Проблема человека в философии и науке

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

(4 часа)

1. Человек как загадка мироздания и предмет философского анализа. Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

2. Основные проекции человеческой реальности: «индивид», «личность», «индивидуальность». Их соотношение и взаимосвязь. Личность и история.

3. Ценности человеческого существования. Свобода, риск, ответственность как основные параметры личностного бытия. Безграничная свобода как стихия хаоса.

4. Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте человека и человечества.

5. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации. Проблема постчеловека.

Человек как загадка мироздания и предмет философского анализа. Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

«Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной,

ибо хочу быть человеком»

Ф.М. Достоевский

И.Кант считал, что три самых главных философских вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» можно свести к четвертому вопросу – «Что такое человек?» Этот вопрос является самым фундаментальным. Ответ находится в рамках философской антропологии.

Антропология– специальная наука, изучающая происхождение человека и его биологические особенности. Философская антропология(или философия человека)– раздел философии, учение о человеке как основной и высшей природной реальности, исходя из которого структура мироздания обретает завершенность, целостность и гармонию.

Тема человека в истории философской мысли – старая и вечно новая проблема. Старая – потому что столь же древняя как и сам человек. Вечно новая, потому что постоянно изменяются условия жизни, научные знания, сам человек. Каждый раз эта проблема является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, иначе мыслящего, чувствующего, понимающего мир. Человек – наиболее уникальное и одновременно универсальное существо, что предопределяет «вечность» его проблемы в динамике культуры и философии.

Образы человека в мировой философии формировались с учетом региональных особенностей культур и цивилизаций. Так в индийской философии человек рассматривался в контексте психологических и духовных практик. Китайские мудрецы ориентировали человека на социально-этические ценности. Развитие антропологической проблематики в европейской философии происходило на иных основаниях, среди которых приоритетными являются: рационализм, индивидуально-личностное начало, идея активной реализации творческих потенций человека.

Философы во все времена сталкивалисьс невозможностью определения человека, хотя всегда предпринимали попытки дать такое определение. Человек разумный (Homo sapiens), человек производящий (Homo faber), человек играющий (Homo ludens), человек нравственный (Homo moralis), человек с половыми инстинктами (Homo libidos), человек как млекопитающее с мягкой мочкой уха (шутка Гегеля), животное, умеющее обещать (Ф.Ницше) и т.п.

Видимо, человека нельзя определить однозначно и окончательно, он слишком многогранен, разносторонен в своих мыслях, делах и свершениях и ни под одно определение не подходит, ни одним определением не охватывается. Именно это дало основания философу, основоположнику философской антропологии Максу Шелерув работе «Человек и история» определить пять основных, сосуществующих в культуре первой половины XX века «моделей человека»:

1. Религиозная модель. В соответствии с ней, в отличие от животных, человек создан по образу и подобию Бога. С другой стороны, он отпал от Бога вследствие грехопадения. Таким образом, подлинная история человеческой души – это её божественное происхождение, грехопадение и будущее спасение. Эту точку зрения афористически сформулировал И.Кант, сказав, что сам по себе человек сделан из слишком кривого дерева, чтобы из него можно было выстругать что-то совершенно прямое.

2. Греческая модель (Homo sapiens) понимает человека, в первую очередь, как существо разумное (рациональное). Разум в человеке рассматривается как частичная функция божественного Логоса. Логос, сознание, дух возвышают человека над всем сущим. Благодаря разуму человек прогрессирует и улучшается. Это начало нерушимо и сохраняется даже в периоды социальных катаклизмов.

3. Модель Homo faber. Здесь человек понимается не как уникальное в природе существо, а как особый вид животного. Он определяется влечениями: продолжения рода (по З.Фрейду), власти (у Н.Маккиавелли и Ф.Ницше) и питания (у К.Маркса). В человеке действуют те же элементы, силы и законы, что и во всех других существах. Различие состоит лишь в том, что в человеке они вызывают более сложные следствия: например, более развитый мозг. Но разум выполняет лишь техническую, приспособительную функцию.

4. Модель человека как испорченного животного связана с идеей деградации человека на протяжении истории и усматривает в ней его сущность (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, О.Шпенглер). Человек – не просто тупик развития, он есть тупик жизни. Естественное заменяется искусственным, организм – бездушным механизмом, чувства – разумом.

