Раздел З. Проблема сознания и философия человека.
Глава 1. Сознание: сущность, происхождение, структура.
Проблема сознания в философии.
В истории философии сформировалось два основных подхода в трактовке сознания. В диалектико - материалистической философии сознание рассматривается как высшая форма отражения реальности, свойство высокоорганизованной материи. При такой трактовке сознания не обладает субстанциональным статусом (несамодостаточно), будучи порождением материи на определенном (социальном) этапе ее развития. Сознание выполняет важную, но служебную, функциональную роль, являясь регулятором человеческой деятельности.
Противоположная точка зрения на сознание формируется в идеалистической и религиозной философии. Сознание (индивидуальное или надиндивидуальное) наделяется субстанциональным статусом.
В материалистической трактовке мозг является органом мысли, генерирующим, продуцирующим мысль, которая исчезает вместе с прекращением материальных нейрофизиологических процессов в мозге. Мысль есть продукт мозга человека в контексте социальных отношений. С противоположной точки зрения, мозг есть не орган продуцирующий мысли, а инструмент мысли, который используется для "озвучивания" мысли, подобно тому, как радиоприемник озвучивает мелодию, не являясь ее генератором.
Генезис сознания.
Рамки небольшого издания вынуждают ограничиться кратким изложением традиционной диалектико - материалестической концепции сознания. Согласно этой концепции, сознание есть продукт длительного общественно-исторического развития. Становление сознания шло в контексте становления человека разумного (пото 8ар1еп8). Процесс этот начался примерно 2-2,5 млн. лет назад. Биологическими предпосылками этого процесса являются достаточно развитый головной мозг и связаный с этим развитый уровень психики человекообразных обезьян, а также переход их к прямохождению. Последнее обстоятельство породило дифференциацию функций передних и задних конечностей. Передние конечности освободились для трудовой деятельности, поначалу весьма примитивной и неразвитой.
Именно трудовая деятельность, которая с самого начала носила коллективный, общественный характер стимулировала развитие мозга, мыслительных способностей, поскольку изготовление орудий труда (а не ситуативное использование готовых предметов) в качестве промежуточной цели - средства требовало достаточно длительной цепочки целеполаганий. В процессе трудовой деятельности совершенствовались передние конечности как орган труда, возникала и развивалась членораздельная речь как необходимое условие эффективной и разносторонней коммуникации.
В результате длительного процесса антропосоциогенеза примерно 30-40 тысяч лет назад сформировался человек разумный, внешний облик которого, как и его мозг (объем, морфологическая структура, функциональные возможности), были такие, как у современного человека. Разница между кроманьонцем и современным человеком только в информационной насыщенности («загруженности») мозга и его тренированности. Кроманьонские малыши не ходили в детские сады и школы где их учили бы решать интеллектуальные задачи, читать, писать, развивать свои способности. Но если бы они попали в современные детсады и школы, то выросли бы обычными современными людьми, с современным уровнем знаний, культуры и т.д.
Такова вкратце суть классической трудовой концепции происхождения сознания, изложенной еще Ф.Энгельсом в его работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Однако эта концепция сталкивается с рядом серьезных трудностей, поставленных перед ней генетикой, обсуждать которые не позволяет краткий формат изложения.
Сознание и мозг.
Как уже отмечалось, диалектический материализм рассматривает сознание как функцию мозга, а мозг - как орган, порождающий, продуцирующий сознание. Однако сознание не только продукт деятельности нейрофизиологических процессов мозга, но и продукт сложных общественных отношений, в которые погружен человек.
В истории философии была попытка со стороны, так называемых, вульгарных материалистов (Фогт, Бюхнер и др.) отождествить сознание, мышление с нейрофизиологическими процессами. К. Фогт утверждал, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Такое грубо примитивное сведение психического к физиологическому подверглось справедливой критике в рамках диалектического материализма, который рассматривает сознание как идеальное (нематериальное) отражение реальности. Иными словами, в мысли присутствует не материальный субстрат отображаемого объекта, а лишь его идеальный информационный образ. Но точно также мысль не содержит в себе ничего и от высокомолекулярного нейрофизиологического субстрата, который ее порождает. Итак, мысль будучи нематериальной (идеальной), т.е. не содержащей в себе материальный субстрат мозга, отображает не материальные процессы, происходящие в мозге, а процессы, происходящие вне мозга, вне человека. Сознание характеризуется свойством интенциональности (направленности на отображаемый объект). Идеальный не материальный образ переживается как вынесенный вовне, т.е являясь порождением нейрофизиологического субстрата, отображает не этот субстрат, а материальные внешние объекты, что является необходимым условием для регуляции целеполагающей деятельности.