Перечень тем, заложенных в базу тестовых заданий

по дисциплине «Философия»

для всех специальностей

для отделений с русским языком обучения

№ темы, № подтемы Название темы, название подтемы
1. Философия, ее предмет и метод. Роль философии в жизни человека и общества
1.1 Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
1.2 Философское мировоззрение. Основные проблемы и основной вопрос философии.
2. Философия Древнего Востока
2.1 Философские школы в Древней Индии и в древнем Китае.
2.2 Философия древнего Египта.
2.3 Человек в философии и культуре Древнего Востока.
3. Античная философия
3.1 Космоцентризм древнегреческой философии.
3.2 Проблема первоначала.
3.3 Гераклит, Демокрит.
3.4 Учение о бытии, познании, нравственных и правовых норм. (Сократ, Платон, Аристотель).
4. Европейская философия Средневековья
4.1 Христианская апологетика.
4.2 Природа и человек как творение бога.
4.3 Аврелий Августин.
5. Средневековая философия мусульманского Востока и ее социально-культурные предпосылки
5.1 Философские, социально-этические учения мыслителей Востока Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рошд. Проблема разума и познания. Классификация наук.
6. Философия эпохи Возрождения
6.1 Становление новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной.
6.2 Натурфилософия Возрождения. Н. Кузанский. Антропоцентризм и гуманизм – характерные черты философии Возрождения.
7. Философия Нового Времени
7.1 Проблема метода познания в философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
7.2 Эмпиризм и рационализм.
8. Философия эпохи Просвещения
8.1 Идея субстанции в философии Спинозы.
8.2 Учение о познании.
8.3 Создании механически- материалистической картины мира.
8.4 Социально-исторические предпосылки философии эпохи Просвещения
9. Классическая немецкая философия
9.1 Философские позиции И. Канта.
9.2 Знание и нравственность в философии И. Канта.
9.3 Философская концепция Г. В. Ф. Гегеля. Диалектика Гегеля.
10. Возникновение и развитие марксисткой философии в XIX в.
10.1 Социально-исторические предпосылки.
10.2 Формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Сущность философии Марксизма. Роль и место философии К. Маркса в мировой философии.
11. Специфика и особенности русской философии XIX и н. XX в.
11.1 Славянофилы и западники.
11.2 Религиозная философия (Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев)
11.3 Особенности русской религиозной философии начала ХХ века (Н. Бердяев, Л. Шестов, П. Флоренский)
12. Общественно- политическая, философская мысль в Казахстане XIX и нач. XX в.
12.1 Культурно-исторические формирования казахской философии. Философские и общественно- политические взгляды Чокана Валиханова.
12.2 Ибрай Алтынсарин – просветитель, педагог – новатор.
13. Философия ХХ века
13.1 Направления философии, связанные с защитой и обновлением классических философских традиций. Становление новой картины мира и философия ХХ в. Эволюция религиозной философии в ХХ в.
14. Философское понимание мира
14.1 Бытие. Основные формы бытия. Бытие человека в мире природы. Социальное бытие.
14.2 Проблема субстанции в философии.
14.3 Монизм, дуализм плюрализм.
14.4 Формирование философского понятия материи. Категория материи в системе философского знания.
15. Проблема метода в философии. Диалектика и ее альтернативы.
15.1 Диалектика как учение, об универсальных связях, изменении, развитии.
15.2 Диалектика как философский метод.
15.3 Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики.


Составители:

К.фс.н., доцент Жармакина Ф.М.___________

Ст.преподаватель Солощенко П.П.___________

Зав.кафедрой философии и теории культуры

к.фс.н., доцент Иманбеков М.М._________

Дата составления: 12.10.2009

Предназначение: ПГК

Караганда - 2009

1. С чего, по Аристотелю, начинается подлинное философствование:

A) С откровения.

B) С удивления.

C) Со страха.

D) С научения.

E) Со спора.

2. “Вопрос об отношении мышления к бытию…” есть основной вопрос философии. Так считал…:

A) Платон.

B) Кант.

C) Фихте.

D) Аристотель.

E) Энгельс.

3. У И. Канта есть 4 вопроса, являющихся предметом подлинной философии. Какой из указанных — лишний:

A) Что такое “человек”.

B) На что я могу надеяться.

C) Где начала мира.

D) Что я могу знать.

E) Что я должен делать.

4. Что исторически не предшествует философии:

A) Магия.

B) Социология.

C) Мифология.

D) Религия.