5. Антирелигиозная модель человека. Главный тезис – человек как личность может существовать только вне Бога. Если Бог сотворил мир и человека по плану, значит, человек предопределен, а детерминированность уничтожает личность. Человек есть свободное, нравственное существо. Такое существо может возникнуть только как не запланированное заранее, то есть случайно, без помощи Бога.

Несколько позже данные модели оформились в стратегии интерпретации человека в философии: натурализаторская, экзистенциально-персоналистская, рационалистическая, социологизаторская.

Понятие природы человека – предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека – это «стартовые условия», ситуация, в которой находится каждый человек. Традиционно решение вопроса о природе и сущности человека видится на пути дуализма души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного. В современной антропологии существуют как минимум три стратегии смысления природы человека:

– Одномерная, представленная социологизаторской и биологизаторской программами. Человек исключительно социальное или биологическое существо. Согласно первой программе, природа человека всецело социальна – человек не может стать человеком (личностью) вне общества. Сторонники второй ссылаются на данные современной социобиологии – ключ к пониманию поведения человека в генетических характеристиках;

– Двумерная, в которой человек трактуется как биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием и природы и общества. Существование и развитие человека определено двумя типами программ – генетической и социокультурной. Дуальность человека проявляется в основных оппозициях его бытия: тело – дух, природа – свобода, разум – интуиция.

– Триединая (трехмерная) – человекпредставлен как сложное взаимодействие трёх начал – биологического, социального и духовного. Как неделимое единство тела, души и духа. Идея тела в философии отсылает к природным основаниям человеческого бытия. С феноменом души (как особой жизненной энергии) философия традиционно соотносила проблематику жизни и смерти, свободы и творчества. Понятие дух обращено к описанию не столько индивидуального, сколько всеобщего в человеке.

В последней стратегии в природе человека специально выделяется духовная составляющая, которая позволяет понимать человека как био-социо-экзистенциальное существо. Таким образом, являясь точкой пересечения самых различных проекций бытия.

Проблематичность человека коренится уже в самой тайне его происхождения.

Проблема антропогенеза

Еще И.Кант отмечал, что проще объяснить происхождение и развитие Вселенной, чем бабочки или гусеницы, тем более, человека. Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т.е. существом социальным. Встает вопрос о том, каким образом происходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа.

Не все ясно с прародиной человека, то ли это тропическая Африка, то ли северные районы Монголии, Китая, Сибири. Что повлияло: «ионизирующая радиация», труд, членораздельная речь, сексуальная революция? А может, как считал Ф.Ницше, первый человек действительно произошел от «больной обезьяны», и это совсем не венец эволюции, а «халтура» природы и говорить о его особенности можно лишь в плане его ущербности и выпадения из логической природной цепи. Несмотря на кажущуюся простоту, тема до сих пор так и не получила однозначного решения.

На сегодняшний день наличествует около тридцати теорий и гипотез антропогенеза.

Антропогенез(от греч. anthropos – человек и genesis - происхождение) – процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида.

Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основ. группы:

Креационистские

Креационизм (от лат. creatio - творение) рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования.

В качестве современных модификаций креационизма выступают популярные сегодня, и не безосновательно, космические (или уфологические) концепции антропогенеза, объясняющие возникновение человека участием внеземного разума.

Пытаясь понять человека, его происхождение, мы забываем о сложности, загадочности самого феномена. Эволюция человека процесс длительного количественного накопления и быстрого качественного скачка. Процесс антропогенеза занял период в 3,5 млн. лет, в то время как вся написанная человеческая история насчитывает около 50 тыс. лет. Еще в кон. XIX в. была сформулирована проблема «недостающего звена» между нашими обезьяноподобными предками и современным человеком. Оно так до сих пор и не найдено. Это затруднение дало повод философу и ученому-антропологу Тейяру де Шардену высказать предположение, что возникновение человека – это «индивидуальный мгновенный скачок от инстинкта к мысли». Первый человек появляется сразу как множество людей.

«Человек вошел бесшумно… Он шел столь тихо, что, когда мы начинаем его замечать по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет – от мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Уже добывает огонь».

