Философия И. Канта как синтез эмпиризма и рационализма в теории познания. Учение Канта об априорных формах сознания
Философское развитие Канта делится на 2 периода. В первый докритический период (до нач. 70-х г.г.) пытался решать философские проблемы - о бытии, философии природы, религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращения к опытным данным). Рассмотрел новую, немеханическую картину вселенной.Все тела состоят из атомов, которые обладают присущими им силами притяжения и отталкивания. На основе этих сил строится космогоническая теория происхождения планет и звезд.
Идея постоянного возникновения и уничтожения материи. Критическое отношение к формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон. Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате приливов. Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и реальным, ввел понятие об отрицательных величинах. Роль формально--дедуктивных методов ограничивается в пользу опыта.
Во 2-й период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаём лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался:
1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить, на чем основывается достоверность знаний.
3. исследовать формы и категории научного мышления.
Учение о знании. Делит знание на опытное (пастериорное) и доопытное (априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое всеобщее знание есть априорное, внеопытное по своему принципу.
Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и
предикатами суждения. Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют протяжения)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, то это синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синтеза суждений.
1. связь предиката с субъектом мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) - апостериорные
2.эта связь не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него - априорные суждения. ( все, что случается, имеет причину). Априорным суждениям Кант придает большое значение. Вопрос об априорных синтетических суждениях он ставит в след форме:
1. как возможны такие суждения в математике.
2.как возможны они в теоретическом естествознании
3.возможны ли они в метафизике.
Решение этих вопросов он связывает с исследованием 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.
Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом
естествознании являются категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое из опыта. Т.е. категории не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По Канту ни ощущения ни понятия сами не дают знания.
Ощущения без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями. Условие такого единства состоит в единстве самосознания. Категорий:
1) количество: единство, множество, совокупность;
2) качество: реальность, отрицание, ограничение;
3) отношения: присущность, самостоятельность, существование;
4) модальность: возможность-невозможность, необходимость -случайность, существование-несуществование.
Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составляют определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием.
Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое созерцание с рассудочной деятельностью. Природа реальна только в эмпирическом смысле --- как мир явлений, феноменов.