E) Тотемизм.

5. Философия возникла:

A) В Европе.

B) В Древнем Китае.

C) В Древней Индии.

D) В Древней Греции.

E) Практически одновременно в Древних Индии, Китае и Греции.

6. Специфика философии:

A) В строгой научности выводов.

B) В стремлении познать мир в его всеобщности и целостности.

C) В вере в сверхъестественное.

D) В практическом отношении к миру.

E) В догматизме.

7. Традиция приписывает введение термина “философия”:

A) Фалесу.

B) Аристотелю.

C) Плотину.

D) Пифагору.

E) Зенону.

8. Какие исторические типы мировоззрения можно выделить:

A) Мифология, религия, философия.

B) Мифология, наука, откровение.

C) Метафизическое, религиозное, позитивное.

D) Литература, философия, наука.

E) Эпос, пафос, логос.

9. Какое определение философии абсолютно неверно:

A) Философия - это мировоззрение.

B) Философия - это квинтэссенция культуры.

C) Философия - это частная теория.

D) Философия - это эпоха, схваченная мыслью.

E) Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы и общества.

10. В чем суть человеческой жизни согласно Будде:

A) Страдание.

B) Приобщение к истине.

C) Труд.

D) Общение.

E) Жизнь в обществе.

11. Закон человеческого существования в индийской философии выражен в понятии:

A) Карма.

B) Атман.

C) Пракрити.

D) Дао.

E) Инь.

12. Какой термин означает конечную цель всех человеческих усилий, освобождение в буддизме:

A) Нирвана.

B) Карма.

C) Вера.

D) Познание.

E) Атман.

13. Среди "благородных истин" Будды нет следующей:

A) Существует страдание.

B) Есть причина страдания.

C) Возможно освобождение от страдания.

D) Есть путь, ведущий к освобождению от страдания.

E) Освободиться от страданий нельзя.

14. В чем суть этико-политических взглядов Конфуция:

A) В теории управления с помощью гуманности.

B) В создании нового государства насилием.

C) В решении социальных проблем сильным правителем.

D) В создании идеального образа правителя.

E) В создании социальной стратификации общества.

15. Что означает "исправление имен" в философии Конфуция:

A) Переименование вещей.

B) Исправление действительности в соответствии с подлинным смыслом.

C) Воспитание отдельного человека.

D) Накопление богатства.

E) Перевод религиозных текстов.

16. Не относится к фундаментальным в философии Конфуция понятие:

A) Гуманность.

B) Любознательность.

C) Почтительность.

D) Ритуал.

E) Человеколюбие.

17. Ведущее понятие в философии Лао цзы:

A) Ци.

B) Ян.

C) Ли.

D) Дао.

E) Сяо.

18. “Познай самого себя”, — таково философское кредо:

A) Гераклита.

B) Демокрита.

C) Сократа.

D) Платона.

E) Аристотеля.

19. “Греческим богам пришел конец с тех пор, как Фалес посмотрел на …”, — писал Герцен:

A) Землю.

B) Воду.

C) Окружающих людей.

D) Летящее облако.

E) Цветущее дерево.

20. Высказывание: «Наука станет непосредственной производительной силой общества» принадлежит:

A) Б. Расселу.

B) К. Марксу.

C) З. Фрейду.

D) С. Кьеркегору.

E) Л. Витгенштейну.

21. Гераклит Эфесский, Зенон Элейский… Что роднит их философские взгляды:

A) Стихийная диалектика.

B) Стихийная ученость.

C) Стихи.

D) Стихийный идеализм.

E) Стихийный индивидуализм.

22. Платон создал философскую школу под названием:

A) Лицей.

B) Гимназия.

C) Академия.

D) Агора.

E) Афинские диалектики.

23. “Верую, ибо абсурдно”, — такое философское кредо высказывал в свое время:

A) Пророк Моисей.

B) Августин.

C) Тертуллиан.

D) Абеляр.

E) Фома Аквинский.

24. Что не относится к характерным чертам философии средневековой Европы:

A) Теоцентризм.

B) Антропоцентризм.

C) Креационизм.

D) Провиденциализм.

E) Эсхатологизм.

25. Фома Аквинский, споря с Сигером из Брабанта, фактически спорил с:

A) Платоном.

B) Аристотелем.

C) Аверроэсом.

D) Фалесом.

E) Конфуцием.

26. Что относится к характерным чертам философии средневековой Европы:

A) Теоцентризм.

B) Космоцентризм.

