Познаваемость мира: версии скептицизма и агностицизма
Версия скептицизма – античное древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 века до н.э. Пиррон придал систематически законченную форму познавательной ценности чувственности. (Гераклит: глаза и уши фальшивые свидетели, результаты ощущений темны) К скепсису подобного рода Пиррон добавил моральный и логический. Скептицизм заявлял, что не может быть рационального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому. Скептицизм превратился в сомнение догматическое. Дело Пиррона продолжил его ученик Тимон, и развито академией. В качестве самостоятельного фсф направления скептицизм развил уроженец Крита Эненсидим. Скептицизм отрицал возможность достоверного знания и не верил в возможность рационального обоснования нравственных форм.Скептики считали, что только они обладают достоверностью. Для позднего С. хар-но резкая направленность против концепции истины: «.. все лишь кажется». Аргументами стали знаменитые тропы скептицистов, которые применялись ко всему ощущаемому. С целью показать, что данная мысль не более, не просто видимость, что такова лишь в отношении к чему-то другому. С. добился больших результатов в ис-ве обнаружения противоречий.
Среди ранних тропов можно выделить троп о различии организации, о различии между людьми, о различном устройстве органов чувств, о занимаемых нами различных положениях, о расстоянии и местах. Троп о расхождениях во мнении философов, сколько философов, столько и фсф, значит, нет истиной фсф. Эти тропы скептики очень умело направляли против философов. Вплоть до 3 века оказывали влияние на интеллектуальную мысль древнего мира.
Версия агностицизма:
(от греческого познаваемый) – фсф концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще, о любых предельных реальностях. Непознаваемое то, что знание, о чём в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки.
Термин А. в 1869, Гексли в одном из его выступлений. Г рассматривал агностицизм в качестве альтернативы тем, кто полагал, что в объективную истинность мира следует верить, даже в отсутствие свидетельств опыта, акцентировал гносеологический смысл агностицизма.
Заметная роль в формировании А, принадлежит Гамильтону, его разбор рассуждений кузена. Г. утверждал, наш опыт ограничивается обусловленными сущностями, знание же за пределами опыта становятся анатомическими. Выражает гносеологическую суть агностицизма – с помощью доступных науке средств мы ничего не можем утверждать о том. что полагается абсолютным и безусловным.
А. принадлежит к традиции фсф скептицизма, границы знания постоянно расширяются, хотя за пределами человеческих познавательных способностей всегда остаются вопросы, относительно которых наука не может дать надежный ответ. А. отказывает религиозным представлениям в статусе опытного знания. Выражает позицию ученого, как ученого, не обсуждает соответствующую проблематику. Позднее эта тема была представлена в позитивистской фсф, метафизическим. Привлекают внимание два вопроса: Что мы не можем знать? что есть научное знание?
Агностицизм присутствовал во многих доктринах 20 века, от прагматизма, до критического реализма. Сейчас употребляется в исторических философских контекстах.
38. Познание: его чувственная и рациональная формы
В истории фсф существовали 2 противоположные точки зрения: сенсуализм и рационализм.
СЕНСУАЛИЗМ.
считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения признавались ед-ным источникам и средством достижения истины. Франц. фил-ф Гельвеций полагал, что «все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума».
Чувственное познание осущ-ся посредством органов чувств. Будучи моментом чувственно-предметной деят-ти, живое созерцание осущ-ся в 3 осн. формах: ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение в сознании чела отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Как правило, ощущения – это компоненты восприятия.
Восприятие– это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.
Представление – это обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. В представлении нет реальной связи с объектом как в восприятии.
Для живого созерцания в целом хар-но - отражение мира в наглядной форме, - наличие непосредственной связи чела с дейс-ю, - отражение преимущественно внешних сторон.
РАЦИОНАЛИЗМ.
Стремились доказать, что всеобщие истины не выводимы из чувственного опыта, а могут быть почерпнуты только из самого мышления.
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Это осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения дейс-ти, обеспечивающий на основе чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций.
Следует выделить 2 уровня мышления: рассудок и разум.
Рассудок – это исходный уровень мышления, на кот. оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной системы. Это способность ясно и последовательно рассуждать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей. Гл. функция – расчленение и исчленение. Абсолютизация рассудка неизбежно ведет к метафизике. Это повседневное житейское мышление, здравый смысл.
Разум– этовысший уровень рационального познания, для кот. хар-но творческое оперирование абстракциями и сознательное исс-ние их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия. Гл. задача – объединение многообразного (вплоть до синтеза противоположностей) и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Развитие фсф и любой др. науки показывает, что любое значение есть ед-во противоположностей.
39. Познание: его субъект и объект (общая характеристика)