Философское учение о бытии. Проблема бытия в истории философии. Монистические и дуалистические концепции бытия.
Проблема бытия существует в каждой философской концепции. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Платон под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты». По Аристотелю бытие – это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: 1. Каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание; 2. Каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом; 3. Каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение; 4. Каждая вещь имеет свое определенное назначение.
Категория «бытие» обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование.
И один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира является вопрос о многообразии способов и форм бытия. Основные формы бытия: 1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком; 2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа; 3. Духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность; 4. Бытие общества или иначе социальное бытие.
Уже Гераклит Эфесский высказал догадку о недопустимости абсолютного противопоставления бытия и небытия. Он отмечал: «в одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем». Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека; Беркли говорил, что быть – значит быть в восприятии. Глубоко разобрался в проблеме небытия Гегель. Он понял, что небытие есть лишь момент определенности, отличающий данное наличное бытие от другого. В этом аспекте становление есть единство бытия и небытия. Т.о. небытие есть граница, форма конкретного бытия. В философских концепциях ХХ века акцент делается на бытии как человеческом существовании: бытие есть наша жизнь (Дильтей). В экзистенционализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое (Бердяев).
Существуют монистические и дуалистические концепции бытия. Монизм признает один тип реальности, например материю, дух, Бога. Дуализм толкует о двух реальностях – материальной и идеальной. Философские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к материалистам или идеалистам. Оба течения в равной степени имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль, осмысливая по-новому идею субстанции, приходит к принципу целостности всего материально-духовного процесса.
В Ф вместо понятия «мир» используется понятие «бытие». Бытие – это такая категория, которая фиксирует существование мира. Онтология – знание о сущем, о бытии (введено в 17 в). До этого исп-сь понятие «метафизика». Онтология – очень актуальная для Ф проблема. С нее начиналась Ф, она существует и сейчас. Онтология решает ряд ключевых мировоззренческих проблем: Что такое мир? Является ли он неизменным или находится в развитии? Если мир развивается, то сущ-ют ли объективные закономерности этого развития? Является ли мир упорядоченным целым или представляет собой хаос, лишенный всякой структурной организации? Что лежит в основе мира? Как возник мир? Существуют ли другие миры?
Существуют монистические и дуалистические концепции бытия. Монизм признает один тип реальности, например материю, дух, Бога. Дуализм толкует о двух реальностях – материальной и идеальной. Философские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают материалистический и идеалистический монизм. Оба течения в равной степени имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль, осмысливая по-новому идею субстанции, приходит к принципу целостности всего мат.-дух. процесса.