Вопрос Философский смысл категории бытие. Онтология.
Онтология как учение о бытие – метафизика бытия.
Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Наиболее яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и Аристотеля. Космос – высший разум. У Ксенофана Бог тождествен Космосу. Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. Мир по Гераклиту – упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богом, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. На основе превращения Огня строится космология Гераклита. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости.
В античности возникли две противоположные концепции бытия:
1 Концепция Гераклита – он считал что мир есть и будет огнем. По Гераклиту происходит бесконечный процесс перехода из одного в другое т.е. становление. Он сформулировал закон самоперехода, самовозвраения, противоборства и обновления субстанции.
Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это изменившись есть то и та изменившись есть это.
2 Концепция Парменида – бытие однородное, неизменное, неподвижное, неделимое, единое. С одной стороны есть неизменная и не становящаяся основа, с другой есть подвижная эмпирическая видимость. Парменид полагает что нельзя доказать что несуществующее есть. По Пармениду закон тождества: тождественны бытие и мышление.
Развивает идеи Парменида – Платон: у него разделены мир знания и мир мнения.
Бытие – вечное, неизменное, то что познается разумом.
Аристотель: отвергает учение об идеях как о сверхъестественной сущности. Он называет сущностью бытием) индивидуумы. Вторичные сущности – виды и роды. Так появляется идея умопостигаемого предмета.
Формы бытия:
1 Бытие природы – все материализованные формы природы которые просуществовали в прошлом и будут существовать. Основная чечта этой формы бытия ее первичность и объективность. Различают первую природу и вторую природу ( предметно-вещественный мир созданный людьми для удовлетворения своих потребностей).
2 Бытие человека – бытие его телесности как части природы, бытие его духовности, как разумного обладающего сознанием вещества.
3 Бытие общества как системы социальных отношений и связей.
4 Бытие духовного.
Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).
Онтология - раздел философского знания, изучающий проблемы бытия.
Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии – античность.
Философская школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия – элейская (Древняя Греция).
Понятие «бытие» впервые использовал Парменид (540–480 до н.э.), греческий ученый. Бытие – это то, что всегда есть. «Бытие есть, а небытия нет».
Бытие - включает все сущее (т.е. существующее): природа, общество, мышление, все материальное и идеальное.
Форма бытия, тенденции развития которой выражают следующие понятия - «технологизация», «институциализация», «глобализация» есть бытие социального (т.е. общества).
Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.
Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».
Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)