Глобальные проблемы техногенной цивилизации и

Пути их решения.

На рубеже тысячелетий человечество столкнулось с рядом проблем, которые поставили под угрозу само его существование. Эти проблемы, порожденные самими людьми и затрагивающие все человечество, получили название глобальных проблем. Для своего решения они также требует объединения усилий всех людей на планете. Эти проблемы многообразны: социально - политические (угрозы уничтожения человечества в результате применения оружия массового поражения, терроризм); социально -экономические (увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными странами), проблема перенаселения и т.п. Но наиболее острой в настоящее время является экологическая проблема.

Остроту экологической ситуации в конце XX века можно определить как глобальный экологический кризис. Сущность этого кризиса состоит в нарушении глобальных механизмов саморегуляции биосферы. В предыдущие столетия негативное воздействие человека на природу не превышало адаптивно - восстановительных возможностей биосферы. Однако, во второй половине XX века давление человека на природу приобрело планетарный характер, что и вызвало сбой в системе саморегуляции природы. Над человечеством нависла угроза глобальной экологической катастрофы. Если глобальный экологический кризис перерастет в глобальную катастрофу, то начнутся необратимые глубокие изменения и резкое падение восстановительных возможностей биосферы, т.е. произойдет не просто нарушение, а слом механизмов саморегуляции (экологический коллапс - "мягкий" катастрофический сценарий или экологический паралич - жесткий катастрофический сценарий, означающий гибель человечества). Существование человечества в ситуации коллапса будет неполноценным, ущербными, угнетенным и люди уже не смогут вернуться к условиям нормального существования.

Для предотвращения катастрофы необходимы срочные и радикальные меры. Это прежде всего внедрение энерго - и ресурсосберегающих технологий. Но этого недостаточно. Как подчеркивает академик Н.Моисеев, необходима смена экономической стратегии человечества. Принцип экономической эффективности как главный принцип ныне действующей экономической стратегии развитых стран должен уступить пальму первенства принципу экологической безопасности. Все это возможно только при условии формирования нового экологического сознания, новой экологической культуры, в основе которой будет лежать новое отношение к природе, которое должно прийти на смену потребительскому к ней отношению. Это отношение сформировалось на заре техногенной цивилизации (XVII в.) и явилось мировоззренческой предпосылкой экологического кризиса, разразившегося в XX в.

Природа для человека всегда была матерью - кормилицей и поэтому он, можно сказать, всегда относился к ней потребительски. Но это не было отношение завоевательское, покорительское, агрессивно - потребительское. Но начиная с XVII в., ослабевает зависимость человека от природы. Техногенная цивилизация, в отличие от традиционных цивилизаций, основанных на аграрном способе производства, не так жестко зависит от природных циклов. Возросшая научно - техническая мощь человека приводит к тому, что внутренняя взаимосвязь человека и природы разрывается и они соединяются чисто внешне - как субъект и объект. Природа становится простым объектом технического воздействия человека, полем приложения его предприимчивости, энергии и мощи. Формируется установка на покорение, завоевание природы. До поры до времени и природа справлялась с этим завоевательским натиском. Но в XX в. произошел сбой, о котором говорилось выше. Человеку, чтобы выжить надо изменить свое отношение к природе, повысить ее ценностный статус, почувствовать свою ответственность перед ней.

Глобальные угрозы собственному существованию, которые породило человечество в своем развитии, заставляют усомниться в оптимальности ныне действующей стратегии жизнедеятельности техногенной цивилизации и лежащих в ее основе мировоззренческих ценностных установок и ориентации. Достижения современной науки и техники поистине впечатляющи. Они открывают перед человечеством большие возможности, но и таят в себе не менее серьезные потенциальные опасности. Усложнение современной техники, все большая зависимость человека от созданных им технических средств, делает человека все более уязвимым перед лицом освобожденных им природных сил и сконструированной им реальности. Речь идет не только о проблеме надежности в техническом и технологическом смысле, но и о об опасности утраты человеком контроля над созданными им сложнейшими техническими системами, которые приобрели глобальный характер.

Формализация межличностных отношений, замещение многомерной человеческой бытийности технологической и виртуальной событийностью, создают угрозу потери человеком своей человеческой сути. Эта угроза состоит в том, что человек может превратиться в существо с деформационной , а то и перевернутой школой ценностей, в некоего мутанта, утратившего ценностные ориентиры и глубинные смысложизненные основы своего бытия, как в личностном, так и в родовом аспектах. Все это симптомы глубокого духовно - нравственного кризиса современной цивилизации. Поэтому необходим глубокий философский анализ истоков этого кризиса и поиск путей его преодоления.

Заключение.

