятнообразующей деятельностью Солнца, то есть периодами солнечной активности. Эти периоды могут длиться от 7 до 16 лет, но в среднем - 11. Выделяются следующие фазы: минимум, подъём, максимум и спад солнечной активности. Чижевский попытался увязать эту пятнообразовательную деятельность Солнца с процессами, происходящими в человеческой истории.
Он поднял все письменные источники человечества на тот период времени, и выявил закономерность, что период минимума солнечной активности благоприятно сказывается на развитии науки и искусства, период подъёма связан с выдвижением различных политических деятелей и основанием ими различных политическими движений, период максимума связан с различными социальными катаклизмами: войнами, переселениями народов, революциями.
Примеры из истории Франции 19 века:
1830-1848 гг., 1871 г - Революции и Парижская коммуна совпадают с пиками солнечной активности
Примеры из истории 20 века:
1906 г. - революция 1905-1907 гг
1917 г. - революция, а также 1-я мировая и гражданская войны
1928 г. - захватническая деятельность фашистских Японии и Италии
1939 г. - начало 2-й мировой войны
1989 г. - бархатные революции в Восточной Европе
2000 г. - война в Чечне, война в Югославии.
Пик максимума солнечной активности приводит к различным заболеваниям человечества, эпидемии чумы и психологических болезней (виттовых плясок) совпадают с пиками солнечной активности. Максимумы солнечной активности совпадают с максимумами численности крыс, то есть космические ритмы влияют на весь биологический мир, а не только на человечество.
Солнечная активность влияет на электромагнитное поле Земли, которое влияет на физиологию, а затем и на психологию человека. То есть в эти периоды человек теряет часть своей способности адекватно отвечать на раздражители.
При этом Чижевский вовсе не говорит, что если есть максимум солнечной активности, то обязательно произойдёт какой-либо социальный катаклизм, для этого должны существовать также определённые социальные, экономические и политические предпосылки. Более того, Чижевский говорит, что вероятно не только периоды солнечной активности влияют на процессы истории человечества, но нужно обращать внимание и на ритмы всей Вселенной.