Философия, её предмет, особенности, функции.
Философия, её предмет, особенности, функции.
Причины возникновения философии: человек пытается понять из чего состоит мир. Человек понимает, что он есть нечто отличное от природы, его начинает удивлять факт, что его представления о мире не соответствуют легендам и мифам. Возникает потребность рационально объяснить мир, познать его таким, какой он есть. В ответ на эту проблему и возникает философия: теоретически объяснить все.
Философия с греческого-" любовь к мудрости", под мудростью мы понимаем три вещи умение правильно мыслить, говорить, делать, слово "философ" впервые употребил Пифагор, по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни, в европейской культуре появление термина "философия" связано с именем Платона. Философия — форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения.
Предмет — выделение наиболее общих и сущных моментов бытия и сознания. Предмет –весь мир (изначально). Предмет философии — категориальная рефлексия мировоззрения. Рефлексия — обращение человека при общении на свое сознание. Физиков интересуют законы объективной реальности, философов интересуют проблемы следствия нашего мира в нашем сознании.
Специфические черты философии:
1.Всеобщность - философия изучает всеобщие (универсальные) законы.
2.Трансцендентность- выход за пределы имперического бытия, то есть это такие аспекты бытия, которые выходят за пределы реального мира.
3.Специальное исследование всеобщего соотношения бытия и сознания.
4.Рефлексивность. Рефлексия- способность человека делать свое знание предметом своего собственного мышления, то есть критически рассматривать свою собственную деятельность.
Основные вопросы философии: 1)о познаваемости; 2)о происхождении.
Функции философии:
- Основные
1.1. Идеологическая (собственно мировоззренческая): Философ должен дать свой идеал мира или его фрагментов. Философия — наука не о сущем, а о должном, как это должно существовать. Для философа идеалом мира может быть все что угодно;
1.2. Методологическая (Философия-всеобщий метод познания и преобразования действительности);
1.3. Психотерапевтическая: Умение работать со своим сознанием, т.е. изменять его;
- Производные (дополняют и раскрывают основные)
2.1. Онтологическая: Онтология — учение о бытие, о сущности;
2.2. Гносеологическая (теоретико-познавательная);
2.3. Аксиологическая: Аксиология — учение о ценностях. Изменить свое сознание — это фактически означает изменить свои ценности.
Особенности: познание осуществляется абстрактным мышлением, возникает проблема истинности знания
Мозг- субстрат познания.
Социальная обусловленность исторических этапов развития философии.
Наличие необходимых соц.проблем , которые имеют два и более решения
1 этап. Древний. Возникает одновременно в разных точках(Китай, Индия).Фалес 5в до н.э. по 5в. н.э
2 этап. Средневековый, феодальный период. С 5 в. по 15 век.
3 этап . Возрождения. 15-17 век
4 этап. Эпоха Новое время 17 век
5 этап. Эпоха Просвещения 18 век
6 этап Классическая философия конец 18- первая половина 19 века
7 этап Постклассическая философия конец 19 века
8 этап. Современная 20 век
9 этап Новейшая
Развитие и прогресс.
Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Существенную характеристику процессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития.
Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Причем в случаях развития речь идет о поступательных качественных трансформациях системы.
Целостную научную концепцию развития построил марксизм. Развитие понимается здесь как универсальное свойство материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также основой объяснения истории общества и познания. Общей теорией развития выступает материалистическая диалектика, главные особенности процессов развития выражает содержание ее основных законов – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания.
В общественном развитии идеи играют активную роль. Идеи играют двоякую роль: они могут или способствовать развитию общества, или тормозить это развитие. Прогрессивное значение в развитии общества могут иметь только те идеи, которые выражают интересы передовых классов общества, народных масс.
Прогресс (движение вперед, успех) - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Важнейшим двигателем прогресса, его конечной целью и критерием является сам человек.
Софисты и Сократ.
Софисты первоначально были учителями риторики, учителями мудрости. Главная особенность-первая школа бравшая плату за обучение, первые профессиональные философы. Появилась возможность делать карьеру. На первый план выходит проблема человека . Основные особенности: брали плату за обучение, обвинялись в бродяжничестве(несли знания об обычаях и традициях из одного полиса в другой, носители пан-эллинистического начала), первые греческие просветители, впервые несли систематизированные знания, движение софистов не было однородным
1. мастера старшего поколения, сохранявшие моральный контекст.
2.софисты-эленисты(спорщики), главное для них выиграть спор любой ценой.
