Билет 12.1. Периодизация и характерные черты философии Средневековья.

Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (5-15 вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами «откровения» и «единобожия», монотеизма и теоцентризма, т. е. религией.Большинство ученых из духовенства; очаги культуры, науки и образования – монастыри.Основные проблемы средневековой философии:1. Мир сотворен Богом или сущ-вует от века.2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.4. Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.5. Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.6. Если Бог – истина, добро и красота, откуда зло и почему Бог его терпит.7. Соотношение истин Откровения в Библии и истин человеческого разума.Специфика средневекового философствования.1. Библейский традиционализм и ретроспективность.Библия – книга самая древняя, истинная, слово Бога. 2. Экзегетика – ис-во толкования Завета: Библия – полный свод законов бытия – критерий истинности. 3. Дидактизм – назидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма – трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. «Исповедь» Августина Блаженного (IV-V вв.); «История моих бедствий» Пьера Абеляра (XII в.).Общий дух – оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения и жизни вечной, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз 2 истин – мирской и Божественной. «Истинная философия» пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.Этапы средневековой философии.1. Патристика (I-VI вв.). Вершина – Августин Блаженный (354-430) «О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь». Его идеи определили развитие европейской философии – точка зрения православного христианина – креационизм: мир создан Богом из ничего; провиденциализм – история – Божественный план спасения человека.2. Схоластика (11-15 вв.). Пик – Фома Аквинский (1223-1274) «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 док-в бытия Бога как первопричины и конечной реальности. Естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и теология – в сверхъестественном откровении.На 1-м этапе – осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.На 2-м этапе – окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля.

Билет 12.2. Ценность и оценка. Виды ценностей.Ценность – это понятие, обозначающее, 1) предметы матер.и духовной деят-ти людей, общест. отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительную значимость и способные удовлетворять его многообразные потребности (предметные ценности); 2) нормативную, предписательно–оценочную сторону явлений общест. сознания (субъектные ценности). Оценка как определение субъектом соц значимости явлений для его жизни ориентирует человека в мире явлений, направляет его деят-ть. Она универсальна – оказывает влияние на все виды жизнедеят-ти человека, реализуясь на чув-венном и рациональном уровнях, проявляясь в эмоциях и чув-вах, влечениях, желаниях, стремлениях. Виды ценностей.По содержанию – материальные, политические, соц, духовные. По форме бытия – предметные и идеальные, духовные. Предметные ценности - естественные блага; потребительная стоимость продуктов труда; соц блага; исторические события; культурное наследие и т.д. Они сущ-вуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеят–ти людей. Духовные ценности – об-венные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Они не однородны по содержанию, функциям, и характеру требовании к их реализации. Нормы – форма единообразия поступков, запрет на др варианты поведения, оптимальный вариант поступка в данных об-венных условиях, оценка поведения отдельных лиц, предостерегающая от возможных отклонений от нормы. Идеал – представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и об-ва. Он выполняет регулятивную функцию. По субъекту – субъективно – личностные и надындивидуальные. Личностные – формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надындивидуальные – результат развития об-ва и культуры. Личностные и об-венные неразрывно связаны друг с другом.

Билет 13.1. Философия эпохи Возрождения и ее особенности.Философия эпохи Возрождения - совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 14 — 17 вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физ и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылка возникновения философии и культуры эпохи Возрождения: совершенствование орудий труда и произ-венных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских гос-в, усиление светской власти; • появление 1-ых парламентов; отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;повышение уровня образованности в Европе в целом; великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).Основные направления философии эпохи Возрождения: гуманистическое (14 - 15 вв., представители:Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. 15 - 16 вв.), представители - Николай Кузанский, Пико деллаМирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;натурфилософское (16 - 17вв), принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (16 - 17 вв.), представители -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (15 в., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления госу-вом, поведение правителей; утопическо-социалистическое (15 - 17 вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения об-ва и гос-ва, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны гос власти. Характерные черты философии эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (т.е. отрицание не религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); большой интерес к соц проблемам, об-ву и гос-ву; торжество индивидуализма; широкое распространение идеи соц равенств. Крупнейшие философы эпохи Возрождения: Лоренцо Вала, Николай Кузанский, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Мор, Томмазо Кампанелла выступали за освобождение от религиозных оков, научное знание, радости мирского существования.

