Ценность и смысл человеческой жизни
282. Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как …экзистенционализм
283. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в …потустороннем мире
284. С точки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в:спасении
285. Этической позиции, что "нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться" придерживается…Гедонизм
286. Создателем этической системы, в основе которой лежат две основные идеи - безусловная самоценность человека и долг перед людьми, является …Кант
287. Если для неверующего человека целью и смыслом жизни является стермление к счастью, то для верующего:спасение
288. Не хочешь - не верь, но и не богохульствуй" - таков принцип…веротерпимость
289. Обоснование ценности и особой значимости человека в истории европейской культуры было дано в философии…раздражения
290. Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии…экзистенционализма
Общество и его структура
291. В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял...базис и надстройку
292. Тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию обосновывался…Марксом
293. Марксистское учение об обществе характеризуется как …исторический материализм
294. Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии...просвещения
295. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли …Платон
296. Создателем учения об "идеальном государстве" был …Платон
297. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, разрабатывали такие мыслители Нового времени, как …Гоббс, Локк, Руссо
298. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называют …обществом
299. Выделение в качестве основных элементов общества "базиса" и "надстройки" было предложено:Марксом
Культура, цивилизация, формация
300. Формационная концепция мирового исторического процесса была предложена и разработана …Марксом
301. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является …Дж. Белли
302. С точки зрения марксизма важнейшей движущей силой истории объявляется …классовая
303. Ступень общественного развития, следующая за эпохами дикости и варварства, названа …цивилизацией
304. Создателем теории локальных "культурно-исторических типов" общества является …Данилевский
305. Теория локальных культур, переходящих в цивилизацию, была предложена:Шпенглером
306. История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве:Шпенглер
307. Самобытность российского цивилизационного типа обосновывали…славянофильство
308. Понятие осевое время как период, связанный с возникновением великих культур в истории человечества ввел...Ясперс
309. Цивилизация есть упадок культуры с точки зрения…Шпенглера
Глобальные проблемы и будущее человечества
310. Сторонники технократии
_____________ видят перспективы прогресса в сосредоточении политической власти в руках технической интеллигенции, находящейся в союзе с рациональной наукой.
311. Мировоззренческая установка, выражающая критическое отношение к способности науки и техники обеспечить социальный прогресс, характеризуется как:антисуиентизм
312. Процесс обновления отсталого, традиционного общества называется…модернизация
313. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая, культурная интеграция человечества выражается в понятии...глобализации
314. Международная общественная организация, созданная в 1968г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название...Римский клуб
315. Острейшие, неотложные, комплексные проблемы, стоящие сегодня перед всем мировым сообществом в целом, именуют...глобальными
316. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа...
коэволюции
317. Важнейшей среди глобальных проблем является:проблема войны и мира
Человек и культура
318. Часть человеческого окружения, созданная самими людьми, называется …культурой
319. Слово "культура" в переводе с латинского языка означает возделывание, обработка земли.
320. Видом духовного производства в области эстетического освоения мира является …искусство
321. Культура отдельных групп, отличающаяся особенностями речи, манерой поведения и стилем в одежде, называется...субкультурный
322. Элитарной культуре противопоставляется…массовая культура
323. Первоначально понятие культуры связывалось с …возделывнием земли
324. Характерной чертой восточных культур является…традиционализм
325. Карнавальный характер отличает …
?
