Философия как мировоззренческая система

В понимании содержания, смысла и значения философии сложились разные подходы. От Пифагора идет традиция, определяющая философию как любовь к мудрости.Согласно Платону философия понимается как способ мышления о вечных истинах.Аристотель видел в философии способ познания первоначала, первопричины мира.Всех философов объединяет общая ориентация, определяемая той или иной исторической эпохой. На разных этапах истории центр внимания философии перемещается …

от природы к мифу, (этап зарождения философии - 8 век до н.э.)

от мифа к логосу, ( древняя философия - с 6 века до н.э. по 4 век)

от логоса к тео (богу), ( средневековье - с 5 по 15 век)

от бога к науке, ( эпоха Возрождения и Нового врем. 16-18 в.в.)

от науки к искусству, (постклассический иррационализм 19 века)

Предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире.Между предметом и структурой философии складываются прямые и обратные связи. Предметная специфика привносит в структуру философии идею концептуального единства мира, а структура философии раскрывает в предметности мира его конкретное богатство и бесконечное многообразие.

Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия.В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины:Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.;Гносеология как учение об общих законах и формах познания;

Логика как учение о нормах и законах мышления;

Эстетика как учение о красоте и гармонии мира;

Этика как учение о нравственном отношении человека к миру.

В общей структуре философии выделяются следующие категории:

1) философские категории-причина и следствие, сущность и явление;

2) философские идеи -идея развития, идея абсолютного духа, идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы;

3) философские принципы-принцип развития, принцип материального единства мира; принцип детерминизма (причинности);

4) философские идеалы-Фил.ид.содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Фил.ид, могут перобразовываться в убеждения, установки, цели его жизни.

5) философские теории и учения-Фил.т.представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека.фил.т.могут выступать методологическими средствами для обоснования различных фил-х учений.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы - мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.

Выделяются такие функции как:

Гуманистическая функция -проблематика человечности и социальной гармонии.

Информационно-отражательная функция -простой и ясный способ выразить все сложное бесконечное многообразие мира.(символы)

Идеологическая функция- на соц.уровне вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов.

Социально-нравственная функция-сознательно-нормативное отношения между людьми

Художественно-эстетическая функция -образы и понятия

Вторая группа - методологические функции, которые предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности.

методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

Логическая функция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении. Эвристическая функция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия. Селективная функция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.

Интеграционная функции направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом.

Категории философии.

Проблема бытия. Категории.

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент.Принципы,наиболее общие сущности и категории сущего.

Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория “ничто”. У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой, итд. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П. существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок.

Наши рекомендации