Русская религиозно-идеалистическая философия19-20 вв. Соловьев о всеединстве.

Русская религиозно-идеалистическая философия ½ XX в. В.Розанов, Л.Шестов, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, Е.Трубецкой и др.

Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии начала нынешнего века, базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой – на длительном процессе развития отечественной философии. Русская религиозно-идеалистическая философия начала 20 в. как бы следовала по пути славянофилов. Однако она отличалась от них положительной оценкой современных им исканий западной философской мысли.

В.В. Розанов был в высшей степени оригинальным философом, обладавшим большим литературным талантом. Цельность и единство внешне пестрому творчеству Розанова придавала его приверженность ряду основных тем, главнейшие из них – религия, любовь и Родина. Розанов был глубоко верующим человеком. Бог для него безусловно существует. «В конце всех вещей – Бог. И в начале вещей – Бог. Он – все. Корень всего», - писал он в «Опавших листьях». Хотя он резко критиковал христианскую религию и церковь, его критика была формой богоискательства. Он верил в Бога на уровне интуиции, подсознания. В понимании сущности человека он отстаивал представления о единстве божественного и природного начал духа и плоти человека. Ярчайшим воплощением человеческой сущности он считал половую любовь – высший синтез души и тела. Половая жизнь, убеждал Розанов, не есть нечто постыдное, запретное, а есть мистическая основа жизни человека, семьи, общества. Тема судеб России – одна из главных связывающих нитей его творчества. С большой любовью относясь к своему народу, В.В. Розанов в то же время резко выступал против темных саморазрушительных сил в русской натуре. Главным причинами этой тяжелой болезни он считал «ложный пафос общественности» в сочетании с традиционной русской ленью, нежеланием делать регулярную работу, нигилизм. Что бы ни творилось в России, он неизменно любил ее страстной, преданной любовью, он верил в ее будущее.

Н.А. Бердяев был самой яркой личностью в русской философии 20 века. Бердяев был прежде всего философом-моралистом. Моральная проповедь Бердяева наполнена пафосом высвобождения духовных начал в человеке. Своеобразие бердяевского подхода состоит в том, что нравственное возвышение людей, по его мнению, не может делом одиночек, а достигается только путем преодоления изолированности людей друг от друга. Этические проблемы занимают особое место в творчестве Бердяева. Поэтому его философию иногда называют философией панморализма. Его философия является подлинным гимном человеку, ярким выражением абсолютного поклонения ему. По мнению философа, человек является абсолютным центром всего бытия. Идее личности, считает он, должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. По Бердяеву, человек в его творческой деятельности как бы дополняет божественную жизнь. Личность не только сопоставима с Богом, но и безусловный приоритет перед обществом. Она представляет собой большую Ценность, чем общество, нация, государство.

Л. Шестов своим творчеством он наиболее ярко выразил основное содержание Ренессанса – стремление утвердить религиозную философию, основанную на вере и развенчать философию рационализма. Свою главную идею – утверждение философии теоцентризма, всецело основанной на вере, Шестов обосновывает путем доказательства иррациональности бытия и острой критики философии рационализма. Главный вывод Шестова: истинная философия вытекает из того, что есть Бог. Выступая против рационализма, Шестов развивал религиозную философию. Он был одним из ярких представителей русской экзистенциальной философии, исследующей проблемы существования человека.

Критически относясь к философии В. Соловьева в целом, П.А. Флоренский обычно избегает самого термина «всеединство». Но главная идея книги «Столп и утверждение истины» состоит в обосновании мысли о том, что именно всеединство – основной принцип бытия. Сущностью всеединства у Флоренского является любовь, создающая и скрепляющая единство. В дальнейшем он обращает внимание на разные уровни осуществления всеединства в различных областях реальности, как материальной, так и духовной. В процессе движения по этим ступеням решающая роль принадлежит религии.

Другим крупным продолжателем идей В. Соловьева был С.А. Булгаков. Мир, согласно учению С. Булгакова, представляет собой такое творение, основой которого является особое, идеальное, божественное начало, именуемое Святой Софией. Поэтому мир в целом заслуживает к себе не негативного, а позитивного отношения. В творчестве С. Булгакова наиболее полно выразились основные черты разнообразных учений в русской философии о софийности мира и человечества и важнейшая из них – стремление утвердить идею совершенства, красоты, божественности природы и человека.

Известным последователем философии В. Соловьева был также С.Л. Франк. Основной мотив его философии – стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру. По мнению Франка, всякая вещь и всякое существо в мире есть нечто большее и иное, чем все, сто мы когда-либо сможем о нем узнать. Поэтому только при соединении рационального и иррационального, интуитивного способов постижения может быть раскрыт сам предмет в его трансцедентальной реальности.

Проблемы особенностей русского самопознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой В. Соловьевым «русской идеи». Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е. Трубецким, В. Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого всеединства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного.

Религиозно-идеалистическая философия В.Соловьёва. Концепция всеединства.

Соловьёв создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Внешний опыт (положительная наука) могут давать материал, а разум (философия) – лишь форму для постижения истины (всеединство сущего). Основой знания является опыт внутренний, вера. Философия и наука имеют ценность только в единстве с религиозной верой: знания о реальном мире даёт наука, об идеальном мире – философия, о Боге – только вера. Цельное знание – это синтез науки, философии и веры. Абсолютно единым является Бог. Веру он ставит выше разума, религиозная вера – высший тип познания. Мир в своём развитии проходит два этапа: до человека – эволюция природы, история (деятельность человека). Конечным результатом развития мира является царство Божие, то есть восстановление всеединства. Эволюция состоит из 5 ступеней: неорганическая природа, растительное царство, животное царство, человеческое царство, Божье царство. Процесс единства, соединение человека и Бога происходит не в реальном мире, а в сознании человека.

Смысл истории в постепенном нравственном совершенствовании человека с помощью усвоения им христианских начал. В центре всемирной истории Христос. Общество должно представлять церковно-государственную организацию, богочеловеческий союз.

Национальное – все положительные явления и достоинства народа. Национализм – всё негативное с точки зрения христианства.

Предметом нравственной философии являются добро и правда. Смысл жизни – в служении добру. Он выступал за уважение «нравственного достоинства личности». Целью политики является уничтожении рабства и эксплуатации. Источником абсолютного добра является Бог. Искусство должно служить добру и истине.

Наши рекомендации