3. софисты-политики. Основатель Протогор «человек есть мера всех вещей, где мера это норма суждения, все относительно не существует абсолютных истин и моральных ценностей, все истины относительны.» релятивизм- есть философское направление, которое абсолютизирует момент относительности, в процессе осознания мира. Любой изм есть всегда преувеличенное, абсолютизация какой-либо грани стороны познания.
«Да любые высказывания полезны, но можно выделить наиболее полезные» Мудрец тот, кто выделяет прогматизм – философское направление, которое абсолютизирует момент полезности, в процессе познания мира.
Горгий. Сложность выражения результатов нашего познания в языке. «Если мир познаваем , то все равно.»
Создатель методологии третьего пути . пройти в познании между крайними познаниями. Слова нашего языка никак с нашим бытием не связаны. Техника софизма: один из основных приемов нарушение законов тождества.
Философия Сократа. Жил в эпоху упадка Афинской демократии, мораль стала потребительской . «Овод, который будет стадо» Первый диссидент в истории европейской цивилизации. В чем сущность человека. Это его душа, в термин душа он вкладывал разум, ментальность…. Новая трактовка добродетели, теперь добродетель приобреталось, главное –знание, отвергал богатство, силу, славу, сдержанно относился к жизни к здоровью, духовные ценности- главные,
Новое поколение добродетели и ценностей. Добродетель приобретенное качество, главная добродетель стремление к знаниям и познание мира. Высшие ценности: духовные, внешние: богатство, сила, власть. Этический рационализм Сократа, человек творит зло по незнанию. Античность не знала понятия свободы воли
1. Опровержение а) притворство в незнании б)ирония Сократа
2. Майевтика (повивальное искусство) рождение истины в душе человека
8. Платон и Аристотель
Платон.Характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию.. бытие представляется как множественное, рассматривает его как идеально, бестелесное образование-идею. Материю мыслит как начало иного, изменчивого, текучего, непостоянного. Лишена определенности и поэтому непознаваема.материя бесформенна может принять любую форму, неопределенна, есть как бы возможность а не действительность, отождествляет с пространством.В человеке различает душу и тленное тело, душа по платону едина и неделима, тело делимо, тк состоит из материи. Сущность души в ее единстве, самодвижении, состоит из двух частей высшей-разумной, и низшей-чувственной., сторонникик теории переселения душ. Познание как припоминание . Делит людей на три разных типа разумная, эмоциональная и чувственная. 1. Мудрецы или философы(правители в госве), 2 войны, стражи(заботятся о безопасности государства), 3 физический труд(крестьяне ремесленники). Ничего свер меры. Человек живет ради гос. Противопоставление материалистическому атомизму идеалистическому понимания «бытие- бестелесная идея, все что имеет части изменчиво»Принцип удвоения мира. В онтологии, гносеологии, антропологии. Помимо вещей, должны существовать идеи вещей. Как связаны эти 2 мира
-идеи присутствуют в вещах
-идеи подражают вещам
-идеи участвуют в вещах
Создает теорию познания как теорию «припоминания». Диалектика искусство правильно задавать вопросы и получать правильные ответы - логическая теория сверхчувственного знания. Учение души. Что первично отдельное или общее? Общее первично, отдельное вторично.
Аристотель 1. Критика Аристотелем идей Платона «идея вещи в самой вещи» назвал бытием индивидуум-неделимое. Сущность- это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличии от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени места и тд. Силлогистика- первая система логики, сущность первичнее отношений, сущность предмет науки.материю должна ограничить формам, материя телесный состав, форма-душа, обеспечивает единство и целостность. Материя пассивное начало, форма активное начало жизни. Материя бесконечно делима, она лишена всякого единства и определнности, форма тождественна с сущностью вещи.высшие чистые формы и нисшие сущности состоящие из материи. Наивысшая сущность лишенная материи форма-вечный двигатель. Природа-живая связь всех единичных субстанций
2.учение о 4 принципах сущ. М.о.
-формальное(чтойность вещи=идеи)
-материальная
-движущая причина
-целевая
3. 3 вида души
-растительная функции питания роста размножения, общими для всех живых существ
-животная прибавка ощущения, стремление к приятному и избегание неприятного
-разумная высшая способность рассуждения и мышления
Философия эпохи эллинизма
-падения Египта
-падение Греции338 до н.э на большой территории устанавливается режим военной диктатуры. Вопрос о свободе и счастье в режиме тоталитарного общества.
Киринаики- счастье в удовольствии. Мыслитель Феодор. Мудрецу доступны: кража, блуд, святотатство. Феодор-сверхчеловек.
