Логическое познание и его формы
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание характеризуется также как опосредованное знание о действительности. Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредствуют другие.
Направленное на познание сущности, логическое познание имеет более сложный и структурно расчлененный характер. В нем можно различить три основных уровня:
1.Фундаментальный уровень. Этот уровень составлен общими логическими процессами, формами и законами, которые присущи как обыденному, так и научному познанию. Материал чувственного познания подвергается мысленной обработке с помощью ряда логических процессов: обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В результате такой обработки из недр чувственных явлений извлекается, «дистиллируется» скрытая в них сущность.
a. Обобщение – процесс выделения общего из единичного.
b. Абстрагирование – процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных.
c. Анализ – мысленное расчленение целого на части.
d. Синтез – мысленное объединение частей в единое целое.
e. Индукция – движение мысли от единичного к общему.
f. Дедукция – движение мысли от общего к единичному.
1. Обыденный уровень. Обыденный человеческий эмпиризм неспособен углубляться в законы действительности. В обыденном познании действуют преимущественно законы формальной логики, достаточные для отображения сравнительно простых сторон человеческой жизни.
Особенности:
1) Основывается на здравом смысле, т. е. представлениях о мире, человеке, обществе, смысле человеческих поступков и т.д., сформировавшихся на основе повседневного практического опыта человечества.
а. Важным элементом здравого смысла является чувство реальности, которое отображает исторический уровень развития повседневной жизни людей, общества, их нормы деятельности.
б. Здравый смысл историчен – на каждом уровне развития общества он имеет свои специфические критерии. Так, в докоперниканскую эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращается вокруг Земли.
в. Испытывает влияние более высоких уровней мышления, научного познания.
2) Несет в себе остатки, «островки» давно изжитых наукой форм мысли, иногда целых «массивов» мышления минувших веков (религия, приметы)
3) Глубинное философское содержание выражается в народных приметах, пословицах и поговорках.
2. Уровень научного познания.
Специфические законы логического познания установлены традиционной формальной логикой, которая в основном была создана Аристотелем. Формальная логика открыла четыре основных закона мышления: тождества, противоречия, исключенном третьего, достаточного основания.
Формы логического познания
Логическое знание в целом построено из понятий, представляет собой систему понятий. Две другие формы логического познания – суждения и умозаключения суть процессы формирования, движения или развертывания понятий. Каждое понятие может быть представлено в виде системы суждений и умозаключений.
Понятие – отражение явления со стороны общих существенных свойств и связей.
В отличие от чувственного образа понятие не имеет наглядного характера. Теряя наглядный характер, понятие лишается внутренней образной опоры в мысли и поэтому должно получить новую базу, не имеющую никакого отношения к отображаемому им предмету. Такой опорой становится особое, «абстрактное» материальное образование или «раздражитель» – слово (группа слов). Понятие поэтому всегда существует в словесной форме, а логическое мышление в целом – с помощью языка как знаковой системы.
Суждение – это форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли.
Суждения могут быть утвердительными и отрицательными; единичными, особенными и общими; возможности, действительности и необходимости и т.д.
Суждение и понятие связаны – без понятий невозможно сделать суждение.
Суждение истинно, если связи понятий правильно отражают связь вещей.
Умозаключение – форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.
Умозаключения делятся на
1. индуктивные, в которых из единичных или частных суждений выводятся более общие.
2. дедуктивные, в которых из общих посылок выводится менее общее, частное или единичное суждение.