Научные и философские воззрения Н.Коперника и Г.Галилея. Коперниканский переворот.
Польский астроном Николай Коперник (1473–1543) прежде всего известен как автор гелиоцентрической теории строения мира. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях: орбиты и небесные сферы не имеют общего центра; центр Земли — не центр вселенной, но только центр масс и орбиты Луны; все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира; расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами; суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе; Земля обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) — не более чем эффект движения Земли; это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.
Значение учения Коперника для развития науки безмерно велико: оно произвело настоящую революцию не только в астрономии, но и во всем человеческом мировоззрении. Действительно, со взглядом на строение Солнечной системы неразрывно связан вопрос о положении Земли, а с ней и человека во Вселенной. Следовательно, астрономия входит как существенный элемент в миропонимание, обнимающее как философские, так и религиозные вопросы. До Коперника, почти в течение 15 веков, Земля считалась единственным неподвижным телом Вселенной, центральной и важнейшей частью мироздания; все религии считали, что небесные светила созданы для Земли и человечества. Согласно же учению Коперника Земля - рядовая планета, движущаяся вокруг Солнца вместе с другими, ей подобными, телами. Поскольку Земля лишилась своего центрального положения и стала такой же, как и все остальные наблюдавшиеся на небе планеты, утверждение церковников о противоположности «земного» и «небесного» потеряло смысл. Возникла новая идея – о единстве мира, о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Человек перестал быть «венцом твоерения», а превратился в обитателя одной из планет Солнечной системы. Из учения Коперника следовал общий вывод о том, что видимость есть только одно из проявлений многогранной действительности, ее внешняя сторона, а истинный механизм явлений лежит гораздо глубже. После Коперника исследование природы, по существу, освободилось от религии и развитие науки пошло гигантскими шагами. В 1616 году декретом инквизиции книга «О вращении небесных сфер» была внесена «впредь до исправления» в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1832года.
Галилео Галилей. Первый математик герцога Тосканского и это его спасло от фатального конца под судом инквизиции. Основал науку о сопротивлении материала, ввёл понятие момента силы, инерции. «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниканской», 1632 г. В 1609 г. создал телескоп с 30-кратным увеличением. Обнаружил на Луне горы, 4 спутника Юпитера, фазы лун Венеры, пятна на Солнце, Млечный Путь – скопление звёзд. Через год попал на суд инквизиции, требуют отречения от его взглядов. «И всё-таки она вертится!».
Соотношение науки и религии. Позиция двойственной истины: человеку даны две книги – книга природы и книга спасения, они написаны разными языками. Разум не компетентен в вопросе религии, а религия не должна вмешиваться в познание природы. Священное Писание и Вера указывают путь, как попасть на Небо, а что такое это самое небо, они умалчивают. Библия – не источник фактических знаний о мире, она не решает задачу удовлетворения любопытства о мире. Автономии религиозного и научного познания. Наука и вера несоизмеримы, они идут параллельно. Критерий истинности в науке иной, нежели в религии. Книга природы написана на языке математики. Опора на опыт. Научное познание – описание реальной действительности, а не набор инструментов для овладения миром. Она должна чётко зафиксировать, что должна изучать. Можно познавать мир, так как всё, что в нём находится, поддаётся описанию. При изучении природы, объективной реальности надо начинать не с веры, а с чувственного опыта и доказательства. Не надо смущаться, если наши тезисы могут критиковаться в Писании. Сочетание чувственного опыта с необходимыми доказательствами образует научный опыт, или эксперимент. Одним из первых заговорил о мысленном эксперименте. Всё может и должно быть сведено к точному количественному исчислению, именно математика выражает порядок во Вселенной. «Где кончается математика, там кончается наука». Первый теоретик депатетико-дедуктивного метода науки.