Вглядываясь в руины древних храмовых комплексов и сооружений, которым не одна тысяча лет, каждый обыватель вольно или невольно ловит себя на мысли о высочайшем уровне развития технологий древних зодчих. Например, технологий в обработке сверхтвердых пород камня не имеющих аналогов даже в современности. А познания древних цивилизаций в области астрономии, математики, инженерии, архитектуре, ирригации просто поражают.

Без утвердительного ответа остается и вопрос о сверхвозможностях человеческого мозга. По мнению известного физиолога Н.П.Бехтеревой – требования, которые предъявляют земные условия к мозгу, во много раз ниже, чем его потенциальные возможности (средний человек использует лишь 3% возможностей мозга, «гений» – 5%), поэтому она склоняется к инопланетной версии происхождения человека. Однако, несмотря на смелые предположения еще русских космистов К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, Н.Ф.Федорова мы не знаем той планеты, где бы исходные требования к мозгу были на много порядков выше, чем на Земле. Как считал В.И.Вернадский, жизнь во Вселенной вечна так же, как и сама Вселенная. Живое вещество привнесено из глубин космоса, но не в виде молекул, а в виде постоянно действующих во Вселенной биологических полей.

Эволюционные

Эволюционизм отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт общеприродной эволюции. Оформление эволюционной концепции связывают с именем Ч.Дарвина, который первым научно обосновал наличие единого животного предка у человека и обезьяны и указал на естественный отбор как движущий фактор эволюции.

Трудовая теория Ф.Энгельса утверждает, что именно труд способствовал развитию и закреплению основных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. «Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание. Благодаря ему человек стал человеком» (Энгельс Ф. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»)

Чтобы понять, почему труд сыграл столь важную роль в становлении человека, необходимо обратить внимание на особенности, отличающие его от всех форм жизнедеятельности животных.

– систематическое, а не случайное, употребление и изготовление орудий деятельности;

– коллективный характер трудовой деятельности;

– общественное разделение деятельности.

Тем не менее на сегодняшний день эволюционная теория признается недостаточной. Существующее многообразие видов находится в явном противоречии с деятельностью естесственного отбора. Российский философ С.Франк отмечал, что крыса, ворона и таракан – самые выносливые, зачем ещё природе понадобилось создавать новые виды, зачастую более слабые? Открытым остаётся и главный вопрос – почему наши животные предки начали трудиться, и почему в конечном итоге труд превратил обезьяну в человека? Существует точка зрения, что естественное возникновение жизни в результате необходимого набора условий столь же неправдоподобно, как сборка самолета в результате урагана, пронесшегося над свалкой мусора. Поэтому ряд философов полагает, что «истинность» эволюционной теории означает вовсе не действительное существование эволюционного процесса, а только то, что эта гипотеза представляет собой такого рода схему, которая весьма простым образом позволяет привести в единство факты, видимо, ничего общего между собой не имеющие. Эволюционный процесс мог происходить гораздо сложнее, чем это представлялось ранее.

На этом основании возникли альтернативные концепции антропогенеза: игровая голландского историка и культуролога Й.Хейзенга (в качестве всеобщего принципа становления человеческой культуры считал игру), символическая модель Эрнеста Кассирера (рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык), психоаналитическая концепция З.Фрейда.

Очевидно, следует говорить о комплексном характере факторов антропосоциогенеза. Говоря о происхождении человека следует иметь ввиду не только длительный процесс эволюции, но и то, что это была качественно иная ветвь, отличная от обезьяноподобных. На этом фоне можно выделить ряд факторов, сыгравших комплексную роль: труд, членораздельная речь, климатические изменения, сплочение в коллективы, мышление, солнечная и урановая радиация, ослабившие физические свойства проточеловека, сексуальная революция.

Характерные черты личности.

Первая и важнейшая сущностная черта личности – её относительная автономность, самостоятельность. Известный русский энциклопедист-лингвист Владимир Даль определил личность как самостоятельное лицо. Самостоятельное, но не отстраненное от мира людей и мира проблем. Ядром личности, её движущей силой является поступок, определяющийся ответственностью. Личностный поступок – это действие, в котором человек поступает внеприродно и самостоятельно: не так как диктуют ему собственные интересы, желания, удовольствия, а по зову совести. Поэтому личностным поступком человек берет на себя величайший риск и ответственность.

