Билет 43. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций
Существует два основных понимания творчества:
1. Творчество – социально обусловленная духовно-практическая деятельность, целью которой является создание новых, социально значимых и эстетических консфукций,
2. Творчество – постепенное творение человеком самого себя, самоусовершенствование личности независимо от социальной среды.
Тезисы о свободе:
1. Свободы не существует
2. Если существует, то только в творчестве
3. Если существует в творчестве, то как источник трагедии
Свобода физическая – свобода движений и действий.
Свобода политическая – избавление от государственного насилия, бюрократизма и т.д.
Свобода экономическая – отказ от экономического принуждения, жесткого контроля за производством и торговлей, самостоятельный выбор работы по найму.
Свобода духовная – интеллектуальная и нравственная автономность
Если человек подчинен нравственным законам и не может нарушать моральных запретов, то это не свобода, а необходимость. Единственная свобода человека это творчество, но эту свободу надо понимать в ограниченном и условном смысле.
Но главные страдания начинаются, когда продукт творчества выноситься на публичное обозрение. Творец подвергается насмешкам, упрекам, угрозам, преследованиям.
Следовательно, в творчестве содержится не сама свобода, а лишь обещание которому не суждено сбыться. Все что выдается за свободу – выбор цели, воплощение цели – это иносказание, употребляемое для обозначения каких-то изменений человеческого бытия.
Творчество и свобода
Человек – существо социальное. Жизнь людей взаимообусловлена. Иначе говоря, люди как физически, так и духовно творят друг друга. Между ними складываются связи, рожденные социальностью, т.о. общество – это сумма социальных связей. Общество – это та сила, которая делает человека человеком, оно постоянно меняется. Кант выводит нравственную свободу из разумности человека, побуждающей его жить по моральным законам. А так как разум у всех один, то и нравственные законы едины. Если человек подчинен нравственным законам и не может нарушать моральных запретов. то это уже не свобода, а необходимость. Назначение общества Кант видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Заключая общественный договор, люди не жертвуют своей свободой, а лишь создают правовые условия для более надежного и упорядоченного пользования ею. Единственная свобода человека это творчество, но и эту свободу надо понимать в ограниченном и условном смысле. Человек не может быть свободен от общества, а так как творчество создают люди, то и оно носит зависимый от общества характер. С творчеством связаны самые счастливые и радостные минуты жизни. Β процессе творения можно изведать редкие переживания – вдохновение, вспышки озарения, гордость от рождения великого, но бывают и отрицательные эмоции, вызванные недовольством собой, отвращение к результатам долгих усилий.
Но главные страдания начинаются, когда продукт творчества выносится на публичное обозрение (художественное произведение, картина и т.д.) тогда возможно, что творец подвергнется насмешкам, упрекам, угрозам, преследованиям.
Следовательно, в творчестве содержится не сама свобода, а лишь обещание которому не суждено сбыться, и получается, что выдается за свободу – является выбором цели, а воплощение цели – это иносказание, употребляемое для обозначения каких-то изменений человеческого бытия.
***
«Многогранность человека как личности — воплощение индивидуальных особенностей — позволяет изучать его во всех проявлениях существования и деятельности как „homo sapiens" — человека разумного, как „homo politicus" — человека общественного, как „homo consuments" — человека-потребителя, как „homo liber" — человека свободного. Для определения коммуникативной личности особое значение имеет изучение „homo loquens" — человека говорящего, т.е. реализующего себя как коммуникативная личность».
Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы личности. Социологическая концепция личности сформировалась в конце 19-го—в начале 20-го века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, личностные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.
Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским социологом Ч. Кули (1864—1929). Потенциальная разумная природа индивидуального «Я», по его мнению, приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. «Социальное» на микроуровне сводится к индивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне выступает как посредник, обеспечивающий функционирование человеческой жизни. Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер.
Сторонники ролевой теории считали, что личность — есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе.
В рамках необихевиоризма рассматривается действие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Американский социопсихолог Г. Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы (референтной), на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве таких референтных групп он рассматривал семью и другие социальные группы.
В иерархии личностных потребностей, представленной американским психологом А. Маслоу (1908—1970), обосновываются как мотивы, способствующие личностному росту, так и мотивы обусловливающие коммуникативные потребности личности (социальные, престижные, духовные). Коммуникативная потребность определяется необходимостью в процессе жизнедеятельности индивидов обмениваться смысловой и оценочной информацией. Потребность взаимосвязана с коммуникативной установкой. На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности(варьируются средства коммуникации и тактика). Мотивом коммуникации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивационные механизмы влияют на коммуникативную деятельность личности.
44. философия образования как область философского и педагогического знания.
Философия образования занимается философским осмыслением педагогики и образования, старается задавать перспективу в их развитии, формировать новые ценности и этические принципы. Начала выделяться из общей философии в середине двадцатого века.
Кроме исходных для неё дисциплин связана и пересекается с социологией, психологией, логикой, историей и культурологией.
