Глава 1. Бытие и его основные формы.

Проблема бытия в философии.

Бытие является одной из наиболее абстрактных, предельно общих категорий философии. Учение о бытие называется онтологией. Быть - значит существовать, наличествовать. Признак существования присущ не только вещам, но и мыслям, сознанию, духовным явлениям. Категорией, противоположной бытию, является небытие. В древнекитайской философии (в даосизме) понятие небытия является более фундаментальным, первичным, чем бытие. Бытие возникает из небытия. Небытие - как бы резервуар, вместилище, в котором в потенциальном виде (виртуально) содержится возможное разнообразие мира. В западной философской традиции сформировалось иное понимание соотношения бытия и небытия. Если бытие - это нечто, то небытие - ничто. Например, в античной атомистике атомы существуют, а пустота не существует.

Современные представления о бытие отличаются сложностью и разнообразием. Бытие не ограничивается констатацией достаточно простого факта существования «здесь» и «теперь». Человеческий разум, преодолевая ограниченность чувственных констатации относительно существования отдельных вещей, приходит к идее сохранения, пребывания. Отдельные вещи могут исчезнуть, перестать существовать, но это не означает их абсолютного исчезновения и уничтожения, а лишь переход в иную форму существования. Раздвигая пространственно-временные рамки бытия вещей, разум формирует более общую идею о существовании не только «здесь» и «теперь», но и «здесь» и «там», «теперь» и «потом», «теперь» и «раньше». Так формируется идея о достаточно длительном существовании в пространстве и времени мира в целом.

Согласно религиозно-философским концепциям, бытие не сводится к бытию мира, ибо есть еще бытие вне мира, бытие Бога. А мир был, есть и будет, но это бытие имеет начало и конец как во времени, так и в пространстве, ибо само пространство и время возникают вместе с миром. Философы-материалисты, предельно расширяя сферу бытия мира, не оставляют места для бытия вне мира. Бытие мира, с философско-материалистических позиций, означает существование мира «здесь» и «везде», «теперь» и «всегда».

В рамках диалектико-материалистической концепции бытия, отрицающей существование божественной реальности, наряду с существованием объективной реальности - материи, существующей независимо от человеческого сознания, признается существование реальности субъективной - сознания. Причем эта субъективная реальность может существовать как в формах индивидуального сознания, так и в объективированных формах общественного сознания. Можно говорить о существовании как актуальном, так и потенциальном (существует реальная возможность, существует потенциальная опасность и т.п.).

Можно по-разному классифицировать формы бытия. Можно говорить о бытие вещей (в том числе и созданных человеком), бытии духовном, бытии человека, бытии социальном. А можно говорить о бытии неорганической природы, органической, бытии общества. Одним словом, возможны разные классификации, что отражает сложность проблемы бытия.

Философский анализ бытия конкретных вещей и бытия мира приводит к идее субстанции. Конкретные вещи изменчивы, преходящи, возникают и исчезают. Философская мысль еще в древности поставила вопрос о существовании непреходящей, пребывающей, сохраняющейся первоосновы всего существующего многообразия вещей, из которой возникают и в которую возвращаются конкретные многообразные вещи. Это первооснова получила название субстанции. Субстанция характеризуется самодостаточностью, необусловленностью ничем другим. Субстанция -причина самой себя (Спиноза).

Философские учения, которые в качестве основы берут одну субстанцию, получили названия монистических, две - дуалистических, три и более - плюралистических. Если в основу кладется духовная субстанция (все остальное выступает как ее проявление, порождение и т.п.), то это идеалистический монизм, например, гегелевская философия. Если за основу берется материальная субстанция (материя), то это - материалистический монизм. Пример - диалектический материализм Маркса - Энгельса -Ленина.

Материя и ее атрибуты.

В диалектическом материализме категория материи играет важнейшую роль. Материя рассматривается как все многообразие конкретных материальных образований и в то же время как сохраняющаяся основа (субстанция) всех конкретных существований. Материя существует не в отрыве от конкретных вещей, не вне и наряду с ними, а в них и через них. Поэтому попытки видеть, осязать материю как таковую подобны попыткам наряду, скажем, с конкретными плодами осязать, видеть «плод вообще».

