Этика И. Канта. Критика практического разума.

“Среди наших понятий ... понятие нравственности важнейшее”Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума: что я должен делать? «Критика практического разума», 1788. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще.Этика долга.Основная мысль: нравственный поступок – тот, который совершается не для достижения каких-либо целей, а только из осознания того, что я должен так поступить. (чистота морального мотива). Условный императив: если желаешь достичь такого-то результата, следует поступить так-то. Однако целесообразность не всегда совпадает с требованиями морали. (сами цели могут быть безнравственными, либо путь к ним). Поэтому условный императив Кантом отвергается. Единственно верным является категорический императив: человек должен сам осознанть необходимость (долженстование) определенных действий и сам понуждать себя к этому, исполнять свой долг безотносительно к каким-либо надеждам. Моральную способность “свободного самопринуждения” Кант называет добродетелью, а поступок, исходящий из такого умонастроения (из уважения к закону), — добродетельным (этическим) поступком.Существует множество хороших нравственных качеств, нравственных чувств, которые можно даже оценить как благородные, однако Кант снижает ценность добрых побуждений (сострадание, любовь к ближнему и т.д.) Он признает мотивы человеколюбия нравственными только при условии, что они не просто выражают психические склонности человека, а поставлены под контроль долга, определены моральным законом. Мораль – изначально данное разумом. Учение об автономии морали – человек сам предписывает себе закон действий. Однако закон действия по Канту должен быть таким, чтоб максима поступка могла в то же время стать принципом всеобщего законодательства. То есть, совершая какие-то поступки по своему долгу, мы должны сначала подумать, будет ли справедливо, если все в мире будут поступать так. Кроме того, у каждого человека должно быть априорное чувство – принцип уважения к моральному закону, то есть априорное понимание человеком того, что такое хорошо, а что такое плохо. Это некоторое измерение гуманного поведения.Принцип исключения между добрым и злым – Кант говорит о том, что всегда есть только один путь, отвечающий долгу, нельзя рассуждать о более или менее хороших поступках.Совесть – «внутреннее судилище», она появляется там, где голос разума замолкает, это субъективное ощущение, работа практического разума.Действуя по долгу, а не из стремления к счастью, мы сами собой придем к счастью человека, и человечества в целом.Мораль и Бог.Вопреки “Критике чистого разума”, где существование Бога и бессмертной души признано недоказуемым, Кант в этическом учении постулирует существование Бога — ради придания объективности нравственному закону. Упование на абсолютно справедливого творца, который создает всеправедный потусторонний миропорядок, где добродетели и пороку будет в конце концов воздано по заслугам, есть необходимый постулат практического разума, без которого нравственность психологически невозможна для людей. Однако совершение поступков по религиозным мотивам искажает чистоту нравственного мотива.Свобода и этикаСвобода – промежуточное звено между моральным законом и волей человека. Есть 2 вида свободы: “положительная свобода”, при которой человек свободен только тогда, когда его действия определяются моральным законом (поступать согласно долгу), и, во-вторых, “нейтральная свобода”, человек имеет возможность выбора поступать в соответсвии с долгом или нет, и несет ответственность за свои действия. Положительная свобода ведет к воле, а нейтральная к своеволию – действиям согласно своим желаниям.Кант разделяет два мира: сфера свободной нравственности и природа, которая подчинена законам необходимости. Человек принадлежит одновременно обеим сферам. Однако свобода больше относится к миру нравственности. Морально свободные поступки имеют благость, которая ценится не в соответствии с действием, а в соответствии с намерением. Таким образом, свобода по Канту приравнивается к нравственности.


Наши рекомендации