К.ф.н., доцент В. А. Ермаков
МОСКВА – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и специфика философского знания. Тест № 1.
Тема 2. Философия Древнего Востока. Тест № 2.
Тема 3. Философия Древней Греции. Тест № 3.
Тема 4. Философия Средневековья. Тест № 4.
Тема 5. Философия Возрождения. Тест № 5.
Тема 6. Философия Нового времени. Тест № 6.
Тема 7. Философия Просвещения. Тест №7.
Тема 8. Немецкая классическая философия. Тест № 8.
Тема 9. Марксистская философия. Тест № 9.
Тема 10. Русская философия. Тест № 10.
Тема 11. Современная зарубежная философия. Тест № 11.
Тема 1. Предмет и специфика философского знания.
Тест № 1.
1. Слово «философия» первым употребил:
а) Фалес;
б) Пифагор;
в) Сократ;
г) Диоген.
2. Что такое философия:
а) мировоззрение;
б) теоретическое мировоззрение;
в) наука;
г) методология познания;
д) искусство.
3. Чем определяется научный характер философского знания:
а) объективностью;
б) истинностью;
в) всеобщностью;
г) теоретической формой осмысления проблем.
4. Две составляющие философского знания:
а) научность и ценностность;
б) объективность и истинность;
в) доказательность и проверяемость;
г) доказательность и истинность.
5. Основной вопрос философии есть:
а) проблема соотношения материи и сознания;
б) важнейшая проблема эпохи;
в) система нравственных норм;
г) проблема первоначал.
6. В чем отличие материализма и идеализма:
а) в ценностном отношении к миру;
б) в подходе к соотнесению материи и сознания;
в) в различных идеалах жизни.
7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны:
а) если мысль истинная, то она материалистическая;
б) если мысль материалистическая, то она истинная;
в) если мысль идеалистическая, то она ложная;
г) если мысль ложная, то она идеалистическая;
д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.
8. Согласие с каким из нижеследующих положений означает агностицизм?
а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания;
б) процесс познания бесконечен;
в) все наши знания только гипотезы и таковыми останутся;
г) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы;
д) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно;
е) сущность вещей принципиально непознаваема;
ж) в науке есть неразрешимые задачи;
з) пути господни неисповедимы;
и) чем больше познаем, тем меньше знаем;
к) наши знания о мире приблизительны.
9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие:
а) акта веры;
б) мистического содержания;
в) всеобщего мирового закона;
г) сверхъестественного начала.
10. Философию отличает от религии:
а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем;
б) отсутствие акта веры;
в) отказ от сверхъестественного начала;
г) идея совершенной мудрости.
11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:
а) системность;
б) абстрактность;
в) логическая непротиворечивость;
г) простота;
д) эмпирическая обоснованность;
е) наглядность;
ж) конкретность;
з) максимальная общность;
и) оценочный характер.
12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер:
а) в чем смысл существования человека?
б) каковы пути разрешения экологического кризиса?
в) возможны ли небелковые формы жизни?
г) что есть истина?
д) как решить продовольственную проблему
человечества?
е) в чем сущность гравитации?
ж) возможно ли создание искусственного интеллекта?
з) расширяется ли Вселенная?
и) что такое свобода?
к) в какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?
Тема 2. Философия Древнего Востока.
Тест № 2.
1. Укажите, какие черты характерны для философии Древнего Востока:
а) антропоцентризм;
б) связь с мифологией;
в) акцент на единстве мира и человека;
г) атеизм.
2. Что понимается под Брахмой?
а) безличное сущее («тело мира»);
б) индивидуальная душа («индивидуальное сущее»);
в) круговорот перерождений;
г) состояние высшего блаженства;
д) представитель касты брахманов.
3. В чем буддизм видит выход для человека из состояния страданий:
а) в наслаждении благами жизни, в удовольствиях;
б) в борьбе со страданиями;
в) в отречении от источника страданий - страстей и желаний (в погружении в нирвану).
4. Какие из указанных качеств даосизм относит к началу Ян:
а) тьма;
б) свет;
в) небо;
г) земля;
д) мужское (начало);
е) женское (начало).
5. Какое качество Конфуций считает главным для идеала «благородного мужа»:
а) ум;
б) правдивость;
в) гуманность, милосердие;
г) образованность.
6. Какой из элементов общества конфуцианство считает центральным:
а) личность;
б) власть (чиновничий аппарат);
в) семья;
г) государь.