В определении материи, которое дается в диалектическом материализме, выделены два ее свойства: быть объективной реальностью, т.е. существовать независимо от человеческого сознания и способность отражаться человеческим сознанием. Определение материи не исчерпывает содержание понятия материи, в котором материи приписывается ряд атрибутивных свойств, т.е. свойств, неразрывно связанных с материей. К числу последних относят структурность, неисчерпаемость, способность к самодвижению, несотворимость, бесконечность, пространство и время и др. Среди них есть признаки явно постулативного характера: несотворимость, неисчерпаемость, бесконечность, самодвижение, т.е. признаки, которые принимаются на веру в рамках диалектико-материалистического мировоззрения, ибо не могут быть доказаны ни практическим путем, ни логическими процедурами.

В рамках диалектического материализма, движение рассматривается как способ существования материи. Движение понимается как всякое изменение. Движение представляет собой противоречивое единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности и т.п. Наличие в движении моментов относительной устойчивости, прерывности дает возможность материи «развернуться» во многообразии своих структурных уровней (от микрочастиц до Метагалактики).

Пространство и время рассматриваются как формы существования материи. Выражение «материя существует в пространстве и времени» не следует понимать так, будто материя «помещена» в пространство и время. Имеется ввиду, что пространство есть некая система отношений материальных объектов, характеризующая рядоположительность, протяженность, сосуществующих объектов, явлений. А время характеризует отношения между явлениями в аспекте порядка их смены, длительности протекания и т.п. Время — это отношения в рамках потенциального осуществимого, становящегося бытия вещей. Пространство - отношения в рамках актуально осуществленного, ставшего, структурно сосуществующего бытия вещей.

Время как характеристика становящегося бытия вещей как бы «переходит» в пространство, в ставшее, развернутое бытие вещей, более «спокойное», хотя и не застывшее. Можно привести аналогию. Стремительно несущаяся горная река, попадая на равнину, «успокаивается» и течет неторопливо, просторно, разворачиваясь на местности. Стремительный поток горной речки подобен стремительному бегу времени, а «успокоенное» (но не застывшее!) течение этой реки в долине, ее развернутость подобны пространственным отношениям, где есть своя динамика, но отличная от динамики становящего бытия (время). Конечно, аналогия с горной речкой весьма и весьма условна.

Пространство и время различаются по некоторым, так называемым, топологическим свойствам, характеризующим, в отличии от метрических свойств (протяженность, длительность, однородность, изотропность), структурные особенности бытия вещей. Пространство трехмерно (по крайней мере в известных нам областях мира), а время одномерно. Пространственные отношения обратимы (в одну и ту же точку пространства можно неоднократно возвращаться). Время же необратимо, ибо нельзя вернуться в прошлое, что связано с необратимо изменяющимся процессом развития во времени.

Пространственно - временные характеристики конкретных объектов и процессов (расстояние, объем, длительность и др.) выражаются конечными величинами. Но что можно сказать о пространственно-временных характеристиках мира в целом? На этот счет существуют различные точки зрения. Диалектический материализм, справедливо считая пространство и время атрибутами материи, постулативно приписывает материи бесконечность в пространстве и вечность во времени. Такие утверждения носят именно постулативный характер, ибо не вытекают ни из практического опыта, ни из каких либо логических процедур. Религиозная точка зрения, также считает пространство и время атрибутивными характеристиками материи, но бесконечность и вечность рассматривает не как свойства пространства и времени, а как атрибуты божественного бытия. Диалектико-материалистический постулат о несотворимости и неуничтожимости материи исходит из понимания вечности как временной характеристики, трактуя вечность как бесконечное (нескончаемое) время. Тогда как в религиозной трактовке время рассматривается как атрибут тварного бытия, а вечность понимается не как бесконечное время, а как принципиально иной модус бытия (божественного), для которого время, каким бы продолжительным оно не было, не более чем точка. В вечности нет различия «до», «после», «прошлое», «настоящее», «будущее» (это характеристики времени). Вечность есть актуальная полнота трансцендентного (вне мира) бытия, в котором прошлое, будущее, как бы они не были разделены во временном плане, актуально как бы «совмещены», преодолены. Вечность и есть преодоление времени, «обладание» временем. Иными словами, в вечности, в трансцендентной полноте божественного бытия, время «свернуто» в точку. Но эта точка в бытии мира разворачивается миллионами и миллиардами лет, которые для Бога не более чем «мгновения» Его бытия. Такова в общих чертах концепция теизма, касающаяся различия времени и вечности и основанная на вере в трансцендентное существование Бога. Диалектико-материалистическая концепция основана на вере в материю (в ее несотворимость, бесконечность и т.п.).


Наши рекомендации