C) Антропоцентризм.

D) Пантеизм.

E) Деизм.

27. Одна из основных философских книг Фомы Аквинского:

A) Сумма теологии.

B) Сумма всех сумм.

C) Сумма в защиту Бога.

D) Сумма доказательств.

E) Сумма против дьявола.

28. Одно из первых философских течений в средневековой арабской мысли:

A) Мутазилиты.

B) Джайнизм.

C) Легизм.

D) Веданта.

E) Брахманизм.

29. Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии, называется:

A) Мистицизм.

B) Перипатетизм.

C) Гедонизм.

D) Материализм.

E) Стоицизм.

30. Аль-Фараби был удостоен высокого звания:

A) Второго учителя, вслед за Аристотелем.

B) Лучшего ученика Аристотеля.

C) Второго философа тюрков.

D) Нового арабского философа.

E) Почетного философа школы Аристотеля.

31. Характернейшей чертой философии Ренессанса является:

A) Теоцентризм.

B) Космоцентризм.

C) Антропоцентризм.

D) Пантеизм.

E) Деизм.

32. Начало социальным утопиям Возрождения положили философские взгляды:

A) Данте.

B) Томаса Мора.

C) Эразма Роттердамского.

D) Лоренцо Валла.

E) Петрарки.

33. Представитель натурфилософии Возрождения, кардинал католической церкви:

A) Николай Кузанский.

B) Николай Коперник.

C) Пико делла Мирандола

D) Марсилио Фичино

E) Николо Макиавелли

34. Начало философии политики в эпоху Ренессанса положил:

A) Петрарка.

B) Макиавелли.

C) Кампанелла.

D) Кальвин.

E) Лютер.

35. Культ гуманизма и человеческой индивидуальности — особенная черта философии:

A) Патристики.

B) Схоластики.

C) Ренессанса.

D) Рационализма.

E) Эмпиризма.

36. “История есть ныне совершающаяся политика”, — утверждал:

A) Платон.

B) Макиавелли.

C) Боэций.

D) Декарт.

E) Эмпедокл.

37. “Мыслю — следовательно существую”, таково философское кредо:

A) Спинозы.

B) Декарта.

C) Сократа.

D) Паскаля.

E) Аристотеля.

38. Позиция Декарта по проблеме субстанции:

A) Деизм.

B) Пантеизм.

C) Монизм.

D) Плюрализм.

E) Дуализм.

39. Учение об «идолах познания» принадлежит:

A) Декарту.

B) Спинозе.

C) Бэкону.

D) Локку.

E) Гоббсу.

40. Продолжая традиции науковедения, Фр. Бэкон написал книгу:

A) Новая земля.

B) Новый Органон.

C) Новый научный метод.

D) Новый идол науки.

E) Новый взгляд на науку.

41. Образ человека как “мыслящего тростника” создает в своих философских сочинениях:

A) Паскаль.

B) Вольтер.

C) Кант.

D) Руссо.

E) Монтескье.

42. “Знание — сила”, — утверждал:

A) Фр. Бэкон.

B) Паскаль.

C) Р. Бэкон.

D) Спиноза.

E) Декарт.

43. Идея бесконечного множества миров и безграничности вселенной принадлежит:

A) Копернику.

B) Кеплеру.

C) Дж. Бруно.

D) Макиавелли.

E) Леонардо да Винчи.

44. Кто первый говорит о свободе как познанной необходимости:

A) Спиноза.

B) Кант.

C) Локк.

D) Декарт.

E) Лейбниц.

45. Понятие «философия истории» было использовано впервые:

A) У Гоббса.

B) У Вольтера.

C) У Дидро.

D) У Руссо.

E) У Ламетри.

46. Впервые идеи географичес­кого детерминизма выразил:

A) Кант.

B) Монтескье.

C) Вольтер.

D) Руссо.

E) Дидро.

47. Шеллинг одним из первых разработал понятие:

A) Отношение.

B) Отрицание.

C) Освобождение.

D) Отстранение.

E) Отчуждение.

48. С именем Л. Фейербаха можно связывать:

A) Начало немецкой классической философии.

B) Конец немецкой классической философии.

C) Вершину немецкой классической философии.

D) Забвение немецкой классической философии.

E) Вечность немецкой классической философии.

49. Родоначальником экзистенциализма по праву считают написавшего книгу “Или — или”:

A) К. Ясперса.

B) С. Кьеркегора.

C) А. Камю.

D) М. Хайдеггера.