Вторая основная черта личности – видеть в мире, в любом живом существе и даже в вещи зародыш смысла. В первую очередь личность определяется особым взглядом на мир и творческим вкладом человека в бытие – смыслами, ценностями, идеалами, внесенными им в мир. Именно в этом действии и реализуется творческая свобода личности, ее ответственность, способность к самоотдаче.

Третья черта – личность индивидуальна, но не индивидуалистична. В этом выражаются гражданская позиция и гражданский долг личности. Личность не может быть аполитичной, ей небезразлично то, что происходит в обществе. Поэтому в тяжкий час она не запирается в «башню из слоновой кости», не стоит «над схваткой». Будь так – и планета истории перестала бы «вертеться», мир превратился бы в «спящее царство» нерешенных проблем.

В-четвертых, личность социально направлена, но при этом всегда дистанцируется от толпы. Она не идет на компромисс со своей совестью ни ради комфортного существования, ни ради исполнения грандиозных свершений. Личность не согласится делать то, во что она не верит, а значит, в то, что угрожает ее чести. В непонимании этого свойства личности и состоит трагедия многих талантов, например гениального В.Маяковского. Ведь у человека, полностью вложившего душу в общее дело, может попросту не остаться собственной души.

И наконец, в-пятых, личность оптимистична. Она всегда надеется на лучшее и делает все, чтобы это «лучшее» наступило. Категория «надежды» как основной человеческой экзистенции, была введена французским мыслителем Г.Марселем именно для того, чтобы определить доброжелательно-доверчивое отношение к миру, свойственное зрелому самосознанию. Надежда всегда существует как спокойное доверие к жизни, к людям, к будущему.

Материализация.

Запад не смог разгадать великую тайну человеческого счастья,

гармонию духа он отождествил с набитым желудком

Максим Калашников

современный российский философ

Суть – в уродливо одностороннем развитии общества, когда главной и единственной его целью становится улучшение материальных условий в ущерб всему остальному. Гедонизм – новая идеология западного мира, гедонизм пронизывает все сферы жизни общества.

Гедонизм –направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

Появляется и утверждает себя в массовом сознании теория «экономического человека», рассматривающая человека только как участника рыночного процесса. Единственная мотивация «экономического человека» – эгоистическая погоня за комфортом и наслаждением. Его разум направлен на оптимизацию прибыли и повышение эффективности своей деятельности, на усиление своего господства над окружающей средой и извлечение из неё максимальной выгоды. «Экономический человек» ко всему относится прагматично и утилитарно, принимая только полезное, и отбрасывая всё остальное, как излишнее.

Польская исследовательница М.Оссовская выделяет такую черту «экономического человека» как мышление в денежных категориях. «Время - деньги», «Копейка рубль бережёт», «Бедный дурак – дурак, богатый дурак - богач» – аксиомы и заповеди такого рода людей. У американцев есть шутка: «Если у вас есть проблемы, которые нельзя решить с помощью денег, то у вас нет проблем». В этой фразе вся суть западного мировоззрения. Деньги превратились в диктатора современного общества. Всё подчиняется власти денег, а страсть к наживе становится главным смыслом бытия. За деньги можно купить всё: славу, здоровье, красоту, почёт, любовь, образование… Всё – есть товар. Деньги оккупируют мозги, общество заражается метастазами массового денежного психоза: отверни пробку бутылки, загляни внутрь – и выйграй; распечатай пачку сигарет – и получи приз; отправь по почте обёртку от пакетика со специями – и выйграй турпутёвку; отправь SMS-сообщение с мобильного телефона – и выйграй 10 млрд. рублей. Появляются люди особого рода и целые привилигированные классы – «деньговеры», «финансоверы».

Неоправданно высокий уровень потребления стал единственной, абсолютной целью общества. Причем речь идет именно о материальном потреблении, потреблении как универсальной религии. Достаточно включить телевизор. Вся реклама продвигает именно материальные ценности: пей пиво, жуй «Орбит», ешь чипсы и т.д. Раньше в общественной жизни преобладало стремление произвести, теперь главная цель – потребить. Потребление становится единственным смыслом всей деятельности человека. Ушли в прошлое такие ругательные термины как «вещизм», теперь гордо заявляется: наша цель – «общество потребления». Из уст высоких политиков раздаются призывы повышать уровень комфорта и стремиться к материальному благополучию, как высшим ценностям человеческого жизнеустройства (Однако история показала, человек, которому внушают, что главной его целью является бесконечное повышение комфорта его жизни, вряд ли сможет дать ответы на жесткие вызовы современности).