Подводя итоги, можно отметить, что философия как особая форма общественного сознания обладает фундаментальным статусом, неустранимой спецификой и выполняет важные функции. Будучи формой -критического осмысления человеческой культуры, она обобщает разнообразный опыт познания и практического преобразования мира человеком, обогащая и развивая свой категориальный аппарат. Философии до всего есть дело. Она продуктивно взаимодействует с наукой. Используя достижения науки, философия в свою очередь, в качестве методологии помогает науке решать ее проблемы. Философия находит общий язык с религией в решении важнейших проблем человеческого бытия. Интересен для философии и опыт художественного освоения мира. С другой стороны, художественные произведения нередко ставят важнейшие философские проблемы (например, произведения Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и др.)

Вот только, пожалуй, с обыденным сознанием у философии сложные отношения. Человек, погруженный в пучину будничной, повседневной стихийной жизни, поглощенный своими заботами и нуждами, пытается отгонять от себя "проклятые" вопросы о цели и смысле своего существования, старается не задумываться о том, кто я?, откуда я ?, зачем я ?, что я могу знать ?, что я должен делать ?, на что я могу надеяться ?, что ждет меня после смерти ? и т.п. Но именно эти вопросы и являются "нервом" философских размышлений. И если эти вопросы человеку чужды, если он хочет убежать и спрятаться от них, то философия будет вызывать у него в лучшем случае непонимание, а в худшем - раздражение. Если же человек под воздействием обстоятельств, вырывающих его из липкой паутины повседневной текучки и суеты или по другим причинам, начинает задумываться над такими проблемами, то он попадает в царство философии и религии. И если человек хочет критически анализировать свое наличное бытие в мире и рационально прорабатывать и обосновывать свою жизненную стратегию в плане сопряжения возможного, желаемого и должного, то без помощи философии ему не обойтись. Как не обойтись и человечеству без помощи философии, если оно нуждается в рационально - ценностной экспертизе своего настоящего, прошлого и будущего.

Краткий словарь терминов

Абстрагирование - мысленное вычленение в процессе познания необходимых свойств и отношений объекта.

Агностицизм - философское учение, полностью или частично отрицающее познаваемость мира.

Адекватность - соответствие, соразмерность, верность, точность. Аксиология - философское учение о природе ценностей. Априорный - предшествующий опыту. Атрибут - неотъемлемое свойство объекта.

Бог - в развитых религиозных системах непостижимый в Своем Существе Абсолют, открывающий Себя в творении мира и попечении о нем.

Вера - эмоционально-личностный способ отношения человека к миру (естественному или сверхъестественному), состоящий в принятии реальности этого мира без необходимости соответствующих доказательств.

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются природа познания, его всеобщие предпосылки, пути, возможности, отношение знания к реальности.

Деизм- религиозная концепция, в которой Бог рассматривается как Первопричина мира, но не как Вседержитель.

Детерминизм - философское учение о закономерной взаимообусловленности явлений.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью его изменения.

Закон - объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями.

Знак - материальный объект, в каком-то отношении замещающий другой объект и содержащий о нем информацию.

Идеология - система взглядов, отражающих социальную реальность с позиций интересов тех или иных классов и социальных групп и содержащая программу действий по сохранению или изменению социальной реальности.

Интуиция - непосредственное устранение истины без предварительного логического обоснования.

Истина - адекватное воспроизведение объекта в сознании субъекта.

Категории - формы мышления, в которых отражаются всеобщие свойства и отношения бытия и служащие средством познания ещё не познанного.

Культура - способ созидания по человеческим меркам окружающего мира, включая самого человека.

Метод - система предписаний (правил и норм), регламентирующих познавательную деятельность, направленную на получение знаний.

Методология - учение о методах познания, а также о структуре и динамике научного знания.

Мировоззрение - совокупность взглядов человека на мир и свое место в мире.

Наука - специфическая сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности.

Неотомизм - официальная философская доктрина римско-католической церкви, основанная на модернизированном учении Фомы Аквинского.

Онтология - раздел философии, изучающий проблему бытия мира, включая бытие человека.

Пантеизм - философско -религиозное учение, отождествляющее Бога и мир.

Практика - материальная, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование природной и социальной реальности.

Развитие - направленные, необратимые изменения, связанные с появлением новых свойств, связей и т.п.

Самосознание - осознание человеком своих мыслей, чувств, поступков и оценка своего отношения к миру.

Теизм - религиозное мировоззрение, трактующее Бога в качестве личностного Абсолюта, Творца и Вседержителя.

Цивилизация - общество, рассмотренное в аспекте своего целостного существования с присущими ему формами обеспечения жизнедеятельности.

Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Наши рекомендации