E) Ж.-П. Сартра.

50. Философию классики казахского Просвещения характеризует, как одна из главнейших черт:

A) Материалистичность.

B) Метафизичность.

C) Иррационализм.

D) Гуманизм.

E) Нигилизм.

51. Центральная проблема философии Абая:

A) Познание.

B) Человек.

C) Религия.

D) Онтология.

E) Методология.

52. Какое место Бог-Аллах занимает в философских построениях Абая:

A) Основа нравственности, порядка. Творец.

B) Перводвигатель.

C) Мировой разум.

D) Абсолютное ничто.

E) Абсолютная идея.

53. Как характеризует Абай современное ему состояние казахского общества:

A) Как золотой век.

B) Как серебряный век.

C) Как данность.

D) Как этап на пути к определенной цели.

E) Критически, как требующее преобразований.

54. Основной философский труд Шакарима — “Три …”:

A) Наставления.

B) Товарища.

C) Заблуждения.

D) Истины.

E) Нравственных закона.

55. Гегель — выдающийся философ периода немецкой классики, чьи взгляды принципиально отличаются:

A) Диалектичностью.

B) Атеизмом.

C) Иррационализмом.

D) Мистицизмом.

E) Юмором.

56. В ХХ в. пробле­му человека в принципиально по-новому осмысливали представители фило­софии:

A) Постпозитивизма.

B) Неопозитивизма.

C) Герменевтики.

D) Экзистенциализма.

E) Аналитической философии.

57. В ХХ веке пробле­му методов научного познания в принципи­ально новом контексте осмысливали представители фило­софии:

A) Неотомизма.

B) Неопозитивизма.

C) Постмодернизма.

D) Экзистенциализма.

E) Структурализма.

58. В числе первых фундаментальных понятий философской онтологии должно быть указано, в числе следующих, понятие:

A) Субстрат.

B) Бытие.

C) Логос.

D) Энергия.

E) Свобода.

59. Кто в античности первый вводит в философию понятие бытие:

A) Анаксимандр.

B) Зенон.

C) Аристотель.

D) Парменид.

E) Гераклит.

60. На основании чего существует деление философских концепций на идеализм и материализм:

A) Первичность бытия или сознания.

B) Отношение к универсалиям.

C) На основе конвенции.

D) Отношение к религии.

E) По желанию философа.

61. В чьем понимании " бытие есть первое и чистое полагание абсолютной идеи":

A) Гегель.

B) Кант.

C) Фихте.

D) Декарт.

E) Спиноза.

62. Понятие бытия в философии означает:

A) Жизнь человека.

B) Существование вообще.

C) То же, что и Бог.

D) Абсолютный вакуум.

E) Границу распада, смерти.

63. Мир есть соединение идеи и вещи, формы и материи, согласно:

A) Философии Декарта.

B) Системе Гегеля.

C) Учению Платона.

D) Учению Аристотеля.

E) Теории Маркса.

64. В чем суть категории Dasein в философии Хайдеггера:

A) Бытие человека.

B) Чистое бытие.

C) Бытие природы.

D) Тут-бытие, здесь-бытие, присутствие.

E) Духовное бытие.

65. В каком понятии отражается процесс взаимодействия природы и общества, подчеркивается роль науки и разума человека:

A) Техносфера.

B) Биосфера.

C) Социосфера.

D) Геосфера.

E) Ноосфера.

66. Основные проблемы онтологии Хайдеггер рассмотрел в книге:

A) Бытие Природы и бытие Духа.

B) Бытие и время.

C) Бытие Бога.

D) Иметь или быть.

E) Бытие как существование.

67. Чтобы лучше познать мир, по Хайдеггеру, нужно:

A) Вопрошать бытие.

B) Спрашивать ученых.

C) Спросить у Бога.

D) Ничего не просить у людей.

E) Спросить у философов.

68. Кто из этих мыслителей для объяснения сущности и значения познания приводил миф о пещере:

A) Платон.

B) Кант.

C) Шопенгауэр.

D) Маркс.

E) Ницше.

69. В чем коренное отличие диалектики Маркса от Гегеля:

A) В ее материалистичности.

B) В ее космичности.

C) В ее идеалистичности.

D) В ее религиозности.

E) В ее бессмысленности.

70. Укажите последний элемент триады Гегеля:

A) Тезис.

B) Антитезис.

C) Факт.

D) Синтез.

E) Отрицание.

71. Философское учение, согласно которому не может быть полностью решен вопрос об истинности познания действительности называется:

A) Гностицизм.