Потребление имеет всё меньше отношения к насущным потребностям. Дорогой сервиз, которым не пользуются из страха его разбить. Драгоценности, которые не носят, боясь ограбления. Особняк с большим количеством не используемых комнат. Для чего всё это? Для того чтобы им владеть (по Фромму «иметь»). Вещь становится не предметом необходимости, а символом престижа, все чаще служит имиджу человека, расстворяя его сущность, личность. Неслучайно, на книжных полках появляются книги с характерными названиями, как крик отчаяния, «Потреблятство: болезнь, угрожающая миру» (М., 2003).

Удельный вес производственного сектора в экономике западных стран становится с каждым годом все меньше, постепенно сдавая позиции сфере услуг. Торговля вымещает производство, учебные заведения, церкви.

«В 1986 году Америка ещё насчитывала больше высших учебных заведений, чем торговых центров. Не прошло и 15 лет, как число торговых центров стало более чем вдвое превышать число высших учебных заведений. В век синдрома потреблятства торговые центры заменили собой церкви как символ культурных ценностей. Причем еженедельный уик-энд, посвященный шоппингу, это не дань необходимости сделать нужные покупки, а некий ритуал, форма времяпрепровождения, когда обыватель часами бродит по огромным мегамаркетам без определенной цели, покупая в итоге то, о чем он до этого момента даже не думал. Можно сказать, что если блуждания по торговым центрам это своеобразное сакральное действо, вводящее сознание адепта в определенное психологическое состояние, то сам акт покупки – катарсис, его завершающий. Желание купить становится непреодолимым».

Вещизм уверенно вытесняет из жизни интерес к внутреннему содержанию человека, заменяет честь, достоинство, мораль. Следствием вещизма стало то, что люди стали превращаться в живых роботов, с упрощенным духовным миром, зато с хорошей производительностью труда. Духовные ценности исчезают или извращаются. Люди перестают понимать, для чего они живут.

Примитивизация.

Это самое бедное место из всех мест, где я когда-либо была

Мать Тереза о США

Суть – духовная жизнь общества и отдельного человека год от года упрощается и огрубляется. Процесс принимает патологический характер. Всеми силами, стирая различия между нациями, полами, религиями человечество стараются превратить в серую безликую массу. Всё подлинно великое, индивидуальное уничтожается, высмеивается, отторгается. В кумиры обществу навязывают бездарных актеров, писателей, певцов, политиков. Все продукты современного духовного творчества (книги, картины, музыка, фильмы) создаются на таком примитивном уровне, что любой среднеразвитый человек способен их воспроизвести. И называются они шедеврами. Но всегда главным и единственным принципом всех великих композиторов, художников, ученых был принцип – они могли сделать то, чего не могли остальные. Они сочиняли музыку, писали, изобретали так, как не могло большинство.

Сегодня всё иначе, любой может петь так же, как поют популярные певцы. В шоу-бизнесе существуют расценки: столько-то миллионов стоит раскрутить солиста, столько-то – целую группу. Теперь гораздо большее значение, чем сама музыка приобретает аранжировка, спецэффекты, реклама шоу, эпатаж, скандал. Современный Голливуд – это окончательная победа маркетинга над киноискусством и здравым смыслом. Известность актеров определяется их рейтингами. Не случайно со временем стали популярны сериалы, где нет никакой актёрской техники, но есть закадровый смех (зрителю указывают где смеятся, а где не стоит), а одна серия снимается за один день. Закономерным итогом стало появление сериалов, снятых по принципу real life «Большой брат».

Эпоха рубежа столетий – эпоха торжества посредственности. Ведётся целенаправленная трансформация и подмена понятий: проповедуется патриотизм, но Родина понимается как место получения дохода; провозглашается принципиальность, но по пустякам и т.д. Произошла массовая и всеобщая уценка принципиальности и отваги, место которых заняли конформизм, приспособленчество и грамотная оценка коммерческих рисков.