Билет 13.2. Культура, ее строение и соц функции.Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также деят-ть по их произ-ву и реализации. К ней можно отнести то, что реально возвышает человека. Культура-это связующее звено между об-вом и природой. Основа этой связи - человек, как субъект деят-ти, познания, общения, переживания и т.д. Культуры нет без человека, его деят-ти, свободы творчества. Первоначально означала «возделывание почвы»,отражая факт воздействия человека на природу. Античная философия связывала культуру с воспитанием и обучением человека. Вначале, как ср-во доведения телесного состояния человека до космич. совершенства. Потом стали включать формирование духовности, приобщение к добродетелям. Ж.Руссо – натура человека извращается культурой ,содержащей ложные идеалы. Шопенгауэр – культура учит человека смирению и притворству, не возвышая и облагораживая его цели. Ф.Ницше – создана для подавления и порабощения человека, убивает «волю к власти»,как основу челов. жизнедеятельности. З.Фрейд – подавляет инстинкты и влечение. Классич. немецкая философия отождествляет культуру с духовными ценностями; это область духовной свободы, наход. вне его природной и соц. сущности.Марксисты не ограничивают её духовной обл-тью; это один из показателей об-венного прогресса, хар-ка опр уровня развития об-ва. Функции: созидательная – благодаря культуре происходит развитие и саморазвитие человека как об-венного субъекта. Нормативная – она формирует наиболее важные ценностные ориентиры об-ва, опираясь на которые одно об-во может принимать одни идеалы и действия, а др частично или полностью отвергать. Селекционная– отбор опр ценностей. Человекотворческая – культура как второе рождение человека. Трансляция опыта; адаптационная – противостоит разрушительным тенденциям. Уровень культуры измеряется целями, способами и ср-вами их достижения, результатами в дух и матер сферах. Он является важнейшим показателем об-венной жизнеспособности и благополучия. Структура культурыПознавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое. Ценностная система. Ценность – св-во вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях). Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деят-ти, различные ее стороны и аспекты.Др структура включает в себя: - систему образования, - науку, - ис-во, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику, - право,

- религию, сосущ-вующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются такие структурные элементы, как - мировая и национальная культура, - классовая,- городская и сельская,- профессиональная и др,- духовная и материальная. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на др, более дробные. Материальная культура связана с историческим подходом (чаще всего древние культуры).Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, ис-во, образование; материальная - орудия и ср-ва труда, технику и сооружения, произ-во (с/х и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Билет 14.1. Философия 17 – 18 вв., ее особенности, связь с развитием науки.Первым ф, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чув-ва непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион.метода к чув-венным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть гл условия рац. метода. Гл труд - "Новый Органон". В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на кот.основан "Органон" Аристотеля. Б. различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные" - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. "светоносные" - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей. Предпосылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Первым условием реформы науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Сл шаг- очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра. Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о природе по аналогии с собственными св-вами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием различных желаний, влечений. Пещеры - ошибки, возн. вследствиесубъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. – их сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому. Рынка - преп, возник вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе сов.случ впечатления от этого предмета. Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствие подчинения ума ошиб мнениям. До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот.является правильная индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот.опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции. Материя --- совокупность частиц, природа --- совокупность тел с многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и т.д. Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом, занимаемым материей (протяженность), а время ---- объективная мера скорости материальных тел (получается, что это есть внутреннее свойство материи).движение есть прирожденное свойство материи. оно вечно. Назвал 19 форм движения. РЕНЕ ДЕКАРТ родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую --- физика. Метафизика --- вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В теорпозн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Бог создал материю, движение и покой. Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса он не нах в схоластике). Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Критерий истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании. Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот.он относит прежде всего мат. аксиомы. В познании главную роль играет разум - рационализм. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот представл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4. не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