B) Пантеизм.

C) Агностицизм.

D) Сенсуализм.

E) Рационализм.

72. Какая форма знания, предположительно объясняющая действительность, требует дальнейшего обоснования и проверки:

A) Гипотеза.

B) Аксиома.

C) Факт.

D) Догма.

E) Эксперимент.

73. Выделите основную категорию гносеологии:

A) Материя.

B) Субстанция.

C) Истина.

D) Мера.

E) Норма.

74. Укажите три основные формы чувственной ступени познания:

A) Идея, гипотеза, теория.

B) Рассудок, неосознанное, интуиция.

C) Ощущения, восприятие, представление.

D) Понятие, суждение, умозаключение.

E) Субстрат, материал, бытие.

75. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период):

A) Эклектика.

B) Парадигма.

C) Интеграция знания.

D) Научная картина мира.

E) Научная теория.

76. В динамике науки Кун выделяет две фазы: нормальная наука и ...:

A) Застой в науке.

B) Период отрицания науки.

C) Сосуществование различных теорий.

D) Научная революция.

E) Абсолютность науки.

77. Какую концепцию развития науки предлагает И. Лакатос:

A) Конкуренции научно-исследовательских программ.

B) Коммуникативную.

C) Интегративную.

D) Методического анархизма.

E) Эмпирического детерминизма.

78. Что в первую очередь отличает религию как форму духовной жизни людей:

A) Вера в сверхъестественное.

B) Культ предков.

C) Простота и истинность.

D) Наличие обрядов.

E) Приоритетность нравственных норм.

79. Самое яркое сочинение Иммануила Канта о морали называется “Критика…”:

A) Чистого разума.

B) Практического разума.

C) Способности суждения.

D) Отвлеченных начал.

E) Наших критиков.

80. Дилемма “материальное — идеальное” применительно к социуму может быть отражена сочетанием понятий:

A) Экономическое — внеэкономическое.

B) Общественное бытие — общественное сознание.

C) Политическое – правовое.

D) Чувственное — рациональное.

E) Вещественное – невещественное.

81. Всякая форма общественного сознания, так или иначе, имеет в своей структуре:

A) Эмпирическое и теоретическое.

B) Идеологию и практику.

C) Обыденно-практичес­кое и научно-теоретичес­кое сознание.

D) Мистику и науку.

E) Мифологию и астрологию.

82. “Религия есть … сердце бессердечного мира…”, — так буквально судил о ней:

A) Гегель.

B) Вольтер.

C) Ницше.

D) Маркс.

E) Абай.

83. Уровни научного познания:

A) Логика и истина.

B) Знание и незнание.

C) Предположение и эксперимент.

D) Эмпирический и теоретический.

E) Физический и химический.

84. Дилемма “наук о природе” и “наук о духе” появляется в философии:

A) Неогегельянства.

B) Неопозитивизма.

C) Неокантианства.

D) Неотомизма.

E) Неоплатонизма.

85. Принцип «эпистемологического анархизма» в науке предложил:

A) У. Куайн.

B) Т. Кун.

C) П. Фейерабенд.

D) И. Лакатос

E) К. Поппер.

86. Понятия “симулякр”, “ризома” из теоретического словаря:

A) Неопозитивистов.

B) Марксистов.

C) Экзистенциалистов.

D) Постмодернистов.

E) Постпозитивистов.

87. Одно из ключевых понятий М. Фуко в книге “Слова и вещи” для обозначения знания:

A) Децентрация.

B) Деконструкция.

C) Маргинальность.

D) Эпистема.

E) Симулякр.

88. Впервые различение морали и нравственности представлено в философии:

A) Сократа.

B) Платона.

C) Руссо.

D) Гегеля.

E) Хайдеггера.

89. Причинность — не более чем наша привычка видеть одно, следующее за другим, — полагал:

A) Декарт.

B) Лейбниц.

C) Локк.

D) Спиноза.

E) Юм.

90. “Априори”, “апостериори”, “антиномия” – это термины из философского словаря:

A) Канта.

B) Шеллинга.

C) Фихте.

D) Гегеля.

E) Фейербаха.

91. К рациональному познанию относятся следующие формы:

A) Ощущение, восприятие, представление.

B) Понятие, суждение, умозаключение.

C) Чувства, эмоции, рассудок.

D) Опыт, эксперимент, гипотеза.

E) Фантазия, вымысел, догадка.

92. Теория познания иначе называется:

A) Онтология.

