Особенности античной философии.

1. Это философия свободных людей. Она достигла своего наивысшего рассвета в условиях полисной системы, где состоятельные граждане могли придаваться влечением к познанию, так как они не заботились о достатке.

2. Она открывает новую область реальности и мышления, которая богата великими открытиями и тайнами. Инструментом проникновения в эту область является ломка (диалектика). Мышление понимается как строго упорядоченная деятельность.

3. Эта философия поставила многие важные проблемы: проблему первоначала, проблему несоответствия мира чувственного восприятия и мира, постигаемого разумом. В итоге философия стала пониматься как наука правильной жизни, а не только, как интеллектуальной деятельности. Космос пронизан мировой душой, мировым разумом.

Досократики (натурфилософия 6-5 вв. до н.э.)

Досократики (Демокрит, Анаксагор). Для них было характерным изучение внешнего мира, исключительная интеллектуальная любознательность. Характеристика античной философии – космоцентризм.

В центре внимания досократиков проблемы природы. Природа – это единая первооснова всех окружающих нас вещей. Все вещи должны иметь единый корень, исток, первоначало – «архэ».

Первый философ - Фалес понимал первоначало как воду: жизнь зарождается во влажной среде, высыхание семян приводит к их гибели. Ученик Фалеса – Анаксимандр, считал, что первоначало всего – апейрон – неопределенное первоначало, беспредельное, из которого образуются остальные элементы. Анаксимен полагал в качестве архэ воздух. Гераклит считал, что,Первоначало есть огонь

Философия Пифагора. Пифагор считал, что первоначало всего - это число (все пронизано количественным отношением).(числа совершенные, и несовершенные, нечетные и четные)У Пифагора космос – порядок, гармоничная система явлений.

Философия Элеатов Представители школы – например Зенон, считали, что существует только бытие, небытия вовсе нет. Бытие – это мысль, мышление: «Одно и тоже есть мысль, и то, о чем мысль, существует, ибо без бытия, в котором ее выражение, мысли тебе не найти».

Бытие не подчиняется смерти, цельное все, без конца, ему не разыщешь начала, оно неизменно и неподвижно. Для элеатов характерно сферомышление (неизменность, постоянство мышления). Это мышление противоречило органам чувств. Зенон (ученик, последователь этого учения) сформулировал Апории – логические парадоксы:

1. Дихотомия (деление пополам: чтобы пройти путь, надо пройти его половину; чтобы пройти половину, надо пройти половину половины и т.д. поэтому движение немыслимо)

2. Парадокс движения (Ахиллес и черепаха: Ахиллес не сможет никогда догнать черепаху т.к. она тоже движется).

Чувственно воспринимаемый мир - это не подлинная реальность.

Философия Атомистов.

Демокрит попытался разрешить противоречия между видимой и скрытой реальностью. Демокрит считал, что бытие – это атомы (неделимые), которые вечны, неизменны, находятся в постоянном движении. Существует пустота (небытие). Ощущение дает не ложные знания. Есть темное познание (с помощью органов чувств) и светлое познание (с помощью разума, мысли). Доказательство атомистической теории: если атомов нет, то зернышко можно делить до бесконечности, следовательно, зернышко можно приравнять к горе.

Софисты – учителя мудрости – первые профессионалы в области образования – брали деньги за обучение (Протагор, Горгий). Они не строили систем мироздания, их функция – распространение знаний. Развитие демократических тенденций в полисе, необходимость владения искусством слова повели за собой широкое распространение софистики.

Софисты расширяют проблемное поле философии, перемещая свой взгляд с устройства мироздания на человека. Провозгласили человекомерность мира – Протагор:"Человек есть мера всех вещей". Эта доктрина истолковывается в том смысле, что каждый человек есть мера всех вещей и что когда люди разнятся между собой, то нет объективной истины, благодаря которой один прав, а другой не прав.

Средневековая Ф

Периодизация:

1) Патристика (II – VIII в). деятельность отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.

а) Апологетика (II – III в). старались опровергнуть обвинения против христианства (несостоятельная религия).

б) Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства. в) Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную.

Западная: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий.

Восточная. Григ.Богослов, Василий Великий, Як Златок.

2) Схоластика (IX – XV в). Ранняя, зрелая, поздняя. Представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский.

а) Ранняя(IX–XI ).б) Зрелая(XI–XII).в)Поздняя(XII – XIII в).

Представители: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский (1225-1274).

Мысли и понятия, присущие уму от рождения или в виде задатков ума. Правила рационалистов: - считать истинным только, то что представляется уму ясным.

Наши рекомендации