Тема 7. Философия Просвещения.
Тест № 7.
1. Какая идея объединяет всех философов Просвещения:
а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания;
б) материалистического мировоззрения;
в) необходимости юридического равенства всех граждан;
г) идея собственности как естественного свойства человека.
2. В какой стране было наиболее выражено Просвещение:
а) Англия;
б) Франция;
в) Германия;
г) Россия.
3. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей:
а) в правлении непросвещенными людьми;
б) частной собственности;
в) физическом неравенстве;
г) отсутствии свободы.
4. Вольтер трактует человека как:
а) социальное животное;
б) разумное существо;
в) природное существо;
г) ощущающее существо.
5. В этической теории Гельвеций определяет добродетель через:
а) общий интерес;
б) частный интерес;
в) потребности;
г) разум.
6. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят от:
а) потребностей;
б) их ментальности;
в) обстоятельств;
г) формы их деятельности.
7. Преодолеть социальное неравенство людей можно путем:
а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»;
б) отмены частной собственности;
в) уравнивания собственности людей;
г) просвещением людей.
Тема 8. Немецкая классическая философия.
Тест № 8.
1. Согласно И. Канту субъект:
а) является источником знания;
б) определяет форму знания.
2. Объективность знания по И. Канту означает:
а) всеобщность и необходимый характер знания;
б) независимость знания от субъекта.
3. Человек, по И. Канту, принадлежит:
а) к миру свободы;
б) к миру природы и к миру свободы.
4. Свобода человека, согласно И. Канту, основывается:
а) на следовании познанной необходимости;
б) на возможности выбора действий;
в) на следовании нравственному долгу.
б) конечные цели стремлений человека;
в) сверхчувственные сущности.
5. Кантовские идеи о безусловном – это:
а) обобщения опыта;
б) конечные цели стремлений человека;
в) сверхчувственные сущности.
6. Идеи, по Гегелю, являются:
а) сущностью вещей и понятий;
б) результатом субъективной деятельности;
в) сущностью вещей.
7. Высший этап развития сознания, согласно Гегелю – это:
а) самосознание;
б) тождество сознания и предмета;
в) предметное сознание.
8. Второй раздел «Науки логики» исследует:
а) сущность;
б) понятие;
в) бытие.
9. Условием могущества разума является, согласно Гегелю:
а) опора разума на опыт;
б) саморазвитием идеи;
в) способность разрешать противоречия.
10. Диалектика у Гегеля является:
а) отражением развития объективного мира;
б) саморазвитием идеи;
в) методом познания и преобразования объективного мира.
11. Высшей ступенью развития нравственности,
согласно Гегелю, является:
а) гражданское общество;
б) государство;
в) семья.
12. Философия человека, согласно Л. Фейербаху,
должна основываться:
а) на осмыслении мировой истории и культуры;
б) на данных физиологии и медицины.
13. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает:
а) любовь;
б) разумный эгоизм;
в) нравственный долг;
г) разум.
14. Выход из отчужденного состояния человечества Л. Фейербах видит:
а) в изменении отношений человека к природе;
б) в изменении отношений человека к человеку;
в) в изменении общественных условий жизни.
Тема 9. Марксистская философия.
Тест № 9.
1. Какая проблема находится в центре внимания К. Маркса в «Экономическо-
философских рукописях 1844 г.»:
а) отчуждения человека;
б) потребностей человека;
в) идеального;
г) материального производства.
2. Что, по мысли К. Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе:
а) частная собственность;
б) характер труда;
в) социальное устройство общества;
г) нравственные отношения.
3. В чем К. Маркс увидел источник развития общества:
а) в развитии потребностей людей;
б) в развитии производительных сил общества;
в) в научно-техническом прогрессе;
г) в противоречии субъекта и объекта.
4. Что лежит в основе формационной теории истории марксизма:
а) различие в культурных ценностях;
б) способ производства;
в) уровень духовного развития общества;
г) тип государственного устройства.
5. К. Маркс трактовал сущности человека, как:
а) совокупность всех общественных отношений;
б) природное существо;
в) природно-нравственное существо;
г) разумное существо.
6. Что выделяется в качестве движущих сил общественного развития в
марксистской философии:
а) деятельность людей;
б) материальные интересы людей;
в) духовные потребности;
г) идеалы.
7. Материалистическое понимание истории есть:
а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие;
б) в качестве движущих сил общественного развития
рассматриваются материальные потребности людей;
в) выдвижения в качестве идеала общественного развития общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей;
г) утверждение определяющей роли материального производства в жизни общества.
8. К какой работе К. Маркс сформулировал тезис о необходимости философии
не только объяснять, но изменять мир:
а) Тезисы о Фейербахе;
б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.;
в) Немецкая идеология;
г) Предисловие «К критике политической экономики».
Тема 10. Русская философия.
1. Важнейшие черты русской религиозной философии:
а) антропоцентризм;
б) этический персонализм;
в) положительное всеединство;
г) соборность;
д) космизм.
2. К какому понятию относится определение Н.О. Лосского: «сочетание
свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним
и тем же абсолютным ценностям»:
а) софийность;
б) всеединство;
в) соборность.
3. Социальный идеал В.С. Соловьева:
а) демократия;
б) самодержавие;
в) свободная теократия.
4. Кто о России сказал: «опыт времен для нас не существует. Одинокие в мире,
мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу
человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению
вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы
исказили»:
а) А.И. Герцен;
б) П.Я. Чаадаев;
в) Ю.Ф. Самарин.
5. Представители славянофильства:
а) И.В. Киреевский;
б) А.И. Герцен;
в) А.С. Хомяков;
г) Ю.Ф. Самарин;
д) В.Г. Белинский;
е) К.С. Аксаков.
6. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России
И.А. Ильин и И.Л. Солоневич:
а) монархию;
б) республику;
в) диктатуру.
7. Кого из русских философов называли «Русский Платон»:
а) В.С. Соловьева;
б) П.А. Флоренского;
в) Н.А. Бердяева.
8. Бердяев считал, что зло в мире:
а) от дьявола;
б) от человека;
в) от свободы.
9. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм,
микрокосм и мир символов:
а) митрополит Илларион;
б) Г.С. Сковорода;
в) Владимир Мономах.
10. Кто из философов разделял подобный взгляд на общину: «Община есть то
высшее, то истинное начало, которому уже не предстоит найти нечто себя
высшее, а предстоит только преуспевать, очищаться и возвышаться, ибо это
есть союз людей, отказывающихся от своего эгоизма, от личности своей и
являющих общее их согласие: это действо любви, высокое действо
христианское»:
а) К.С. Аксаков;
б) А.И. Герцен;
в) В.Г. Белинский;
г) И.В. Киреевский;
д) А.С. Хомяков.