B) Метафизика.

C) Логика.

D) Гносеология.

E) Рационализм.

93. Фундаментальный критерий истинности познания:

A) Мнение авторитетов.

B) Словари и энциклопедии.

C) Память.

D) Математика.

E) Практика.

94. Кто лишний в списке гносеологов Нового времени:

A) Локк.

B) Лейбниц.

C) Спиноза.

D) Оккам.

E) Декарт.

95. Философия, исследующая знание в его функции полезности:

A) Прагматизм.

B) Марксизм.

C) Неотомизм.

D) Экзистенциализм.

E) Персонализм.

96. Какое направление в философии науки не существовало:

A) Позитивизм.

B) Эмпириокритицизм.

C) Неопозитивизм.

D) Постпозитивизм.

E) Метапозитивизм.

97. Формы бытия материи:

A) Энергия и сила.

B) Мощность и напряжение.

C) Пространство и время.

D) Галактики и звезды.

E) Притяжение и отталкивание.

98. В теории марксизма движение — это:

A) Способ бытия объективной реальности.

B) Перемещение.

C) Энергетическое взаимодействие.

D) Функция тел.

E) Рождение галактик.

99. С точки зрения материалистической гносеологии, отражение — это:

A) Неотъемлемое свойство, атрибут материи.

B) Зеркальное воспроизведение.

C) Человеческое сознание.

D) Психическая способность живого.

E) Человеческая способность.

100. Сколько форм движения материи рассматривает Энгельс:

A) Две.

B) Три.

C) Пять.

D) Шесть.

E) Четыре.

101. Укажите отличительную особенность мифологии:

A) Чувство красоты.

B) Рациональность.

C) Противопоставление человека природе.

D) Нерасчлененность, слитность, цельность миропонимания.

E) Признание субстанционального начала в мире.

102. Одним из наиболее ярких примеров последовательного исследования проблем философии истории в истории казахской общественной мысли является творчество:

A) И. Алтынсарина.

B) Шакарима Кудайбердиева.

C) Султанмахмута Торайгырова.

D) Абая Кунанбаева.

E) Мыржакыпа Дулатова.

103. В контексте классического марксистского философствования предмет социальной философии — это наиболее … общества, общественных структур и отношений:

A) Подходящие для революции законы.

B) Доказанные на практике идеи.

C) Общие законы развития.

D) Диалектические учения.

E) Близкие к экономике принципы жизни.

104. “Философия истории” — термин, введенные в оборот в философии:

A) Вольтера.

B) Канта.

C) Гегеля.

D) Маркса.

E) Ясперса.

105. Одно из популярных, часто повторяемых определений общества звучит так: Общество есть относительно самостоятельная, обособившаяся часть …:

A) Природной среды (бытия природы).

B) Животного царства.

C) Политико-правовых отношений.

D) Духовной эманации божества.

E) Древнейших обитателей Земли.

106. Впервые понятие и общее представление о предметной области социологии ввел в научный и философский оборот:

A) Кант.

B) Карнап.

C) Кассирер.

D) Карнеги.

E) Конт.

107. “Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах ”, — так рассудил …:

A) Платон.

B) Макиавелли.

C) Руссо.

D) Сталин.

E) Черчилль.

108. Один из наиболее примечательных философских трудов, созданных в духе традиций и идей Просвещения, под наз­ванием “К вечному миру” был написан…:

A) Вольтером.

B) Руссо.

C) Кантом.

D) Гердером.

E) Дидро.

109. Обуздание человеческого эгоизма, влекущего за собой “войну всех против всех” является причиной, обусловливающей необходимость государства и права. Такова идея …:

A) Гроция.

B) Гельвеция.

C) Гегеля.

D) Гоббса.

E) Гуссерля.

110. “Децентрация” (отсутствие, разрушение “центров”, централизации) социальных структур, сообществ, социальности — один из принципов измерения в философии:

A) Постпозитивизма.

B) Посттоталитаризма.

C) Поставангардизма.

D) Постимпрессионизма.

E) Постмодернизма.

111. Какая из перечисленных пар диалектических категорий в большей мере соответствует проблеме анализа многообразия целостного исторического развития общества:

A) Сущность и явление.

B) Содержание и форма.

C) Качество и количество.

D) Единичное и общее.

E) Материя и сознание.

112. Современный вариант теории географического детерминизма представлен, в частности, в теории:

A) Этногенеза Л.Н. Гумилева.

