Проблема соотношения материи и сознания в онтологическом и гносеологическом аспектах.
конецформыначалоформыТеория познания(гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания н реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем. Употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание. (Исп.термин"эпистемологи"). Эти термины «гносеология» и «эпистемология»могут совпадать по содержанию,являются тождественными. Теория познания тесно связана, как онтология — учение о бытии как таковом, и диалектика — учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания, «центром» всей гносеологии является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. Познавательный процесс всегда происходит в определенном социокультурном контексте. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины.Материал для выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки, история философии и науки.Строить теорию познания только и исключительно на основе анализа математического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический позитивизм) — значит поступать односторонне, а следовательно, ошибочно. Знания всегда обусловлены потребностями общества .
Философские методы — диалектический, феноменологический, герменевтический н др. Это н то, что называют общенаучной методологией — системный, структурно- функциональный, вероятностный и др. подходы. Это общелогические методы: анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия н др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом се специфики.
Познание и практика Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм знания подчеркивали многие философы разных ориентации —«действие», «деятельная жизнь», «опыт» («опыт жизненного мира», «опыт повседневной жизни» и др.), «физическая жизнь», «опыт в целом» и т. п. Гегель
Практика («добро, «поля», «практическая идея») —одна из основных категории гегелевской диалектики как Логики и теории познания.В процессе практики человек создает новую реальность — мир материальной и духовной культуры, новью условия своего существования, которые lie даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса.Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Важнейшие формы практики: материальное производство; социальное действие; научный эксперимент. Основные функции практики в процессе познания 1. Практика является источником познания2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. 3. Практика является опосредованно целью познания. 4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
Онтология- сущее, то, что
существует — учение, наука) — раздел философии, изучающий проблемы
бытия; наука о бытии.
Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов,организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.
Основной вопрос онтологии: что существует?
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания
универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и,возможно, не сводился бы к ним.
Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые
постулируются данной теорией в качестве существующих.
Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к
досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической
проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное
место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов
(универсалий).
В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие
философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер
(«фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии
вызывает онтологические проблемы сознания.
Онтология в точных науках
Типы онтологий
Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от
предметных областей.
Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно
применяется для того, чтобы уточнить понятия определённые в мета-онтологии
если используется) и/или определить общую терминологическую базу предметной
области.
Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую
базу задачи, проблемы.
Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий,выполняемых объектами предметной области или задачи.
Модель онтологии
Формально онтология определяется как O = <X,R,F>, где
X — конечное множество понятий предметной области,
R — конечное множество отношений между понятиями,
F — конечное множество функций интерпретации.
«Веды» и индийские философские школы.
Давнеарийское мировозр. мифологично и многобожно. Ритуалы принесения жертв и соотв. культы были в центре рел. традиций ариев. Эти ритуалы во II-I в. до н.э. были оформлены в священные тексты - веды: ригведы (1028 гимнов), самаведа (1549 песнопений); Яджурведа (2000 гимнов); Атхарведа (731 заклинание). Веды- сборник древних мифов- священные книги. В ведах наблюдается акт творения мира, сопровождающийся жертвоприн. Далее веды обогатились научн. знан о др. странах, о небесных светилах, о войнах. Осущ. постепен. переход от многобожеской религии к одному богу. Но сначала выделяют 3 бога. Брахман - бог - творец. Вишна Бог -покровитель (от него Кришна царь воинов и покровитель пастухов) Шива - хозяин животного мира. На смену религии вед приходит Брахманизм. Брахманизм сложился как система рел - фил взглядов и культовой практики. Главный бог этого периода Брахма, рассм. в 2 аспектах : - как смертный, воплощенный в каждом ч; - бессмертный, в кот. может превретится ч. душа. Брахман - абсолютное дух. начало, из кот. возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б. Сам же он - вне, времени и пр-ва, внепричинно - следственных отношений, свободен от качеств и действий, не постигаемый обычным сознанием. Только тот, кто это осознает может вырваться из цепи перерождений (основа брахманизма - учение о переселении духа (сансара) в соответствии с законом воздояния (карма)). И душа, его вознесется, к брахме. В соотв. с такой концепцией в соц. сфере - касты. 1) Наиболее неразвитые души - шудры зернораб., коренное население; 2) Вайшья (желтый цвет) землевладельцы, рем-ки, торговцы. 3) Еще выше - кшатрии (красный цвет) - высшая военная знать, представители власти) 4) Самая высокая ступень среди людей - брахманы (белый цвет) В брахманизм входят 6 систем, одна из них система йога. Соблюдаются брачные законы -наследие каст. Упонишады- совокупность определенных религиозных, философских текстов 9-16в. до н.э. Природа и сущность мира док-ся более логично, последовательн, чем в ведах. Появл. эл-ты ест- научн.и соц. знания. Центр. образы - брахман и атман. Брахман выражает нечто, имеющее отнош. к объек. аспекту бытия, Атман - аспект душевного. Из Брахмана возникло пространство-> ветер-> огонь-> вода-> земля-> травы-> пища-> человек. Когда Брахман сотворил миры, он связал их в единство. В определенный момент времени эти миры прекратят свое существование. Брахма- нечто более универсальное,прародитель всего. Век Брахмы состоит из 3 дней и ночей. Рождение мира имеет цикличность.Гносеология упонишад- высшее и низшее знание. Низшее- грамматика, обряды, астрономия. Высшее- постигает вечное неприходящее, пребывающее в Атмане. Познание сущности- путь познания- от низшего к высшему. Кто познал высшее знание- обрел вечное блаженство. Мы видим покрывало, смутные образы. Если поднять покрывало- увидим истину, но для этого нужны усилия. Этика упонишад- определенные правила, нормы, посредством которых человек подготавливает себя к постижению этого высшего знания .