Тема 11. Современная зарубежная философия.
1. В позитивизме О. Канта главной задачей философии является:
а) анализ истории развития науки;
б) систематизация научного знания;
в) анализ языка науки.
2. Неопозитивистский подход к науке сосредоточен на:
а) обобщении научного знания;
б) осмыслении истории развития науки;
в) логическом анализе языка науки;
г) на единстве логики и истории.
3. Для «протокольных предложений» характерны их:
а) фальсифицируемость;
б) верифицируемость;
в) независимость друг от друга;
в) теоретическая нагруженность.
4. С точки зрения К. Поппера в основе развития науки лежит:
а) смена парадигм;
б) конкуренция гипотез и решение задач;
в) смена исследовательских программ.
5. В постпозитивизме доминируют проблемы:
а) закономерностей развития науки;
б) строгого различения научного и вненаучного знания;
в) анализа логической структуры научного знания;
г) взаимосвязи научного и философского знания.
6. Согласно учению Л. Витгенштейна язык – это:
а) форма жизнедеятельности;
б) первичная система знаков;
в) универсальное средство коммуникации.
7. Понятие научной «парадигмы» введено:
а) К. Поппером;
б) П. Фейерабендом;
в) Т. Куном.
8. Бытие человека в мире, согласно 3. Фрейду, в конечном счете, определяется:
а) взаимодействием «Я» и «Оно»;
б) энергией «либидо»;
в) взаимодействием «Эроса» и «Танатоса»;
г) сферой «Сверх - Я».
9. С точки зрения 3. Фрейда культура имеет своим основанием:
а) взаимодействие «Эроса» и «Танатоса»;
б) отказ от удовлетворения желаний бессознательного;
в) энергию «либидо».
10. Человек, согласно учению 3. Фрейда, руководствуется в повседневной жизни:
а) практической целесообразностью;
б) принципом удовольствия;
в) нравственными принципами;
г) принципом реальности.
11. С точки зрения психоанализа аналогом «категорического императива» выступает:
а) бессознательные влечения;
б) голос совести;
в) социокультурные запреты;
г) требования разума.
12. Главными принципами структурализма являются:
а) структура производна от истории;
б) структура первичнее истории;
в) аналогичность языковых структур и механизмов бессознательного;
г) взаимозависимость внутреннего и внешнего.
13. Объективность исследования знаковых систем с точки зрения структурализма достигается на основе выявления:
а) взаимосвязи части и целого, единство элементов и структуры;
б) бессознательных объективных отношений;
в) роли внешних условий на функционирование системы.
14. Целью герменевтического исследования текстов является:
а) вживание в душевный мир автора;
б) историко-генетическое объяснение;
в) выявление смысловой структуры текста.
15. В философской герменевтике познание выступает как:
а) способ бытия человека в мире;
б) способ познания мира;
в) средство передачи культурного опыта.
16. Экзистенция – это:
а) внутренний мир человека;
б) переживание бытия на грани миров;
в) выход к подлинному бытию.
17. С точки зрения религиозного экзистенциализма
божественное существует:
а) в самом акте веры;
б) как предпосылка веры;
в) как абсолютное бытие.
18. С точки зрения Ж.-П. Сартра подлинное бытие
осуществляется:
а) в безоглядном выборе;
б) как предпосылка веры;
в) «желанием быть Богом».
19. Кому принадлежит высказывание «Вынести суждение о том, стоит ли
жизнь труда быть прожитой, или не стоит – значит ответить на
основной вопрос философии»:
а) Ж.-П. Сартру;
б) А. Камю;
в) М. Хайдеггеру.
20. Какое философское направление выражено в высказывании: «Этот мир не имеет значения, и кто это понимает, обретает свободу»:
а) экзистенциализм;
б) персонализм;
в) неотомизм;
г) православная философия.
21. Современный неотомизм отвергает:
а) рационализм;
б) иррационализм;
в) гармонию веры и разума.
22. Согласно неотомизму в сотворенном бытии:
а) существование предшествует сущности;
б) сущность и существование совпадают;
в) сущность предшествует существованию.
Ответы на тесты
Тест № 1.
Б.; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5- а; 6 – б; 7 – д; 8 – е, в, к; 9 – г; 10 – а; 11 – а, в, з, и, б; 12 – а. г, и.
Тест № 2.
Б.; 2 – а; 3 – в; 4 – д, е; 5 – в; 6 – в.
Тест № 3.
Б.; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – д; 7 – а; 8 – в; 9 – г.
Тест № 4.
Г.; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – а; 9 – в.
Тест № 5.
В.; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – ; 6 – б; 7 – ; 8 – ; 9 – ; 10 – б; 11 – г; 12 – а.
Тест № 6.
1 – а, г, д, е; 2 – г; 3 – д; 4 – в; 5 – б; 6 – б; 7 – г; 8 – в; 9 – а; 10 – в;
Тест № 7.
А; 2 – б; 3 – б; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – в.
Тест № 8.
1 – а; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – а; 6 – а; 7 – а; 8 – а; 9 – в; 10 – в; 11 – б; 12 – а;
Г; 14 – в.
Тест № 9.
1 – а.; 2 – б; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – г; 8 – а;
Тест № 10.
В, г; 2 – в; 3 – в; 4 – б; 5 –а, в, г, е; 6 – а; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – а, г, д.
Тест № 11.
Б; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – б; 9 – б; 10 – б; 11 – в; 12 – б, в; 13 – а; 14 – в; 15 – в; 16 – в; 17 – в; 18 – а; 19 – б; 20 – а; 21 – а; 22 – б.