B) Конца истории Ф. Фукуямы.

C) Циклических цивилизаций А. Тойнби.

D) Астрального происхождения человека.

E) Идеальных типов М.Вебера.

113. Если кратко рассматривать содержание теории Л.Н. Гумилева, то “этнос” — это, в принципе, не что иное, как …:

A) Психологическая категория.

B) Новообразованный термин.

C) Авторская причуда.

D) Обозначение “фактора истории”.

E) “Народ в ландшафте”.

114. Понятие “осевого времени” — фундаментальная категория философии истории:

A) Ясперса.

B) Тойнби.

C) Фукуямы.

D) Поппера.

E) Ницше.

115. В числе родоначальников теории развития локальных цивилизаций по праву называют:

A) Н. Я. Данилевского.

B) К. Ясперса.

C) Дж. Вико.

D) К. Леви-Стросса.

E) Ф. Броделя.

116. “Науки о культуре” (“науки о духе”) — термин в философии истории:

A) Гегельянства.

B) Марксизма.

C) Постструктурализма.

D) Неокантианства.

E) Позитивизма.

117. Франкфуртская школа социологии, в частности, такой ее представитель, как Т. Адорно, разработала и применила в области социальной философии теорию:

A) Атомарной личности.

B) Негативной диалектики.

C) Природы тоталитаризма.

D) Конвергенции социальных систем.

E) Интернационализма.

118. “Азиатский способ производства” — понятие, отражающее у Маркса в его теории исторического процесса:

A) Факт эрудированности Маркса.

B) Дикость феодальной эксплуатации.

C) Особую общественную формацию.

D) Таинственность Востока.

E) Особый род агрокультуры.

119. В основе понимания логики и законов общественного бытия у К. Маркса лежит понятие:

A) Социальной свободы.

B) Способа производства материальных благ.

C) Абсолютной идеи.

D) Мирового духа.

E) “Социализм” и “коммунизм”.

120. Впервые в XX веке вопрос о “пределах роста” цивилизации предельно остро поставлен:

A) Представителями марксизма-ленинизма.

B) Учениками В.И. Вернадского.

C) Учеными, создавшими в США ядерную бомбу.

D) Представителями Римского клуба.

E) Экологами “Green Peace”.

121. Наиболее излюбленный термин казахстанских ученых, исследующих проблемы становления и специфики развития нашей страны в последние годы:

A) Перестройка.

B) Реконструкция.

C) Самоидентификация.

D) Эволюция.

E) Трансформация и модернизация.

122. Одно из важнейших сочинений Поппера — “Открытое общество и его …”:

A) Враги.

B) Критики.

C) Сторонники.

D) Апологеты.

E) Теоретики.

123. Человек, по Марксу, — это ансамбль …:

A) Биологических качеств.

B) Инстинктов.

C) Переживаний.

D) Общественных отношений.

E) Культурных норм.

124. “Прекрасное – это жизнь”, — так считал представитель западничества:

A) Хомяков.

B) Аксаков.

C) Киреевский.

D) Флоренский.

E) Чернышевский.

125. Предметом философии политики прежде всего можно с полным основанием считать:

A) Природу и закономерности политической жизни, политического сознания.

B) Деятельность политических партий.

C) Конфликты правящей верхушки.

D) Международную политическую жизнь.

E) Искусство политического лидерства.

126. Идея конца культур была провозглашена в XX веке:

A) Швейцером.

B) Шпенглером.

C) Шопенгауэром.

D) Шестовым.

E) Шри Ауробиндо Гхошем.

127. Человек — существо играющее. Такова идея …:

A) Аристотеля.

B) Пьера де Кубертена.

C) Карла Юнга.

D) Хейзинги.

E) Шпенглера.

128. К числу фундаментальных понятий философии Карла Густава Юнга принадлежит понятие …:

A) Архетип коллективного бессознательного.

B) Архетип индивидуального бессознательного.

C) Космос и Человечество.

D) Либидо.

E) Археологии как важнейшей науки о прошлом человечества.

129. Ключевой термин теории этногенеза Л.Н. Гумилева:

A) Харизма.

B) Химера.

C) Пассионарность.

D) Пассивность.

E) Евразия.

130. М. Веберу принадлежит несомненная заслуга подробного анализа:

A) Роли личности в истории.

B) Роли народных масс в истории.

C) Социологии буржуазных политических порядков.

D) Роли этического начала в развитии капитализма.

E) Функций нравственности в становлении человечества.