326. Развитие современной цивилизации предполагает утверждение культурного …плюрализма
(248, 267, 268, 325)СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Термин, происходящий от греческих слов phileo - любовь и sophia – мудрость – это философия
2. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира – это философия
3. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека – это мировоззрение
4. Мыслитель первым объяснивший слово "философ" – это Пифагор
5. Смысл философии, согласно Пифагору, - в поиске истини (субстанции первоосновы)
6. Главная задача философа - умение доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным считали - софисты
7. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках – это софизм
8. Первый элементарный вид отражения действительности – это ощущение
9. Наиболее глубинное отражение действительности происходит посредством понятий
10. Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей – это материализм
11. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю – это идеализм
13. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности – это иррационализм
14. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного "Я" и моих ощущений – это солипсизм
15. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к
действительности- это субъективизм
16. Философское направление, представители которого признавали бога, как мировой разум сотворивший природу и придавший ее движение, но не вмешивающийся в ее бытие – это Деизм
17. Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало – материальное или духовное – это монизм
18. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал - материального и духовного – это дуализм
19. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – это нирвана
21. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало - янь
22. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало - инь
25. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы - даосизм
26. Категория китайской философии, обозначающая путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего - дао
27. Город, в котором возникла первая философская школа Древней Греции - Милет
28. Философ, утверждавший в качестве первоначала воду - Фалес
29. Философ, утверждавший в качестве первоначала воздух - Анаксимен
30. Понятие античной философии, обозначающее "слово", "смысл", разумный принцип, управляющий миром - логос
31. Понятие, введенное античным философом Анаксимандром, для обозначения первоначала - апейрон
32. Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала - число
33. Античный автор диалектического высказывания "...все рождается через распрю и по необходимости" - Гераклит
34. Понятие древнегреческой философии, характеризующее организованность космоса, в противоположность хаосу - гармония
35. Античный автор высказывания "нельзя дважды войти в одну и ту же реку" - Гераклит
36. Гераклит утверждал, что мир находится в вечном движении
37. Главное следствие из онтологии Парменида - бытию не свойственно - движение
38. Античный философ, представлявший бытие в виде мельчайших, неделимых, невидимых частиц - Демокрит
39. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия – это плюрализм
40. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем – это агностицизм
41. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания – это скептицизм
42. Система приемов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания – это метод
43. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания – это релятивизм
45. Методологический принцип, согласно которому ощущения, восприятия- основа и главная форма достоверного познания–это сенсуализм
46. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это рационализм
47. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию- это иррационализм
48. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ – это антропоморфизм
49. Собрание древнеиндийских источников (кон. II - нач. I тыс. до н. э.), сборники гимнов в честь богов - это Веды
50. Религиозное течение древней Индии, с которым связывают начало формирования философского мышления - это брахманизм
51. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего – это брахман
52. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало – это Атман
53. Одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы – это сансара
54. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения - это карма
56. Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения – это гедонизм
57. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный - Будда
59. Окружающий человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы - модус
60. Простая неделимая субстанция, согласно Лейбницу - монада
61. Теория познания, разработанная Дж. Локком - сенсуализм
62. Эпоха, наследниками духовных ценностей которой явились французские просветители - Возрождение
63. Фамилия мыслителя эпохи Просвещения, давшего обоснование концепции ''естественной религии'' - Вольтер
64. Форма государства, в котором возможна реализация свободы и равенства, по Руссо - республика
68. Направление Немецкой классической философии, признающее разум основой познания и поведения людей - рационализм
69. Мыслитель XIX века, трактовавший религию по отношению к сущности человека как процесс отчуждения - Фейербах
71. Наука "о пределах человеческого разума'', по И. Канту - …?
72. Фамилия автора произведения "Критика чистого разума" – И.Кант
73. Понятие, используемое Кантом, в переводе с греческого "парные суждения, каждое из которых исключает другое" - антиномия
74. Период деятельности И. Канта характеризующийся работой "Всеобщая естественная история и теория неба" - докритический
75. Период деятельности И. Канта характеризующийся работой "Критика чистого разума" - критический
76. Умопостигаемое, противоположность феномену, вещь в себе по Канту - ноумены
77. Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию – немецкая классическая философия
78. Философия, теоретическими предпосылками которой являются диалектика Гегеля и материализм Фейербаха - марксизм
79. Основной труд К. Маркса – «капитал»
80. Основной труд Ф. Энгельса – «Диалектика природы»
82. Способ существования материи, в марксистской философии - движение
84. Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса - отражение
86. Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств - …?
87. Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки - абсолютная истина.
88. Частичное, неполное знание об объекте - относительная истина.
90. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное - производство
91. Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии - …? философия.
92. Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику - …?
94. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания – логический позитивизм
95. Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем - неопозитивизм
96. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме - верификация
99. Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания - постпозитивизм
101. Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме - фальсификация
103. Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей - Ницше
104. Метод, разработанный З. Фрейдом - психоанализ
106. Философия существования - экзистенциализм
107. Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире - экзистенциализм
110. Основная проблема в философии экзистенциализма – отчуждение человека от общества
112. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил - релятивизм
115. Понятие, использованное Демокритом для обозначения неделимых материальных элементов - атом
116. Понятие, обозначающее, по Демокриту, небытие - пустота
117. Онтологическая концепция, разработанная античными философами Левкиппом и Демокритом - атомизм
118. "Человек - мера всех вещей" - утверждал Протагор
119. По Платону бытие делится на мир вещей, материю и мир идей
120. Термин, обозначающий первую философию, по Аристотелю, предмет которой умопостигаемые сверхчувственные вечные сущности - метафизика
121. Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность - теология
122. Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность - этика
123. Понятие, означающее невозмутимость духа - атараксия
124. Учение, отождествляющее Бога и мир в целом - пантеизм
125. Гражданин единого мирового государства, в философии стоиков - космополит
128. Философская школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания - скептицизм
129. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога - теология
130. Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей I-VII вв – это патристика
131. Учение о человеке – это антропология
132. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой - схоластика
133. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии - томизм
134. Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского - неотомизм
135. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия - универсалии
136. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания - реализм
137. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями номинализм
138. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии - чисто мыслительные образования, существующие в уме человека - номинализм
139. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это аскетизм
140. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности Возрождение
141. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу - индивидуализм
142. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности - гуманизм
143. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания - антопоцентризм
144. Фамилия основателя протестантизма – Джон Уиклиф Лютер
145. Общественное движение XVI века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви - протестантизм
146. Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации - протестантизм
147. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований - утопизм
148. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны - образца общественного устройства – «Утопия»
149. Учение Николая Коперника - гелиоцентризм
150. Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени - …?
