Структура, сущность и функции сознания.

Сознание — совокупный, идеальный образ объективного, материального мира. Образ предмета — это идеальная форма бытия предмета в голове человека. Условием идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей. Идеальное — главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека.

Структура сознания в соответствии со структурой мозга:

Чувственность, воображение, воля, мышление(абстрактное), интеллектуальная рефлексия(самосознание)

Элементы сознания:

1) психика;

2) чувственность;

3) память;

4) воля;

5) воображение;

6) абстрактное мышление;

7) интеллектуальная рефлексия (самосознание, самомышление).

Основным элементом сознания является мышление. Сущность сознания сводится к абстрактному мышлению. У разных людей — разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой.

Функции сознания: 1)познавательная; 2)целеполагания; 3)ценностная; 4)доказательства истинности знания; 5)коммуникативная; 6)регулятивная.

Любой системный объект имеет свои функции, свою деятельность. Главная субстанциональная функция сознания — функция адаптации к окружающей среде. Сущность сознания абстрактоное мышление, основная функция адаптивная, что есть сознание, следующая проблема адекватности сознания, оно дает комплексную картину мира, в голове у каждого в образной форме отражается мир в миниатюре функции абстрактного мышления- контролировать сознание и поведение сознание формируется , человек не рождается с сознанием, знания не передаются по наследству . Социализация – формирование сознания, идет через внедрение знаний, норм, ценностей до 6-8 лет формирование окончательной системы мозга, начинается самодостаточный период, вырабатывается контрольно адаптирующая функция, накопление устойчивого сознания Опережающее сознание- предвидение, превосходящее последствия и корректировки действий- след функция сознания В основе сознания лежит свойство отражения удержания структурных изменений при изменении объектов, мозг с нервной системой наиболее восприимчевые объекты, отражение в нем носит глубокий изоморфный харктер, происходит в мозгу восприятие объекта пообразам. Подсознательно, интуитивно(чувст) и рациональная ,научно-рациональным опытом.

Понятие духа и духовного.

Дух=идея.

Духовное- идеальное, не имеющее непосредственного корыстного выхода(наоборот, противоположно определению материализма), субъект придает значения объектом которым они не обладают, объект становится уникальным.

Дух — философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Идеализм, спиритуализм— признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как понятие, субстанция, личность.

Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием в их иррационализме, в частности, определяя сущность духа, рассматривают такие аспекты, как интуиция, чувство, воля, воображение и т.д.

Античные натурфилософы 6-5 веков до н.э. определяли дух, как «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных». Библейско-христианская традиция наполняет понятие духа личностным абсолютом и волей. Также дух может означать совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений, придающая силы для действия во имя чего-либо (воинский дух).

Дух времён, дух народов, дух исторических образований — часто встречаются у Вольтера. В основной метод его исторического мышления входило приведение отдельных черт времени, народа, исторического образования к общему знаменателю, который он называл духом.

Понятие духа, как чего-то противоположного природе, сложилось в период романтизма и немецкого идеализма, а особенно у Гегеля. Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.

Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств.

Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Знания-образы, существует в виде мысленных идеальных образов, чувств, образ не есть знание, тк мысль образы доступны для всех(передать чувственные образ достаточно сложно.)

Сознание и бессознательное.

Сознание — совокупный, идеальный образ объективного, материального мира. Материальным носителем является мозг (субстрат сознания).Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть не осознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Другими словами, это проявление биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

В область бессознательного входят:

· Психические явления, возникающие во сне (сновидения). Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это состояние характеризуется отключенностью сознания.

· Ответные реакции, которые вызываются не ощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями. Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.

· Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации.

· Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые. Сюда относятся сложные профессиональные движения машинистки, художника или пианиста.

· Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.

· К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

· Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например навязчивые мысли.

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.

Проблемы познания.

Познание — процесс получения знаний. => Появление в сознании образов. Две ступени познания: чувственное и рациональное (абстрактное мышление). Проблема познания состоит в переходе от чувственного познания к абстрактной мысли. Познание не заключается только в изучении объекта, но и в действии (в практике).

Познание возможно, но всегда ограничено. Границы эти бывают двух типов - одни из них могут отодвигаться, другие - непреодолимы. Уже античная философия всячески подчеркивала роль предела, конечного в по­знании. Предел - определяющее, дающее смысл, завершенность вещи. То, что не имеет завершенности, определения - непознаваемо. Не случайно Ари­стотель утверждал, что «невозможно знать, пока не дойдешь до неделимого».

Вопрос о познаваемости мира - это не просто вопрос о том, познаваем ли «мир вообще». Это прежде всего вопрос: о каком мире идет речь - мире наших собственных знаний, впечатлений или о действительном, материаль­ном мире, существующем независимо от наших знаний о нем. Материалисты всех времен так или иначе рассматривали процесс познания как отражение, в котором знание не предшествует от века, - оно рождается, творится заново человеком именно в процессе познания. Человек познает не знание, свое собственное или божественное, он познает внешний мир, материю, т.е. то, что само по себе знанием не является. Эта точка зрения «отражения», она ко­ренным образом отличает материализм от идеализма в вопросах познания.

Понятие «субъект познания» многозначно. Во-первых, этим понятием обозначают конкретного познающего че­ловека - индивидуальный субъект. Во-вторых, общество в целом - коллективный субъект.

Познание может быть классифицировано, в зависимости от принципа классификации, в нем выделяют:

1) Уровни: чувственный и рациональный, если речь идет о познании вообще, или, если речь идет о научном познании, эмпирический и теоретический.

2) Формы: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (ощущение, восприятие, представление) и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (объективации знания в виде текстов и артефактов, наделенных социокультурным смыслом).

3) Типы: обыденный, художественный и научный, подразделяющийся на естественнонаучный и общественнонаучный.

Чувственное : ощущения, восприятие, представление. Рациональное: понятие , суждение, умозаключение. Проблема перехода от чувственного к рациональному, ступени соответственно мысл, чувств образу реальности

Понятие и проблемы истины.

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть процесс, а не простой результат); единство абсолютного, устойчивого и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного.

Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия - это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут.
Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и уточнение по мере развития практики и познания.
Вопрос об истинности наших знаний — один из важнейших вопросов теории познания. Исследуя мир, свойства вещей, человек постигает их сущность. Это значит, что в его сознании мир и вещи с их свойствами воспроизводятся такими, какого они есть в действительности, какими они существуют объективно, независимо от человека. Будучи объективными по содержанию, истинные знания вместе с тем субъективны по форме, т.к. они принадлежат не внешнему миру, а человеку, являются результатом его деятельности как субъекта познания. Проблема истины истина, это такое знание которое можно использовать на практике. Проблема проявляется в структуре, абсолютность- относительность, субъективность-объективность, конкретность- абстрактность. Объективность- истина не зависет от субъекта, чем непонятней объект тем сложнее познать, проблема метода, мозг усиливает органы чувств соответствующими методами, методы имеют структуру.

1. Всеобщие общий подход к мышлению к познавательному объекту

2. Диалектческий суть диалектики раздвоение единого на противоположные стороны и познание по отдельности и в синтезе, проникновение в сущность, недоступную органам чувств

3. Метафизический, общенаучные, частные, специальные.

Наши рекомендации