131. Факторы, позволившие человечеству выделиться из природной среды:

A) Развитие телесных форм.

B) Магия и культ.

C) Трудовая деятельность и общение.

D) Эксперимент инопланетян.

E) Семейно-брачные отношения.

132. Проблему человека в философии XX века по-новому поставил:

A) Экзистенциализм.

B) Марксизм.

C) Постмодернизм.

D) Постструктурализм.

E) Неопрагматизм.

133. Фундаментальная работа М. Хайдеггера о человеческом бытии называется:

A) Бытие и Ничто.

B) Бытие и время.

C) Время.

D) Бытие Сознательности.

E) Бытие.

134. “Одномерный человек” — книга, написанная:

A) Г. Маркузе.

B) Г. Уэллсом.

C) Г. Киссинджером.

D) Г. Гадамером.

E) Г. Сукачевым.

135. Можно сказать, что личность — это совокупность:

A) Страстей.

B) Грехов.

C) Качеств деятеля.

D) Социальных ролей.

E) Классовых отношений.

136. В книге “Человеческие качества” глобальные проблемы человечества исследовал:

A) Б. Рассел.

B) О. Тоффлер.

C) А. Печчеи.

D) З. Бжезинский.

E) А.Д. Сахаров.

137. Идеологом и философом “третьей волны” на Западе (новая волна НТР) является:

A) Ф. Фукуяма.

B) К. Поппер.

C) Р. Рорти.

D) П.А. Сорокин.

E) О. Тоффлер.

138. Философский взгляд на человека, представленный Л. Фейербахом, называется:

A) Антропоцентризмом.

B) Философской антропологией.

C) Антропологическим материализмом.

D) Антропософией.

E) Антропоморфизацией мироздания.

139. “Адам бол!” — принцип, впервые провозглашенный:

A) Абаем.

B) А. Байтурсыновым.

C) Ч. Валихановым.

D) А. Букейхановым.

E) Шакаримом.

140. “Категорический императив” — формулировка И. Кантом:

A) Естественно-научного закона.

B) Закона движения тел.

C) Закона политической жизни.

D) Высшего нравственного требования.

E) Закона категориального строя человеческой мысли.

141. Об аполлоническом и дионисийском началах в человеке и культуре заговорил впервые:

A) Платон.

B) Аристотель.

C) Шопенгауэр.

D) Ницше.

E) Достоевский.

142. Что, вместе с волей к жизни, согласно Ницше, движет человеком:

A) “Бытие-как-таковое”.

B) “Воля к власти”.

C) “Чистая воля”.

D) “Репрессирующее бытие”.

E) “Властный инстинкт”.

143. Фундаментальный труд Энгельса по проблеме становления человечества и цивилизации:

A) “Диалектика природы”.

B) “Происхождение семьи, частной собственности и государства”.

C) “Анти-Дюринг”.

D) “Письма об историческом материализме”.

E) “Положение рабочего класса в Англии”.

144. Отрасль философского знания, занимающаяся проблемами ценностей, называется:

A) Аксиологией.

B) Гносеологией.

C) Эпистемологией.

D) Онтологией.

E) Феноменологией.

145. Учение экзистенциалистов о проблеме человеческого выбора в условиях предельного напряжения названо:

A) Теорией заброшенности.

B) Учением и пограничной ситуации.

C) Учением о покинутости.

D) Концепцией свободы воли.

E) Учением об абсурде.

146. “Сизифа надо представлять себе счастливым”, — столь неожиданно высказался:

A) Сартр.

B) Кафка.

C) Камю.

D) Ясперс.

E) Бубер.

147. “Cogito ergo sum”, — известнейший афоризм:

A) Фомы Аквинского.

B) Гоббса.

C) Декарта.

D) Спинозы.

E) Канта.

148. “Человек есть мера всех вещей…”, — так начинается утверждение:

A) Пифагора.

B) Протагора.

C) Платона.

D) Птолемея.

E) Плавта.

149. “Человек есть политическое животное”, — утверждал:

A) Сократ.

B) Платон.

C) Аристотель.

D) Юстиниан.

E) Александр Македонский.

150. Один из ключевых терминов феноменологии Э. Гуссерля:

A) Индетерминизм.

B) Интериоризация.

C) Интернационализм.

D) Интенциональность.

E) Инвариантность.

151. Трудовая теория происхождения человека получила распространение в:

A) XVII веке.

B) XIX веке.

C) XVI веке.

D) XX веке.

E) X

Наши рекомендации