151. Философское направление, определяющее источником знания научно организованный опыт или эксперимент - эмпиризм
152. Метод истинного познания, по Бэкону - индукция
155. Первый древнерусский философ - Илларион
157. Мыслитель, стоявший у истоков русской философии XVIII в. - Ломоносов
160. Русский мыслитель XVIII в., развивавший атомно-молекулярные представления о строении вещества - Ломоносов
162. Течение, опиравшееся на идеи европейского Просвещения в вопросе развития России - западничество
163. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса - славянофильство
164. Сторонники развития России по западноевропейскому пути - западники
165. Течение, утверждавшее самобытный характер развития России - славянофильство
166. Течение русской философской мысли, обосновывающее особый, отличного от западноевропейского, путь исторического развития России - славянофильство
167. Течение русской философской мысли, усматривавшее самобытность России в православии как единственно истинном христианстве - славянофильство
168. Течение русской философской мысли 30-40 г. XIX в., в котором вера выступает первичным фактором, обуславливающим историческую деятельность народа - славянофильство
169. Структурная единица организации русской народной жизни, по мнению славянофилов - община
172. Явление, данное в опыте, чувственном познании - феномен
173. Фамилия автора утверждения: "Вещь, предстающая в наших ощущениях не совпадает с вещью вне наших ощущений" - И. Кант
175. Фамилия автора утверждения: "Поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" - И. Кант
176. Субъективный принцип нравственности, по Канту - долг
180. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба
противоположностей - противоречие
181. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности - натурфилософия
182. Философ, творчество которого считается вершиной немецкого идеализма пер. пол. XIX в. - Гегель
183. Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю – Абсолютная идея (мировой дух)
184. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю - дух
185. Проявление или воплощение мирового духа, в понимании Гегеля сознание
186. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю - заблуждение
187. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю - развитие
188. Категория логики Гегеля, синтезирующая "чистое бытие" и "ничто" - становление
189. Социальный процесс, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную господствующую силу, враждебную ему - отчуждение
190. Первоисточник мышления, по Фейербаху - природа
192. Государственный строй, идеи которого развивались русскими революционер-демократами - социализм
193. Фамилия русского мыслителя, автора концепции культурно-исторических типов - Данилевский
195. Течение социально-философской мысли, направленное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни - консерватизм
196. Течение социально-философской мысли, проявляющееся в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого - консерватизм
197. Форма правления государства, способная обеспечить целостность и устойчивость России, в представлении консерваторов - монархия
198. Учение в русской философии конца XIX - начала XX века о неразрывном единстве человека, Земли и космоса – антропокосмизм (космизм)
199. Течение русской философской мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого - космизм
200. Фамилия представителя русского космизма, создавшего концепцию
"патрофикации отцов" - Федоров
201. Фамилия русского естествоиспытателя, разработчика теории ракетостроения - Циолковский
203. Теория Соловьева о воссоединении мира с Богом – теория всеединства
204. Раздел философии, исследующий наиболее общие вопросы бытия - онтология
205. Раздел философии, исследующий вопрос смысла существования мира в целом - онология
206. Категория философии, фиксирующая и выражающая проблему существования в ее общем виде - бытие
208. Понятие противоположное категории бытие – небытие (ничто)
209. Чувственно воспринимаемый, умопостигаемый и всеобщий атрибут материи, субстанции, природы - движение210. Характеристика бытия, представление о постепенных изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях - развите211. Направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному – погресс (эволюция)212. Тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижения уровня организации - регресс214. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания - понятие216. Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общий признаков - свойство218. Философская категория, обозначающая существенные свойства при отвлечении от его частных свойств, противоположность конкретному - абстрактное219. Философская категория, обозначающая непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, противоположность абстрактному - конкретное220. Философская категория, выражающая отношение данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие - …?222. Понятие, характеризующее множество элементов, образующих определенную целостность, единство - система223. Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях - структура