Философия Р. Декарта как основание рационализма в теории познания
Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Дуализм допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую --- физика. Метафизика --- вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В границах его физики материя представляет собой единую субстанцию, единое основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления:
"Я мыслю, следовательно, Я существую". В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.
Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности.
Сводит все качественное разнообразие природных явлений к : 1. материи, тождественной с пространством и 2. к ее движению. Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты.
Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существования мира необходимо доказательство существования бога. В числе прочих идей в уме существует идея бога. Как понятие о существовании всесовершенного, идея бога обладает большей реальностью чем все другие идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее находится в следствии. Т.к. мы существуем и т.к. мы суть следствия первопричины, то существует и сама первопричина, т.е. бог. Но если всесовершенный бог существует, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.
Человек есть соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с волевой и мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы.
Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к которым он относит прежде всего математические аксиомы.
В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.
В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает из самой природы человеческого ума.
В лог цепи дедукции, следуя за аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.
Вооружённый интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае, если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4 требований:
1.допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо. Не могут вызвать никаких сомнений в истинности;
2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы
3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
4. не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.
Философия Спинозы
Основная цель философии - завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе.
Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что то же самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы.
Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субстанции) может быть доказано, т.е существование бога может быть выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единичная вещь не обладает свободой.
От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Модусы двух видов --- бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные.
Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанции во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление. (атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество.
Материя есть причина самой себе. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный модус.
Спиноза --- последовательный детерминист. Причинность двоякого рода: внутренняя (имманентная) и внешняя (механическая). При изучении модусов признавал значение случайности.
Человек как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек есть существо, в котором модусу протяжения - телу, соответствует модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и аффектам (радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как поведение, основанное на познании необходимости. Свободен может быть не народ, а мудрец.
Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция --- высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности --- ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство --- демократическое правление, всевластие государства ограничено требованием гражданских свобод.
Философия Лейбница
Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометрические, но не физические св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие св-ва, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.
Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создающая умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием.
Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность и движение --- сущность монады. Каждая монада есть и обоснование своих действий, и их цель. Душа --- цель тела. взаимодействие души и тела монады есть Богом предустановленная гармония. бог есть абсолютная монада.
Каждая монада одновременно – форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определённой формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому природу нельзя объяснять только законами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель.
Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому Лейбниц называл монады "живым зеркалом" вселенной.
Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.
Движение сила развития. В монаде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление.
В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые различными в способности представления.
На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального)--- монады жизни (неорганическая природа).
Затем монады со смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя)---монады души (животные).
Высшая ступень - отчетливое представление---монада духа (человек).
Центральное понятие теории Лейбница - понятие о "малых перцепциях", т.е о бесконечно малых разностях между ступенями развивающегося сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние монад всегда:
1. чревато будущим
2. обременено всем ее прошлым. Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния.