Структура, сущность и функции сознания.
Сознание — совокупный, идеальный образ объективного, материального мира. Образ предмета — это идеальная форма бытия предмета в голове человека. Условием идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей. Идеальное — главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека.
Структура сознания в соответствии со структурой мозга:
Чувственность, воображение, воля, мышление(абстрактное), интеллектуальная рефлексия(самосознание)
Элементы сознания:
1) психика;
2) чувственность;
3) память;
4) воля;
5) воображение;
6) абстрактное мышление;
7) интеллектуальная рефлексия (самосознание, самомышление).
Основным элементом сознания является мышление. Сущность сознания сводится к абстрактному мышлению. У разных людей — разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой.
Функции сознания: 1)познавательная; 2)целеполагания; 3)ценностная; 4)доказательства истинности знания; 5)коммуникативная; 6)регулятивная.
Любой системный объект имеет свои функции, свою деятельность. Главная субстанциональная функция сознания — функция адаптации к окружающей среде. Сущность сознания абстрактоное мышление, основная функция адаптивная, что есть сознание, следующая проблема адекватности сознания, оно дает комплексную картину мира, в голове у каждого в образной форме отражается мир в миниатюре функции абстрактного мышления- контролировать сознание и поведение сознание формируется , человек не рождается с сознанием, знания не передаются по наследству . Социализация – формирование сознания, идет через внедрение знаний, норм, ценностей до 6-8 лет формирование окончательной системы мозга, начинается самодостаточный период, вырабатывается контрольно адаптирующая функция, накопление устойчивого сознания Опережающее сознание- предвидение, превосходящее последствия и корректировки действий- след функция сознания В основе сознания лежит свойство отражения удержания структурных изменений при изменении объектов, мозг с нервной системой наиболее восприимчевые объекты, отражение в нем носит глубокий изоморфный харктер, происходит в мозгу восприятие объекта пообразам. Подсознательно, интуитивно(чувст) и рациональная ,научно-рациональным опытом.
Понятие духа и духовного.
Дух=идея.
Духовное- идеальное, не имеющее непосредственного корыстного выхода(наоборот, противоположно определению материализма), субъект придает значения объектом которым они не обладают, объект становится уникальным.
Дух — философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Идеализм, спиритуализм— признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как понятие, субстанция, личность.
Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием в их иррационализме, в частности, определяя сущность духа, рассматривают такие аспекты, как интуиция, чувство, воля, воображение и т.д.
Античные натурфилософы 6-5 веков до н.э. определяли дух, как «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных». Библейско-христианская традиция наполняет понятие духа личностным абсолютом и волей. Также дух может означать совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений, придающая силы для действия во имя чего-либо (воинский дух).
Дух времён, дух народов, дух исторических образований — часто встречаются у Вольтера. В основной метод его исторического мышления входило приведение отдельных черт времени, народа, исторического образования к общему знаменателю, который он называл духом.
Понятие духа, как чего-то противоположного природе, сложилось в период романтизма и немецкого идеализма, а особенно у Гегеля. Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.
Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств.
Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Знания-образы, существует в виде мысленных идеальных образов, чувств, образ не есть знание, тк мысль образы доступны для всех(передать чувственные образ достаточно сложно.)
Сознание и бессознательное.
Сознание — совокупный, идеальный образ объективного, материального мира. Материальным носителем является мозг (субстрат сознания).Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть не осознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Другими словами, это проявление биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.
Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.
В область бессознательного входят:
· Психические явления, возникающие во сне (сновидения). Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это состояние характеризуется отключенностью сознания.
· Ответные реакции, которые вызываются не ощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями. Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.
· Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации.
· Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые. Сюда относятся сложные профессиональные движения машинистки, художника или пианиста.
· Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.
· К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.
· Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например навязчивые мысли.
Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.
Проблемы познания.
Познание — процесс получения знаний. => Появление в сознании образов. Две ступени познания: чувственное и рациональное (абстрактное мышление). Проблема познания состоит в переходе от чувственного познания к абстрактной мысли. Познание не заключается только в изучении объекта, но и в действии (в практике).
Познание возможно, но всегда ограничено. Границы эти бывают двух типов - одни из них могут отодвигаться, другие - непреодолимы. Уже античная философия всячески подчеркивала роль предела, конечного в познании. Предел - определяющее, дающее смысл, завершенность вещи. То, что не имеет завершенности, определения - непознаваемо. Не случайно Аристотель утверждал, что «невозможно знать, пока не дойдешь до неделимого».
Вопрос о познаваемости мира - это не просто вопрос о том, познаваем ли «мир вообще». Это прежде всего вопрос: о каком мире идет речь - мире наших собственных знаний, впечатлений или о действительном, материальном мире, существующем независимо от наших знаний о нем. Материалисты всех времен так или иначе рассматривали процесс познания как отражение, в котором знание не предшествует от века, - оно рождается, творится заново человеком именно в процессе познания. Человек познает не знание, свое собственное или божественное, он познает внешний мир, материю, т.е. то, что само по себе знанием не является. Эта точка зрения «отражения», она коренным образом отличает материализм от идеализма в вопросах познания.
Понятие «субъект познания» многозначно. Во-первых, этим понятием обозначают конкретного познающего человека - индивидуальный субъект. Во-вторых, общество в целом - коллективный субъект.
Познание может быть классифицировано, в зависимости от принципа классификации, в нем выделяют:
1) Уровни: чувственный и рациональный, если речь идет о познании вообще, или, если речь идет о научном познании, эмпирический и теоретический.
2) Формы: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (ощущение, восприятие, представление) и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (объективации знания в виде текстов и артефактов, наделенных социокультурным смыслом).
3) Типы: обыденный, художественный и научный, подразделяющийся на естественнонаучный и общественнонаучный.
Чувственное : ощущения, восприятие, представление. Рациональное: понятие , суждение, умозаключение. Проблема перехода от чувственного к рациональному, ступени соответственно мысл, чувств образу реальности
Понятие и проблемы истины.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть процесс, а не простой результат); единство абсолютного, устойчивого и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного.
Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия - это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут.
Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и уточнение по мере развития практики и познания.
Вопрос об истинности наших знаний — один из важнейших вопросов теории познания. Исследуя мир, свойства вещей, человек постигает их сущность. Это значит, что в его сознании мир и вещи с их свойствами воспроизводятся такими, какого они есть в действительности, какими они существуют объективно, независимо от человека. Будучи объективными по содержанию, истинные знания вместе с тем субъективны по форме, т.к. они принадлежат не внешнему миру, а человеку, являются результатом его деятельности как субъекта познания. Проблема истины истина, это такое знание которое можно использовать на практике. Проблема проявляется в структуре, абсолютность- относительность, субъективность-объективность, конкретность- абстрактность. Объективность- истина не зависет от субъекта, чем непонятней объект тем сложнее познать, проблема метода, мозг усиливает органы чувств соответствующими методами, методы имеют структуру.
1. Всеобщие общий подход к мышлению к познавательному объекту
2. Диалектческий суть диалектики раздвоение единого на противоположные стороны и познание по отдельности и в синтезе, проникновение в сущность, недоступную органам чувств
3. Метафизический, общенаучные, частные, специальные.