Эпикур помещал богов между мирами, они не вмешиваются в соц.жизнь. Свободомыслие. Мысленно ограничивает его от жизни, жизнь и смерть никогда не встречаются, мудрец не должен стремиться к власти , человек частной жизни
Киники- первые представители контркультуры, рассчитывали получить внутреннюю свободу от
-аскетизм, опора на здравый смысл и практический разум (Диоген)
Не надо ни чему учиться, «днем с огнем не сыскать добродетельного человека»
Мудрец должен быть:
-женщины общие, ничего не просить у богов, космополит. Свобода есть осознанная необходимость. Апатия это не депрессия, высшая направление, от силы а не от слабости.
Философия Фомы Аквинского
Величайший философ средневековья, создатель официальной философии католицизма, под названием томизм.
Основные направления: -опирается на идею возвращенного арабами в Европу моделированного Аристотелем
-разделил субстациональная форма, акцедентальная форма.
-в споре номинализма и реализма занимает позицию умеренного реализма
Реально существующее общее 1. Общее реально существует в лице Бога, до сотворения им мира. 2. Общее реально существует в самих вещах 3. Общее существует в уме человека после его знакомства с предметами.
Государство отвечает за телесные практики, а церковь за духовные. Истинная вера не противоразумна, она сверх разума. Наука и религия взаимосвязаны. Истина разума-научна, истина откровения-вера
Отверг все умозрительные доказательства бытия Бога , доказательства должны искать в устройстве мира
5 доказательств : 1. Все в мире находиться в движении (перводвигатель Бог)
2.от первопричины, первопричина Бог
3.абсолютное необходимое сущее
4. абсолютное совершенное сущее
5. целесообразность
Опирается на учение Аристотеля о видах
Номинализм - философское направление которое абсолютизирует реальность отдельных вещей и явлений, общее только имя.
Реализм-есть философское направление которое абсолютизирует реальность общ понятий ,иллюзия чувств
Существуют в крайней и умеренной форме. Общее может существовать только в отдельном, но и отдельное может существовать только в общем. Приращение философских знаний в области логики и методологии познания.
-развитие формальной логики
-развитие теории доказательств
-развитие теории определений
Проблемы бытия.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
Бытие — 1)буквально — существовать; 2)в классической философии — единство существования и сущности; 3)понятие, которым в материалистической философии обозначается весь окружающий нас мир, существующий объективно, независимо от нашего сознания.
Исходной проблемой бытия является вопрос — что в бытие главное, основное => вопрос: почему мир не распадается, а действует в конкретных свойствах, качествах. Проблема бытия формулируется для решения важнейших вопросов существования мира, которые можно выразить следующим образом: Существует мир вечно или он имеет временные пределы? Конечен или бесконечен он в пространстве? Что обеспечивает единство мира? Единственен ли наш мир или таких миров множество? Мир в целом изменяется или изменение касается лишь его элементов? Есть ли смысл существования мира? Является ли разумность человека характеристикой нашей части мира или мира в целом? Можно добавить к этим вопросам другие.
Идеальная часть бытия назначение познания, идеальная часть –сознание. Идеальная часть не ощущается, невозможно определить, есть ли идеальная объективная реальность, идеальный ряд образы, сами по себе не могут отображать в органах чувств, субъективная реальность- сознание человека у каждого человека свои образы, назвать мысли человека сходу нельзя, , их можно только высказать. Наше познание рад идеалных образов, если они направлены в сторону реального бытия, то такое сознание должно опреднлиться
Понятие духа и духовного.
Дух=идея.
Духовное- идеальное, не имеющее непосредственного корыстного выхода(наоборот, противоположно определению материализма), субъект придает значения объектом которым они не обладают, объект становится уникальным.
Дух — философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Идеализм, спиритуализм— признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как понятие, субстанция, личность.
Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием в их иррационализме, в частности, определяя сущность духа, рассматривают такие аспекты, как интуиция, чувство, воля, воображение и т.д.
Античные натурфилософы 6-5 веков до н.э. определяли дух, как «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных». Библейско-христианская традиция наполняет понятие духа личностным абсолютом и волей. Также дух может означать совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений, придающая силы для действия во имя чего-либо (воинский дух).
Дух времён, дух народов, дух исторических образований — часто встречаются у Вольтера. В основной метод его исторического мышления входило приведение отдельных черт времени, народа, исторического образования к общему знаменателю, который он называл духом.
Понятие духа, как чего-то противоположного природе, сложилось в период романтизма и немецкого идеализма, а особенно у Гегеля. Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.
Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств.
Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Знания-образы, существует в виде мысленных идеальных образов, чувств, образ не есть знание, тк мысль образы доступны для всех(передать чувственные образ достаточно сложно.)
Сознание и бессознательное.
Сознание — совокупный, идеальный образ объективного, материального мира. Материальным носителем является мозг (субстрат сознания).Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть не осознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Другими словами, это проявление биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.
Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.
В область бессознательного входят:
· Психические явления, возникающие во сне (сновидения). Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это состояние характеризуется отключенностью сознания.
· Ответные реакции, которые вызываются не ощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями. Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.
· Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации.
· Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые. Сюда относятся сложные профессиональные движения машинистки, художника или пианиста.
· Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.
· К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.
· Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например навязчивые мысли.
Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.
Проблемы познания.
Познание — процесс получения знаний. => Появление в сознании образов. Две ступени познания: чувственное и рациональное (абстрактное мышление). Проблема познания состоит в переходе от чувственного познания к абстрактной мысли. Познание не заключается только в изучении объекта, но и в действии (в практике).
Познание возможно, но всегда ограничено. Границы эти бывают двух типов - одни из них могут отодвигаться, другие - непреодолимы. Уже античная философия всячески подчеркивала роль предела, конечного в познании. Предел - определяющее, дающее смысл, завершенность вещи. То, что не имеет завершенности, определения - непознаваемо. Не случайно Аристотель утверждал, что «невозможно знать, пока не дойдешь до неделимого».
Вопрос о познаваемости мира - это не просто вопрос о том, познаваем ли «мир вообще». Это прежде всего вопрос: о каком мире идет речь - мире наших собственных знаний, впечатлений или о действительном, материальном мире, существующем независимо от наших знаний о нем. Материалисты всех времен так или иначе рассматривали процесс познания как отражение, в котором знание не предшествует от века, - оно рождается, творится заново человеком именно в процессе познания. Человек познает не знание, свое собственное или божественное, он познает внешний мир, материю, т.е. то, что само по себе знанием не является. Эта точка зрения «отражения», она коренным образом отличает материализм от идеализма в вопросах познания.
Понятие «субъект познания» многозначно. Во-первых, этим понятием обозначают конкретного познающего человека - индивидуальный субъект. Во-вторых, общество в целом - коллективный субъект.
Познание может быть классифицировано, в зависимости от принципа классификации, в нем выделяют:
1) Уровни: чувственный и рациональный, если речь идет о познании вообще, или, если речь идет о научном познании, эмпирический и теоретический.
2) Формы: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (ощущение, восприятие, представление) и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (объективации знания в виде текстов и артефактов, наделенных социокультурным смыслом).
3) Типы: обыденный, художественный и научный, подразделяющийся на естественнонаучный и общественнонаучный.
Чувственное : ощущения, восприятие, представление. Рациональное: понятие , суждение, умозаключение. Проблема перехода от чувственного к рациональному, ступени соответственно мысл, чувств образу реальности
Понятие и проблемы истины.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть процесс, а не простой результат); единство абсолютного, устойчивого и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного.
Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия - это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут.
Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и уточнение по мере развития практики и познания.
Вопрос об истинности наших знаний — один из важнейших вопросов теории познания. Исследуя мир, свойства вещей, человек постигает их сущность. Это значит, что в его сознании мир и вещи с их свойствами воспроизводятся такими, какого они есть в действительности, какими они существуют объективно, независимо от человека. Будучи объективными по содержанию, истинные знания вместе с тем субъективны по форме, т.к. они принадлежат не внешнему миру, а человеку, являются результатом его деятельности как субъекта познания. Проблема истины истина, это такое знание которое можно использовать на практике. Проблема проявляется в структуре, абсолютность- относительность, субъективность-объективность, конкретность- абстрактность. Объективность- истина не зависет от субъекта, чем непонятней объект тем сложнее познать, проблема метода, мозг усиливает органы чувств соответствующими методами, методы имеют структуру.
1. Всеобщие общий подход к мышлению к познавательному объекту
2. Диалектческий суть диалектики раздвоение единого на противоположные стороны и познание по отдельности и в синтезе, проникновение в сущность, недоступную органам чувств
3. Метафизический, общенаучные, частные, специальные.
Высшие социальные ценности.
Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д
имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек — это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.
Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей.
Природа и общество.
Природная среда - естественное условие жизни общества. Общество является частью более обширного целого - природы. Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования.
Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать.
Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.
Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это существенно влияет на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.
Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование. Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер.
Культура и цивилизация.
