Достижение истины – непосредственная цель познания.

Осн. св-во истиныобъективность: конечная обусловленность реальной дейст-ю, практикой и независимостью от отдельных людей.

Истина – это не свойство материальных объектов, а хар-ка знания о них.

Будучи объективной по своему внешнему содержанию, истина субъективна по внутренним содержанию и форме: и-у познают люди, выражающие ее в опред. субъектах, формах (теориях, понятиях). Всемирное тяготение изначально присуще мат. миру, но в кач-ве закона оно было сформулировано Ньютоном.

Истина есть процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком. Для хар-ки и. как процесса применяются категории:

  1. абсолютного (устойчивое, неизменное в явлениях)

Понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, кот. никогда не будет достигнут. + как тот элемент знаний, кот. не может быть никогда опровергнут в будущем (птица имеет клюв, человек смертен).

  1. относительного (изменчивое, преходящее).

Выражает изменчивость кажд. знания, его уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются на новые (классич. механика на квантовую), либо становятся заблуждениями.

Абсолютность и относительность выражают разные стороны познанием чел-ом объективного мира. И различаются лишь по степени точности и полноте его отражения.

Гегель подчеркивал, что абсолтной и. нет – и. всегда конкретна. Это значит, что любое истинное значение всегда определено в своем содержании и применении данными условиями.

Т.о. абсол., относ., объективная, субъективная истины – это не разные «сорта», а одно и то же истинное знание с этими своими хар-ми, свойствами.

42.Научное познание: его специфика и строение

Осн. особенности:

1.Осн. задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности. => ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.

2. Цель – объективная истина, постигающаяся рациональными средствами => хар-ная черта науч. п. – объективность. + важнейшее условие науч. п. – активность субъекта.

3.Наука ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную систему понятий, законов и т.п.

5.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные ср-ва как приборы, «инструменты», и др. науч. оборудование.

6. Науч. п-ю присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Хотя здесь немало гипотез, догадок и предположений.

7. Использованием спец языка в котором содержатся четко опр термины, символы и правила их употребления. Исключена смысловая многозначность, неопределенность слов и выражений.

8. Лог-кая взаимосвязь: различных эл-ов научного знания, в силу которых оно представлено в упор-ую систему. Взаимосвязь существует не только в рамках отдельных наук, но и между ними.

Виды научного знания:

1.Знание о проблемах, 2.Знание о методах, 3.Знание об объектах, предметное знание.

В н. п.различают такие ЭЛЕМЕНТЫ его СТРУКТУРЫ:

1) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта.

2) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и др. абстракциях

3) основанные на фактах проблемы и гипотезы.

4) «вырастающие» из них законы, принципы и теории.

5) фсф-ие установки

6) социо–культурные основания

7) методы, идеалы и нормы НП

8) стиль мышления.

Н. п. вкл. 2 осн. уровня: эмпирический и теоретический.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ: преобладает живое созерцание (чувственное познания) =>исследуемый объект отраж-ся преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Хар-ные признаки: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных и иная фактофиксирующая деят-ть. Эм. исследование направлено непосредственно на объект. Оно осваивает его через сравнения, наблюдения и эксперименты.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ: преобладание рационального момента – понятий, теорий, законов. Отраж-ся явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического сознания. Гл. задача – достижение объективной истины. Хар-ная черта – яв-я его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов и методов.

43. Сознание как философская проблема: историческая ретроспекция

Человеческое сознание яв-ся сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектное. Представления о нем различны, зависят от разнообразия жизненного опыта. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук. Любое определения сознания оказывается неполным, одностороннем.

Философская теория познания уступает в своем определении сознанию универсальному философской онтологии. В философской теории познания объектом выступает лишь одна сторона сознания. Спиркин: Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном.

«Поле» сознания хорошо представлено Ивановым в виде круга, куда вписан крест, делящий его не 4 равные части. Состоит из телесно-перцептивных моментов, логико-понятийных компонентов, эмоционального компонентного состояния и ценностного-смыслового компонента. Эту схему сознания можно соотнести с фактом межполушарной асимметрии мозга.

Проблема сознания включает в себя представление о его составе, тесно связана с вопросом о самосознании. Можно столкнуться с позицией, согласно которой сущ-ет сознание, а за его рамками – самосознание. Многие философы считают, что самосознание сущ-ет в пределах сознания.

Сознание разграничивается на предметное сознание как переживание и самосознания:

Предметное ориентировано на осмысление окружающего мира, субъект делает объектом самого себя. Формирование самосознания невозможно без коммуникаций, без ограничения себя от других. Социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознание. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Он становится личностью и начинает осознавать себя как личность духовной деятельности.

Источником сознания выступает внешний предметный и духовный мир, социокультурная среда, весь духовный мир индивида, опыт его уникальной жизни, природная система. При формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. Внешне они преломляются через внутренний мир человека: далеко не все, идущее извне, включается в сознание.

Наши рекомендации