Идейные истоки "философии образования" Появление и развитие понятия связано с кризисом системы образования в России и за рубежом. Проблема определения места и роли образования в современном мире осмысливается представителями отечественной и зарубежной педагогической науки, футурологии, в работах представителей отечественной “информологии”. Современная «философия образования», традиции которой восходят к позитивистской философии и социологии середины – второй половины XIX века и в рамках которой активно разрабатываются проблемы самоопределения и самореализации личности, природы и ценности образования, теории и методологии познания, структуры и развития знаний, генезиса и эволюции образовательных систем.
Философии отведена специфичная и особая роль, в жизни общества и индивида - развитие способности к теоретическому мышлению и формированию мировоззрения. Что касается самого понятия образования, в научной литературе, на этот счет не имеется однозначного определения. Собственно говоря, это является одной из причин обращения к философии. Образование обычно понимают как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению накопленных знаний, умений и навыков во всех областях культуры.
У философии и педагогики давние связи, более того, первые педагогические мысли и теории зарождались именно в русле философских концепций – достаточно вспомнить античную историю, средние века или эпоху Возрождения.
в педагогическое знание включаются три главные области.
1. Педагогика как наука и искусство. Область знания о педагогике как теории и практике называется философией педагогики, или общей педагогикой.
2. Теория образования, воспитания и обучения. Эта теория отвечает на вопросы о природе образования, воспитания и обучения, об их необходимости и возможности. Ее предметом являются процесс воспитания и учебный процесс.
3. Педагогическая антропология как фундамент всего здания педагогики. Часть педагогики, посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого, называется педагогической антропологией.
В философии есть потенциал, представляющий особую ценность для образования: вечно проблемный "вопрошающий" характер, допущение поливариантных ответов, рефлексивное отношение к инструментам познания, требование логичности и последовательности.
Билет 45. Антропологический поворот в философии образования.
Антропология как наука о человеке была предложена ещё в 17 столетии и представляла собой религиозно-философское учение о двойственной духовно-телесной природе человека. Вряд ли можно оспорить, что человек — это такое существо, которое ищет и находит представление о собственной сущности и строит свою жизнь в соответствии с этим идеалом. Будучи незавершенным природой, он осуществляет себя в культуре и даже самые простейшие жизненные акты осуществляет не инстинктивно, а в соответствии с общественными образцами.
Антропологический поворот в философии 20 столетия, связанный с именами В.Соловьева, М.Шелера, Х.Плесснера, М.Бубера, В.Несмелова, Н.Бердяева и др. был вызван уже не столько реакцией против научного подхода к человеку, сколько с необходимостью изменения классической философии, которая абсолютизировала разум и сводила человека к абстрактной идее. Не только разум и поиски истины, но и духовные переживания высших ценностей: стремление к любви, вере,надежде,нравственной солидарности отличают людей от животных. Рассматривая человека как культурное и социальное существо, философская антропология не редуцирует его к психофизиологическим и социальным структурам, а считает свободным и отвественным субъектом решений и поступков.
Несмотря на усвоение биологического и этнографического материала, в целом философская антропология тяготеет к методам гуманитарнах наук, которые рассматривают человека не как объект, а как чувствующее и переживающее существо, способное к саморефлексии. Если ранее полагали, что всеобщие и необходимые понятия и принципы достижимы лишь на основе разума, и что чувства и переживания людей индивидуальны и противоречивы, то отмеченные мыслители, указали на достаточно твердый порядок сердца, выражающийся в ценностной структуре личности. В любви и вере человек также выходит за рамки животных инстинктов и определяет свои желания высшими ценностями, которые он считает божественными или общечеловеческими.
Билет 46. Актуальные философские проблемы образования: в эпоху компьютеризации, информационных технологий и глобализации.
Современная техногенная эпоха добавила принципиально новую, никогда не существующую ранее тему - сохранение жизни на Земле и возникновение человечества.
Эти проблемы вызваны Глобальными проблемами современности, которая появилась в результате объективных причин развития общества,
Функция философии - сформировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Только с Философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленности, в которой находятся.
Глобальными проблемами называются те проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, то есть те, которые носят общечеловеческий характер- Глобальные проблемы охватывают весь земной шар.Особенности глобальных проблем: По своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей но и судьбы всего человечества в целом; Для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединения усилий по крайней мере большинства населения планеты; Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития, Нерешённость глобальных проблем может привести в будущем к серьёзным возможно непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания,Первая - интернациональные: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка,Вторая - возникают в результате взаимодействия общества и природы. Обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами, освоение Мирового Океана и космического пространства,Третья - связана с системой человек - общество. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования и др.Преодоление глобальных проблем дело очень серьёзное и нерешенное.
Однако многие исследователи связывают преодоление Глобальных кризисов (не проблем, а их резкого обострения) с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и её гуманизации.
Новый гуманизм должен включать в себя как минимум три начала:
1. Чувство глобальности;
2. Нетерпимости к насилию;
3. Любовь к справедливости.