Эгоизм.

Самая почётная победа – та,

которую одерживают над эгоизмом

Всё многообразие отношений индивида и общества можно сгруппировать в две направленности:

– индивид берёт что-либо от общества;

– индивид отдаёт что-либо обществу.

Для современного потребительского общества выгодно, чтобы он брал, был потребителем товаров и услуг и крайне не выгодно, чтобы бескорыстно отдавал. Таким образом фокусом общественной жизни становятся интересы отдельной личности. Эгоизм превращается в основу мировоззрения современного общества.

Рекламные ролики переполнены слоганами: «побалуй себя шоколадным удовольствием», «заботься о себе» и наконец «не дай себе засохнуть!» Подобно тому как в прежние годы молодёжь проходила курс «молодого бойца», сегодня книжные полки магазинов полны обучающей литературой иного рода – «Энциклопедия молодой стервы», словарь-справочник «Эгоист» и т.д. Мы даже не замечаем, как в наше сознание проникает мораль обмана и воровства. В телерекламе: познакомился и украл у своего товарища чипсы (Лейс), купил хлопья и никому не даёшь, ограбил банк и заодно с деньгами украл мобильный телефон (LG).

Эгоизм играет важную роль в деградации общества. Речь идет, прежде всего, об эгоизме элит – господствующего класса. Представители элиты живут в недоступных жилищах, их дети учатся в закрытых частных школах и пансионах, они отдыхают на элитных курортах, их хоронят на элитных кладбищах. И никакого «открытого общества»!

Не случайно, одиночество стало постоянным спутником современного общества. Возникают целые философские течения (пессимизм, экзистенциализм), которым свойственны общая пессимистическая напрвленность, трагизм, проповедь одиночества и отчужденности человека. Общение стало дефицитом.

Ненормальность.

Когда порок грандиозен, он меньше возмущает

Генрих Гейне

Поведение человека постепенно сводится до уровня примитивных инстинктов больного животного. Можно ли назвать нормальным общество, где обязательным условием вхождения в число цивилизованных стран является легализация всех видов извращений и извращенцев. Центральные улицы и проспекты европейских и американских городов заполонили гей-парады. Лесбиянки и гомосексуалисты основывают партии и другие общественные организации. Нетрадиционная семейная ориентация стала на Западе предметом особой гордости. На парады, проводимые извращенцами, выходят десятки, сотни тысяч. Самым удобным провозглашается состояние «транс» (между), освобождающее человека от всякой ответственности и не возлагающее никаких обязательств – транссексуальность, транскультура.

Посредством искусства и литературы пропагандируется психический гермафродитизм – искусственно формируемый порок сознания человека, в результате которого мужчинам прививают элементы женской психологии, а женщинам – мужской психологии. Если в боевике герой – женщина, то она почти всегда, за очень редким исключением, бьет в кадре мужчин, женщина всегда права, она указывает, приказывает мужчинам. Причем обязательно в грубой форме. Не последнюю роль в пропаганде психического гермафродитизма играют различные феминистические движения. Современное общество все больше скатывается к театру абсурда.

Благодаря науке человек все больше поднимается над природой. Теперь каждый, несмотря на любые наследственные болезни, может оставить потомство. Человечество не хочет осознавать, что любой вид, в котором ослабевает механизм естественного отбора, обречен на вымирание. Все реже можно встретить нормальных, здоровых людей. Продолжительность жизни растет, но растет за счет новых методов поддержания слабых организмов и лечения болезней. Это бутафорское здоровье сродни бутафорской красоте голливудских звезд с их вставными зубами, наращенными волосами, силиконовой грудью и губами. Наступает время пластической красоты. Увеличение числа пластических операций наблюдается во всем мире. Работает программа уничтожения индивидуальности. Мир наводняют клоны – люди с одинаковой толщиной губ, длиной носа, овалом лица.

Группой факторов антропологического кризиса выступают также современные тенденции к переконструированию биологической основы человека. Они обозначились в русле достижений современных высоких технологий (генной инженерии, био- и нанотехнологий), которые позволяют в перспективе создавать искусственного человека (киборга, мутанта, клона). Искусственный человек уже получил даже название – ИНАБИ (информационно-нано-биологический человек) или Homo Futuris.