Билет 14.2. Концепции исторического процесса.Источники и движущие силы социальных изменений. Понятие социального детерминизма. 1)Наиболее ранней является христианская интерпретация (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема - вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в познании конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Содержанием исторического процесса является освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля. 2)С началом нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению. Появилась Рационалистическая (всемирно-историческая концепция истории), нашедшая философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса.Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Гегелевскому идеализму в объяснении исторического развития Маркс противопоставил материализм. Конкретизацией и дальнейшем развитием марксистского понимания истории стала концепция общественно-экономической формации (формационный подход к анализу истории). 3) Рационалистическая (всемирно-историческая) интерпретация истории имела огромное научное значение для понимания исторического развития. Но присущий ей европоцентризм затруднял в определенной степени отражение многомерности, многовариантности, многообразия исторического процесса и это обусловило появление альтернативных концепций исторического развития. Так появилась культурно-историческая интерпретация истории(цивилизованный подход).Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является "цивилизация". Соц изменения обычно делят на: 1) эволюц. Эволюция – а) сумма количизм-й, которые подготавливают изменения кач; б) синоним понятия «развитие», вкотвключ-т как колич, так и кач, т.е. скачкообразные изменения. Может проходит путем реформ (это такая разновидность эволюц измен-й, которые посягают на смену соц строя, его корреные основы. Даже самые радик, решит реформы эту основу модифицируют, но не ломают. 2) революцизмен-я. Соц революция – это скачок или серия скачков, которые в итоге приводят к замене старого общ строя новым, кот проходит в относ-но мирных или насил формах. Признаки рев-и: переход госуд власти от одного класса к другому, коренные преобразования вэконом строе, в сфере собст-ти, в области идеологии и соц психологии.Фактор общ развития – устойчивый тип соц деят-ти к-л рода, движущую силу некоего процесса. Понятие фактор увязывают с понятием «детерминант» (опред-ль). Детерминант – это то, что вызывает прич-след связь каких-то явлений. Детерминизм – учение о прич-след связях. Ему противостоит индетерминизм – взгляд, допускающий наличие беспричинной случайной и абс-но свободной воли. Факторы можно делить на: 1) объективные – те движсилы,кот непосред-но связаны с материальными отнош-ями и ест условиями жизни общ-ва (экономика, наука и технология, географ среда и прирбонатства, народонасел-е). все эти факторы можно считать детерминантами и говорить об эконом, научно-технологич, географич, демографич детерминизмах. 2) субъективный фактор охватывает активн, целенаправл-ю деят-ть, кот непосред-но осмысливается, осознается чел-ком. Деят-тьсубъективн фактора без наличия хотя бы мин объективн факторов невозможна, а объект от субъект – это нереализвозм-ть. Классиф-я видов соц детерминизма: 1) географич (географич полож-е и прир условия пресд собой опред роль в развитии общ-ва), 2) демографич (демография, сост из рождаемости, смертности и миграции населения), 3) соц-эконом (Маркс: способ произв-ва матер благ определяет все остальные процессы жизни общ-ва – соц, полит, дух. Случайность есть форма проявления необходимости и беспричинных явлений в мире нет), 4) технологич (реш фактором, главной движ силой соц развития явл наука и техника, научно-технич прогресс. Прогресс рассм как позит сила и негативная. Технологич детерминизм быв: а) оптимистич (наука и техника разрешат все противоречия и трудности, приведет чел-во в эру изобилия и соц гармонии), б) пессимистич (негативная оценка научно-технич прогресса, это гл причина всех трудностей, с которыми чел-во сталкивается). Ростоу: 5 стадийэконом роста: - трад об-во (аграрное общ-во с примитивным уровнем развития хоз-ва), - переходное об-во (создание условий для сдвига в сторону индустриализации), - стадия сдвига (промышл революция, знаменуется повышением доли накопления капитала и быстрым развитием ведущих отраслей пром-ти), - стадия зрелости (решается вопрос о создании тяжелой пром-ти) - эра высокого массового потребления (возникает общ-во всеобщего былагоденствия). В зап соц фил-и 3 стадии: традиц, индустриальное, постиндустр.

Билет 15.1. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.Эпоха 17 в.: первые буржуазные резолюции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, соц отношениях, сознании.Развитие науки определяли мануфактурное произ-во, рост мировой торговли, мореплавание, военное дело. Идеал человека – предприимчивый купец и любознательный ученый. Передовые европейские гос-ва, стремясь к военному и экономическому господству, поддерживают науку: образование академий наук, научных об-в (Лондонское королевское об-во – Р. Бойль, основоположник новых химии и физики, И. Ньютон; в Париже – Естественно-научная академия).В науке – опытно-экспериментальные исследования и математические формализованные методики (возникли в эпоху Возрождения) – появление алгебры, дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии.Научные исследования объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.Ведущая наука – Механика (о движении тел), сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов 17 в.Философия связана с соц почвой не только через естествознание, но и через религиозное мировоззрение, гос идеологию. Ученые обращались к Божественному всемогуществу, первотолчку», «мировому разуму». Соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма не является жесткой альтернативой «или… или». Философия согласовывает естественно-научную картину мира с существованием трансцендентной личности – деизм, концепция «2 истин» – «божественной» и «природной». С новой силой начинается полемика: чем является основа подлинного знания – разум или опыт?

В17 в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира.

Выделяют 2основных направления:1) эмпиризм. Чувственный опыт – единственный источник знаний:А) идеалистический эмпиризм (Д. Беркли, Д. Юм). Опыт – совокупность ощущений и представлений;Б) материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс). Источник чувственного опыта – внешний мир;2) рационализм. На первом плане – логическое основание науки, разум – источник познания и критерий истинности.Основные идеи философии Нового времени.1. Автономно мыслящий субъект.2. Методическое сомнение.3. Индуктивно-эмпирический метод.4. Рационально-дедуктивный метод, интеллектуальная интуиция.5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.6. Новое юр мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина.Мыслители. Ф. Бэкон (1561 -1626). Индукция – от частного к общему. «Знание – сила» Р. Декарт (1596-1650), французский математик, физик – картезианство, дуализм – Бог – причина всего, не более. Субстанция: материя – протяженность.Томас Гоббс (1588- 1679), англичанин. Природа – совокупность протяженных тел. Люди равны и воюют за свои права, деспотическая власть лучше войны.Барух Спиноза (1632-1677), нидерландец. Монизм: все происходит из единой субстанции – материи либо духа.

