Философия XX века: основные направления и тенденции развития
Общая характеристика современной философии. Экзистенциалистская философия и философская герменевтика
Литература
Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2. М.,1997.
Гадамер Х.-Г Философские основания XX в // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.,1988.
Камю А. Бунтующий человек. М.,1990.
Сартр Ж.-П. Стена. М, 1992.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Буржуазная философская антропология XX в. (Отв. ред. Григорьян Б.Т.) М., 1986.
Великовский СИ. В поисках утраченного смысла. М.,1979.
Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи вразвитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М.,1972.
Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Современная философия определяется не только хронологически, но и содержательно: для нее характерно неклассическое понимание рациональности. Главным образом, это связано с пониманием интеллектуальной деятельности человека и ее отношением к реальности. Логика мысли и порядок реальности «самой-по-себе» не тождественны, изменяется само понимание рациональности: рационально не значит однозначно и общезначимо, существуют различные типы духовного освоения действительности. Логика религиозного сознания отлична от логики научного сознания и это различие располагается не по шкале истинно/неистинно, но согласно разности формообразующих принципов.
При всем многообразии современной философии условно можно выделить две мировоззренческие установки, к которым можно отнести различные философские концепции. 1. Антропоцентрическая мировоззренческая установка характерна для экзистенциально-феноменологического направления современной философии с его ориентацией на проблемы человеческого бытия - проблемы смысла жизни, свободы, творчества. 2. Установка на позитивное знание, выражающая согласие с существующей ситуацией человека в мире, с которой можно соотнести позитивистски-прагматическое направление современной философии, в центре внимания которого - проблемы науки и практического успеха человеческой деятельности.
Экзистенциализм как философское направление сформировался в Европе в первой трети XX в., его ведущие представители - Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер (раннего периода его философской эволюции). Центральным понятием экзистенциалистского типа философствования является понятие экзистенции - непосредственного переживания человеком собственного бытия. Экзистенциализм прежде всего онтологическое учение, в котором бытие представляется не отвлеченным понятием, но конкретно личным бытием человека. Бытие человека отличается от бытия вещей тем, что оно не есть нечто определенное, но постоянно становящееся. Такое бытие, по мысли философов-экзистенцилистов, неуловимо для классического философского дискурса, поэтому экзистенциализм вырабатывает новую терминологию. Укорененность в бытии, временность, историчность - вот те понятия-экзистенциалы, в которых улавливаются феномены человеческого бытия-в-мире. Человек зависим от «положения вещей» в мире хотя бы потому, что его рождение и смерть определяется не им самим. Однако именно свобода определяет его бытие: человек проектирует себя согласно своим ценностям и желаниям и этот фундаментальный проект, цель и есть руководящий принцип его бытия. Внимание к уникальному бытию личности сближает экзистенциалистскую философию с искусством, поэтому для этого философского направления характерна литературная форма выражения.
Герменевтика как определенное направление современной философии утвердилась во второй половине XX в. Центральный вопрос герменевтической философии, по мысли одного из ее ведущих представителей Ханса-Георга Гадамера, это вопрос о том, как возможно понимание окружающего нас мира, как в этом понимании воплощается истина бытия. Предметом герменевтической философии является «мир человека», который имеет языковую природу. В языке открывается человеку истина бытия, задается его способ бытия-в-мире. Язык есть постоянное движение смыслов или игра. Прошлое и настоящее человеческой культуры - это процесс взаимного проникновения «жизненных миров» разных эпох, объективное творчество
языковой стихии. Герменевтический метод есть метод понимания или участия в игре смыслов, являющийся универсальным методом гуманитарного познания.