Понятие “цивилизация” возникло в ХVIII веке в тесной связи с понятием “культура” и первоначально означало определенный уровень материальных и духовных достижений общества. По схеме культурно-исторической периодизации Л. Моргана (дикость, варварство, цивилизация) цивилизация – это относительно высокая стадия экономического и социального развития. Она приходит на смену примитивному обществу. Существование цивилизации более долговечно и благополучно, нежели бытие примитивных народов, которые могут быть насильственно уничтожены при столкновении с цивилизацией.
Феномен цивилизации связан с возникновением городов и установлением более сложных типов социального взаимодействия. В трудах энциклопедистов, которые и ввели данный термин в научный оборот, цивилизация ассоциировалась с прогрессом, с обществом, развивающемся на основе разума и справедливости.
Термины “цивилизация” и “культура” часто трактуются как синонимы. Тем не менее еще в ХIХ веке предпринимались попытки развести эти понятия. Наиболее отчетливо противопоставление культуры и цивилизации проявляется у О. Шпенглера. Культура по Шпенглеру – это период расцвета искусства, литературы, гуманистических идей и т.п., тогда как цивилизация означает высокий уровень научно-технических достижений. Он пишет, что цивилизация понимается им как логическое следствие, завершение и исход культуры. У каждой культуры есть своя цивилизация, которая суть неизбежная судьба культуры. Цивилизация в строгой последовательности следует за культурой, “как смерть за жизнью, неподвижность за развитием”, как неизбежный конец. Эти идеи были изложены в основном труде О. Шпенглера “Закат Европы”. Согласно концепции О. Шпенглера развитие любой культуры проходит три неизбежные стадии: юность, накопление сил, расцвет, творчество, развитие религии, философии, науки и культуры и упадок, заключительный период культуры. Первые две стадии (собственно культура) – это стадии восхождения и расцвета, последняя – нисхождение (цивилизация). Цивилизация по О. Шпенглеру – это этап деградации, “окостенения” культуры, за которым следует ее разложение и гибель.
Теория круговорота локальных цивилизаций оказала большое влияние на английского историка, философа и социолога А. Тойнби, который также отвергал однолинейные интерпретации истории и идеи о единстве мировой цивилизации. Он также рассматривал цивилизацию как эпоху упадка.
Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Генетически цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных, этносоциальных, экономических и политических структурах. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратится к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.
Философия, её предмет, особенности, функции.
Причины возникновения философии: человек пытается понять из чего состоит мир. Человек понимает, что он есть нечто отличное от природы, его начинает удивлять факт, что его представления о мире не соответствуют легендам и мифам. Возникает потребность рационально объяснить мир, познать его таким, какой он есть. В ответ на эту проблему и возникает философия: теоретически объяснить все.
Философия с греческого-" любовь к мудрости", под мудростью мы понимаем три вещи умение правильно мыслить, говорить, делать, слово "философ" впервые употребил Пифагор, по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни, в европейской культуре появление термина "философия" связано с именем Платона. Философия — форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения.
Предмет — выделение наиболее общих и сущных моментов бытия и сознания. Предмет –весь мир (изначально). Предмет философии — категориальная рефлексия мировоззрения. Рефлексия — обращение человека при общении на свое сознание. Физиков интересуют законы объективной реальности, философов интересуют проблемы следствия нашего мира в нашем сознании.
Специфические черты философии:
1.Всеобщность - философия изучает всеобщие (универсальные) законы.
2.Трансцендентность- выход за пределы имперического бытия, то есть это такие аспекты бытия, которые выходят за пределы реального мира.
3.Специальное исследование всеобщего соотношения бытия и сознания.
4.Рефлексивность. Рефлексия- способность человека делать свое знание предметом своего собственного мышления, то есть критически рассматривать свою собственную деятельность.
Основные вопросы философии: 1)о познаваемости; 2)о происхождении.
Функции философии:
- Основные
1.1. Идеологическая (собственно мировоззренческая): Философ должен дать свой идеал мира или его фрагментов. Философия — наука не о сущем, а о должном, как это должно существовать. Для философа идеалом мира может быть все что угодно;
1.2. Методологическая (Философия-всеобщий метод познания и преобразования действительности);
1.3. Психотерапевтическая: Умение работать со своим сознанием, т.е. изменять его;
- Производные (дополняют и раскрывают основные)
2.1. Онтологическая: Онтология — учение о бытие, о сущности;
2.2. Гносеологическая (теоретико-познавательная);
2.3. Аксиологическая: Аксиология — учение о ценностях. Изменить свое сознание — это фактически означает изменить свои ценности.
Особенности: познание осуществляется абстрактным мышлением, возникает проблема истинности знания
Мозг- субстрат познания.