Билет 15.2. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций.Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Термин «цивилизация» сравнительно высшая ступень культуры, которая следовала сразу после варварства.Цивилизация — устойчивая общность людей, объдиненных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации. Доиндустриальная («традиционная») цивилизация (охватывала все страны приблизительно до 17-18 вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного. Форма социальной организации - община, внутри которой имели место отношения ренты - налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Культура основывалась на устойчивых традициях социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию. Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. В основе индустриальной («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами.Происходят специализация произ-ва, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам. Предвосхищения такой («информационной») цивилизации содержатся в марксизме, у русских космистов (Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского) гуманистов XX в. (этика ненасилия Л.И. Толстого, М. Ганди). Такая цивилизация отличалась особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины. При условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа, - глобальной, планетарной, с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания, информационная технология способна дать эффект. Стадиями экотехнологического развития являются:1) общество с технологиями добычи; 2) господство аграрно-ремесленных технологий; 3) приоритет индустриальных технологий; 4) общество с сервисными технологиями. Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное об-во в основном решает проблемы материального, благополучия и соц защищенности человека.

Билет 16.1. Учение о субстанции и ее атрибутах философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц).Субстанция — это все, что сущ-вует, не нуждаясь для своего сущ-вования ни в чем, кроме самого себя. Таким кач-вом (отсутствие необходимости для своего сущ-вования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, не сотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают гл кач-вом субстанции — не нуждаются в своем сущ-вовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).Все сотворенные субстанции Декарт делит на 2 рода:• материальные (вещи);• духовные (идеи).При этом выделяет коренные св-ва (атрибуты) каждого рода субстанций:• протяжение — для материальных;• мышление - для духовных.Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.Все же духовные субстанции обладают св-вом мышления и, наоборот, неделимы.Остальные св-ва как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных св-в (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Напр., модусами мышления — чув-ва, желания, ощущения.). Человек, по мнению Декарта, состоит из 2, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).Человек — единственное сущ-во, в котором соединяются и сущ-вуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.В целом учение Декарта о субстанции можно выразить сл схемой: Выделяют 2основных направления:1) эмпиризм. Чувственный опыт – единственный источник знаний: А) идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм). Опыт – совокупность ощущений и представлений;Б) материалистический (Бэкон, Гоббс). Источник чув-венного опыта – внешний мир;2) рационализм. На первом плане – логическое основание науки, разум – источник познания и критерий истинности.Основные идеи философии Нового времени.1. Автономно мыслящий субъект.2. Методическое сомнение.3. Индуктивно-эмпирический метод.4. Рационально-дедуктивный метод, интеллектуальная интуиция.5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории. 6. Новое юр мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина.Мыслители.Ф. Бэкон (1561 -1626). Индукция – от частного к общему. «Знание – сила» Р. Декарт (1596-1650), французский математик, физик – картезианство, дуализм – Бог – причина всего, не более. Субстанция: материя – протяженность.Томас Гоббс (1588- 1679), англичанин. Природа – совокупность протяженных тел. Люди равны и воюют за свои права, деспотическая власть лучше войны.Барух Спиноза (1632-1677), нидерландец. Монизм: все происходит из единой субстанции – материи либо духа.Готфрид Лейбниц (1646-1716), немец. Мир происходит из монад – духовных элементов бытия.

Билет 16.2. Роль личности в истории: проблема исторической необходимости и свободы личности.Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его сущ-вование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека - предмет размышлений Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Нитце, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. .Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (бихевиоризм), до "бегства от свободы" (Фромм), в условиях совершенно цивилизованного об-ва. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием "воля" или "вольницы". Понятие свободы родилось в христианстве, как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможностью для человека свободного выбора на пути к Богу.Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.В истории философской мысли воля трактовалась двояко: 1).как следствие природной и сверх природной детерминации (Бог, Абсолют); 2). как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс человека. Волевые кач-ва человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности.Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.Воля считается слепым неразумным первоначалом, особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и ценностей.Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности" человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных" порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек.История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становится очевиден спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку.Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую мудрость.Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив.Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра и красоты.Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление “бегство от свободы”.Потому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи, человек не может быть с<

Наши рекомендации