Не имея строгой идентификации, человек постмодерна открыт самым разнообразным мутациям. Совершенствование генной инженерии подводит вплотную к искусственному созданию генома, что открывает возможность программировать личность до рождения, закладывая в нее те или иные желательные качества. Техническая готовность ученых приступить в скором времени к производству мутантов отражена уже в том, что Евросоюз официально принимает законодательные акты, ограничивающие медицинские опыты, связанные с генными исследованиями и формально запрещает выведение новых «постчеловеческих» видов. Если нечто требует запрета, это уже является реальностью или станет ею вот-вот.

Совершенствование технических средств позволит в скором времени вживлять в человеческий организм искусственные органы, которые в одном случае будут восполнять работу больных органов, а в другом, совершенствовать деятельность имеющихся. Искусственный глаз может усовершенствовать зрение, искусственное ухо – слух, аккуратно вживленный «hard disc» – память и т.д. Уже сегодня каждый десятый житель высокоразвитых стран напичкан синтетическими протезами и имплантантами. Так складывается образ «киборга», «репликанта» – получеловека-полумашины.

Если рассматривать человека как набор цифровых показателей, как своего рода «штрихкод», то можно предвидеть появление виртуальных дублей или клонов, замещающих человека в сетевых пространствах.

Все эти темы, связанные с постчеловеком сегодня являются типичными сюжетами научной фантастики. Но если вспомнить, что большинство технических изобретений, описанных в научной фантастике XIX века (подводные лодки, самолеты, связь на расстоянии), в XX веке стали обыденными предметами обихода, нетрудно предположить, что появление «постлюдей» вполне может рано или поздно стать реальностью. Итальянский бизнесмен и футуролог Ж.Аттали так описывает будущее человека: «Грядущий мировой порядок превратит человека в товар массового производства… Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар. В результате развития генной инженерии человек будет продавать и покупать своих собственных двойников, «копии» любимых людей… гибриды, созданные на основе подаренных особенных свойств. Человек начнет создавать себя так, как он создает товары, он будет искать необходимые материалы на специальных складах живых органов, потреблять других людей, как и прочие предметы, и странствовать в чужих организмах и мозгах… Человек грядущего тысячелетия позволит потреблять себя кусок за куском в рыночном смысле этого слова. Таким образом, он приобщится к тому, что в конечном счете восходит к культу индустриального каннибализма».

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

(4 часа)

1. Человек как загадка мироздания и предмет философского анализа. Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

2. Основные проекции человеческой реальности: «индивид», «личность», «индивидуальность». Их соотношение и взаимосвязь. Личность и история.

3. Ценности человеческого существования. Свобода, риск, ответственность как основные параметры личностного бытия. Безграничная свобода как стихия хаоса.

4. Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте человека и человечества.

5. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации. Проблема постчеловека.

Человек как загадка мироздания и предмет философского анализа. Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

«Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной,

ибо хочу быть человеком»

Ф.М. Достоевский

И.Кант считал, что три самых главных философских вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» можно свести к четвертому вопросу – «Что такое человек?» Этот вопрос является самым фундаментальным. Ответ находится в рамках философской антропологии.

Антропология– специальная наука, изучающая происхождение человека и его биологические особенности. Философская антропология(или философия человека)– раздел философии, учение о человеке как основной и высшей природной реальности, исходя из которого структура мироздания обретает завершенность, целостность и гармонию.

Тема человека в истории философской мысли – старая и вечно новая проблема. Старая – потому что столь же древняя как и сам человек. Вечно новая, потому что постоянно изменяются условия жизни, научные знания, сам человек. Каждый раз эта проблема является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, иначе мыслящего, чувствующего, понимающего мир. Человек – наиболее уникальное и одновременно универсальное существо, что предопределяет «вечность» его проблемы в динамике культуры и философии.

Образы человека в мировой философии формировались с учетом региональных особенностей культур и цивилизаций. Так в индийской философии человек рассматривался в контексте психологических и духовных практик. Китайские мудрецы ориентировали человека на социально-этические ценности. Развитие антропологической проблематики в европейской философи

Наши рекомендации