Билет 9. Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
Фома Аквинский
(иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат)
(1224-1274, Италия)
- средневековый теолог и философ, один из крупнейших представителей зрелой схоластики,
( Схола́стика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля),
монах доминиканского ордена, ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280).
Основные произведения
«Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)» (1261-1264)
«Сумма теологии» (1265-1273)
В вопросе об отношении веры и разума, религии и философии Фома исходил из того, что религия и философия разными способами достигают истину. Религия обретает свои истины в откровении, философия же приходит к истине посредством опыта и разума. Источником истин откровения и истин разума является Бог, поэтому нет противоречий между религией и разумом. Вера и религия возвышаются над знанием, философией. Религия и философия совершенно самостоятельны, но христианство обращается к философии с тем, чтобы с ее помощью сделать свое учение более доступным и понятным для верующих.
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
• вера и разум – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
• Истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония.
Основные идеи
• Фома Аквинский первым попытался ясно описать разницу между философской рефлексией и теологией. Есть две разновидности знания - естественное (философское, научное) и сверхъестественное (знание через веру - благодать). По Аквинскому, философия как школа естественного созерцания является важным элементом, необходимым для полного развития человеческой природы.
• Сердцем философии св. Фомы является метафизика, философия бытия. В каждом бытии он разграничивает сущность и существования. Для него каждая вещь через существование соприкасается Бога. Но для существования всех вещей необходимо нечто такое, что само по своей природе существованием. В нем нет разницы между сущностью и существованием, потому что сущность этого есть кое-что существования. Это ядро любого существования, существования по сути, св. Фома называет Богом.
• Бытие, сущностью которого является существование, является причиной всей действительности. Бог находится у источника всякой вещи и все пронизывает: "Бог есть существование всего не по существу, но как причина". Сама философия открывает нам присутствие Бога абсолютно в каждой вещи в качестве источника существования. Бог есть то, чем "мы живем, движемся, существуем". Бог, который находится в глубине вещей, одновременно с этим бесконечно превышает каждую вещь. Это тайна, которая не может быть постигнута.
• Бог как путь, истина и жизнь отождествляется Фомой Аквинским со счастьем: "Бог по своей сути является счастьем, которое не принадлежит ничему другому". Никто по своей сути не может быть счастлив, но может быть счастлив в той мере, которой он приближается к Богу, то есть до Того, Кто является самым счастьем.
•Человек имеет рациональную природу: "Ум есть мощная природа человека". Назначение человека - понимать и действовать с пониманием. Человеку естественным образом присуще постигать цель, к которой тяготеет любая вещь, естественный порядок вещей, завершением которого является высшее благо - Бог.
•В земном измерении разум знает добро и зло в вещах и действиях, ниже Бога, а потому наша воля свободна хотеть или не хотеть что-то из земных ценностей. Это и есть суть свободной разумной воли: разум - причина свободы. Человек свободен в том смысле, что, идя к цели, она ведет себя сама. Человек грешит именно потому, что свободная - свободная удаляться от цели и забывать универсальные законы, которые открываются умом и Откровением божества.
• Истоки физического и морального зла - возможность конечного бытия, в рамках которого нам знакомы мутации и смерть, свобода рациональных существ, которые не признают своего родства с Богом. Зло - в утрате связи и памяти о фундаментальной зависимости от Бога. Корень зла в порче духа и свободы.
• Фома Аквинский определяет человека как микрокосм, как целостность. Оформляя началом этой целостности является душа. Душа содержит всю природу человека - от низких до наивысших ее проявлений. Чем сильнее в человеке душа, чем больше душа доминирует над материей, телесным началом, тем больше в человеке способность к познанию. Те или иные типы чувственного или умственного познания не существуют в чистом виде. На каждое впечатление откликается бы весь человек. При этом познание всегда обогащает познающего.
• Страсти не относятся к сфере разума. Для него существует только две мыслительные, две духовные способности - интеллект и воля.
• Любовь в основе своей всегда страстью и становится истинной любовью в той мере, в которой она превращается актом воли, и с страстной любви переходит в любовь духовную. Фома разграничивает любовь на два рода. Первый ниже, - это любовь-жажда, в которой всегда есть стремление к нашей выгоде, стремления к возмещению наших недостатков. Истинная любовь основывается на стремлении установить единство между любимым и любящим без размышлений о том, принесет ли это какой-либо выгоду или нет. Этот поиск истинного добра в приязни Фома называет дружеской любовью.