Что наработано по онтологии в отечественной лит-ре?

Обобщено следующее:

1признаётся сам факт предметности онтологии.

2 Предметность онтологии прописывается двумя ветвями: а) Мимоходом б) развёрнуто.

3 Конкретика предметности онтологии не однозначна.

В лит-ре следующие концепции предметности онтологии:

I. Концепция Дубровского: СУТЬ:

В предмете фил-и автор вычленяет онто-ское измерение, в нём фиксируется и определяется существование объекта исследования (это и есть предмет онтологии)

Что значит Существовать?

В истории фсф 2 ответа: 1.я мыслю следовательно я существую.2.Если я ошибаюсь значит я существую.

В этом измерении выявляется:

a. Критерии объективного существования.

b. Виды и формы объективного существования.

c. Единства всего существующего.

d. Наиболее общие и необходимые параметры бытия.

II. ШИРОКАЯ(н.Б. Шулевский). СУТЬ:

· Параменид является создателем онтологии, особой фсф дисциплины, изучают общие формы бытия.

· В ходе развития понятие онтологии расширилось. Сейчас ее пространство устанавливается 5 объектами: 1 бытие 2 материя 3 развитие 4 сознание 5 общие типы взаимодействия.

35. Онтология: проблема бытия (общая характеристика)

Библия начинается с книг, первая из которых называется – Бытие. Фсф тоже начинается с него. Фсф анализ бытия актуален сегодня. Проблем бытия в фсф решается в рамках онтологии. Она ставит вопрос о его глубинных законах и принципах, изучает фундаментальные принципы бытия. В качестве принципов могут выступать самые различные эл-ты мира и человеческого сущ-ния. Для любой вещи сущ-ть - значит быть в строю мирового порядка, занимать в нем определенное место. Онтологическая проблема сопряжена с поисками вечности. Проблема в осмысленности бытия возникает из постоянного присутствия в действиях человека целесообразности.

Чтобы мы не делали, мы всегда делаем это для чего-то, с какой-то целью. И даже смерть человека не страшна, если она принимается во имя высокой цели, (защита Родины, семьи)

В чем заключается то, что может придать жизнь человека смысл – главная задача философии.

Проблема бытия – это проблема способностей, целей и смысла сущ-ния мира в целом, который только может наполнить смыслом индивидуальное человеческое сущ-ния. Исследования бытия природы откладываются на отступ естествознания. Фсф проблема бытия видит отношение неоднозначности: от него либо отказываются, вообще считая не философской, либо предельно субъективизируют, стремясь привязать её к феномену сознания.

Проблема бытия в мировой истории фсф претерпела весьма серьезную эволюцию, её переломный момент считается эпоха просвещения. Сегодня фсф отправлена на поиски бытия, как высшей реальности. Бытие в традиции классической фсф трактовалось, как воплощение вечного, повременного. В фсф жизнь связывается с историей, времени. При этом субъктивизируется, становится продуктом её выражения, человеческой духовной деятельности. Результат - неспособность раскрыть глубинные механизмы развития человеческой истории, оценить её результаты.

Новые вехи времени, проблемы бытия выступает учение Канта. Мир по Канту чрезмерное ограничение чувственного материала. Бытие независимо от потока времени, от истории. Оно находиться вне сферы человеческого сознания. Его интересовала структура чистого разума, которое представляет собой истинное бытие.

Дильтель:

Объявляет понятие опыта исходным пунктом фсф. Жизнь во всех её проявлениях дана в переживаниях. Переживание – это просто данность, сознания и одновременно сложное образование, воспринимаемое как множество фактов, признается субъектом.

Гносеология: её базовые характеристики; её термин и предмет

Характеристики:

1. гносеология имеет собственный термин

2. Имеет различную конкретику, будем различать:

а) обыденная гносеология = гносеология здравого смысла

б) диатнребическая гносеология = школярская гносеология

в) исследовательская гносеология

3. Имеет свою предметную сферу.

4. Имеет конечную цель.

5. имеет собственный язык, на котором разговаривает

6.использует методы способы, которыми она описывает свой предмет

Её термин

Имеет собственное имя ГНОСЕОЛОГИЯ.

- Ономастические составляющие этого термина: греческое слово, состоит из 2 слов гносис – знание, logos – слово, понятие, учение, теория, наука.

Заметим, в Советской лит-ре закрепилось иное значение – «теория познания».Термин гносеология в 2 значениях:

а) гносеология, как учение о всеобщих механизмах и познавательной деятельности человека. О знаниях вообще, без относительно к его видлам и формам.

б) как фсф учение, предметом исследования которого яв-ся научное познание в его специфических хар-ках.

Заметим, в этом случае вместо термина гносеология используется другой – эпистемология. Эпистемология – знание в отличие от мнения, но в некоторых случаях, они совпадают с гносеологией.

- введение термина Гносеология

Когда вводится термин Г.? Сам термин появ-ся недавно, в середине 19 века. спец. называют две даты: появ-ся 1832 (заметим, до этого гнос-ая проблематика изучалась над другими терминами: анализ ума, критика разума, исследование познания). 1854 г. (считается, что философ Дж. Феррер).

- Гносеология её предметная сфера.

Предмет достаточно очевиден, лежит на поверхности, это познавательная деятельность человека. Процедура не простая, имеет собственную логику познания. В отеч. лит-ре сложилось 2 позиции понимания предметности:

1. УЗКАЯ:

В чем ее узость? Акцент на знание об изучаемом объекте. Позиция представлена Дубровским, суть позиции фиксируется в знании о соответствующем объекте и незнание о нём – это и яв-ся предметом исследования гносеологии.

Выявляются:

- критерии истинного знания

- формы истинного знания (факт и теория).

- методы и средства адекватного отображения действительности.

- условия и способы перехода от незнания к знанию.

- диалектическая природа познания.

2. ШИРОКАЯ:

Гносеология – раздел философии.

Исследуются:

a. Природа познания.

b. Возможности познания (границы).

c. Отношение знания к реальности.

d. Субъект и объект познания.

e. Всеобщие предпосылки познавательного процесса.

Наши рекомендации