Объективный идеализм Гегеля, его диалектика, «Триада» Гегеля и ее философский смысл.
Гегель-1770-1831. Идеалист и диалектик. Объективно-идиалистической основе он развил учение о категории и диалектики. Впервые в систематиризированом виде разработал основные принципы диаликтической логики и подверг критике метафизический метод мышления. Гегель утверждал,что категория это объективные формы действительности,в основе который лежит мировой разум,мировой дух. Это деятельное начало давший импульс к возникновению мира. Философские взгляяды Гегеля проникнуты идеи развития,он считал что невозможно понять явления не уяснив всего пути который оно совершило в своем развитии. Что развитие происходит не позамкномнотому кругу,а поступательно от низших форм к высшим,что в этом процессе возникает переход количественых изменений в качественые,что источником развития являются протеворечия,котоые движут миром.его известная работа Наука Логики.,в которой говорится о теории познания,учение о мире и категории философии. Закон отрицание отрицание,закон кол-ые изменений в качественные,Закон единства и взаимоперехода противоположностей: свойства противоположностей, виды противоречий,Закон единства и взаимоперехода противоположностей: свойства противоположностей, виды противоречий.
17.Русская философия и ее особенности. П.Я.Чаадаев об исторической особенности России.Русские философы: Достоевский (оказал влияние на экзистенциализм), Толстой, Герцен, Бахтин, Бердяев, Булгаков, Лесков, Сорокин, Соловьев.Русская философия отразила особенности русско-славянской культуры. Долгое время в России были переводные источники,которые пришли к нам с Византии. Серьзные духовные искания произошли под покров провославной церквью. Коренной перелом произошел в петровскую эпоху. В этот период Россия вышла на новый уровень просвещения,менялся уровень жизни,резко возрасла контактность России с европой. В 1755 г. издается указ об открытии МГУ,первый ректор Ломоносов. Одним из первых русскую философию представил П.Я.Чаадаев,учился с Пушкином в царсо-сельском лицее,несколько лет жил заграницей,активно занимался исследовательской деятельности. Состоял в переписке с Шеллингом. Главная его работа это «Философские письма»,цикл состоит из 8,объм 400 стр. возвратившись в Россию,в журнале Телескоп,опубликовал первые философские письма,которые вызвали огромной скандал.В «Апологии сумасшедшего» (1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России. Россия, полагал Чаадаев, восприняла религию и культуру от Византии, находившейся вне Востока и Запада, и потому осталась вне истории мировой цивилизации. Изоляционизму и государственничеству православия Чаадаев противопоставлял католицизм с его идеей всеобщности и надгосударственности. Резко отрицательная характеристика России. В письмах поднимались вопросы Почему Россия не такая,как Европа?Перспективы России,какако ее место в мире.
Чаадаев считал,что Россия стала утрачивать сою самобытность,основной причиной он считал религиозный фактор. Религия как фактор соц.развития Россииприняла христианство в др. форме и она навсегда отпала от 19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы)Европы. После Чаадаева философия стала развиваться.
18.Марксистская философия:: проблемы общественно-исторического развития и преобразования общества.
Карл Маркс (1818 – 1883) – родился в Трире, в семье юриста. Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – сын крупного капиталиста. Они были большими друзьями, их дружба – образец взаимопонимания между людьми. К.Маркс с самого начала отказался от обычной карьеры человека своего круга. Он поступил на юридический факультет Берлинского университета, но докторскую диссертацию написал на философскую тему. Он увлекся философией Гегеля. В то же время его интересовали экономические и социально-политические вопросы.Главный труд Маркса «Капитал» посвящен исследованию политической экономии.
Марксистская философия берет свое начало в философии Гегеля. Маркс использовал даже гегелевскую манеру философствования. После периода увлечения Гегелем он пережил увлечение Фейербахом. Прочитав сочинение Фейербаха «Сущность христианства», он пересмотрел свои философские взгляды в сторону материализма и атеизма.В сущности, марксистская философия – это эклектическое соединение элементов материализма и идеализма – гегелевской философии.По Марксу история человеческого общества – это ряд, сменяющих друг друга общественно-экономических формаций, в которых главную роль играет способ производства материальных благ. Он различал пять формаций: первобытнообщинный строй; рабовладение; феодализм (крепостной строй); капиталистический строй; коммунистический строй. Каждая смена общественно-экономических формаций – это революция. Революцию он определял как ускоритель исторического прогресса.
Во взглядах на общество Маркс не был материалистом, хотя и утверждал, что материальное бытие людей первично, а сознание вторично. Он упор делал на законы истории, которые управляют поведением людей. Люди могут только открывать эти законы и использовать их, но по-настоящему не могут изменить ход истории своей личной волей. Позиция Маркса на историю – это позиция умеренного фатализма. История есть нечто великое, мощное, чему человек должен подчиняться. Человек у него оказался подчиненным обществу. Маркс видит только одну сторону медали – слабость индивидуума и силу общества; в действительности отдельный человек может быть сильнее общества.
Марксисты считали, что богатство людей зависит от богатства общества: люди должны работать на государство, оно будет богатеть а вместе с ним и отдельные члены общества. В ХХ веке они попытались доказать это на практике. В итоге ничего у них не получилось. Было создано общество всеобщего равенства и всеобщей бедности.Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Познание - центральный процесс в диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.