Западноевропейская философия XVII- XVIII вв.
Семнадцатый век - это начало становления капитализма, что определенным образом изменило не только социально - экономическую, но и духовную атмосферу Западной Европы, выдвинув на первый план новые потребности и интересы. Резко возрастает интерес к изучению природы, возникает экспериментально- математическое естествознание. Возросший ■ интерес к природе, появление естествознания были обусловлены тем, что, как отмечал К.Маркс, буржуазии нужна была не схоластическая наука, оторванная от реальных потребностей производства, а наука, которая бы исследовала реальные, естественные свойства и отношения природных тел и процессов. На смену ученому книжному знанию, приходит научное исследование, основанное на экспериментальном изучении природы.
Новые идеалы формируются в ожесточенной борьбе со схоластической традицией. Борьбу со схоластическими принципами и установками, мешавшими опытному естествознанию, вели выдающиеся естествоиспытатели и философы XVII в. (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).
Г.Галилей стоял у истоков механической картины мира, которая формировалась вместе с развитием экспериментального естествознания. Галилею принадлежит знаменитый тезис о том, что книга природы написана языком математики. Опираясь на идеи Коперника, Бруно, Галилей идет дальше, формируя механический взгляд на природу. У Бруно природа как самостоятельная, законосообразная стихия ещё понимается в своей многокачественности, "многоцветий", с элементами магической таинственности. Галилей "обесцвечивает" природу, сводит качественные различия к количественным. Он исходит из установки о принципиальной простоте устройства природы, считая, что природа подчиняется простым количественным закономерностям. Но эти закономерности хоть и просты, но не видны, скрыты за поверхностью явлений. Эксперимент призван как раз вскрыть эти закономерности, а математика должна выразить их в количественной форме. Количественные отношения, закономерности природы адекватно выражаются на языке математики (науки о количественных отношениях). Отсюда понятен смысл метафорического выражения, что книга природы написана языком математики.
Английский философ - материалист Ф.Бэкон (1561-1626гг.) также отстаивал идеалы опытного естествознания. Отвечая на запросы новой эпохи, Бэкон считал, что цель научного познания - изучение причинных связей природных явлений ради использования полученных знаний на благо людей и увеличения власти человека над природой. Он разрабатывал индуктивный метод. Будучи материалистом, Бэкон не был атеистом, что вообще характерно для XVII века, когда наука еще не полностью освободилась от влияния религии. Деизм и был такой компромиссный формой религиозного мировоззрения, дающей возможность науке заниматься изучением законов природы. Согласно такому взгляду, Бог является Творцом мира, но "освобождается" от функций Вседержителя и Промыслителя, участвующего в судьбах мира. Деисты считали, что Бог, создав мир, причем законосообразный мир, больше не вмешивается в ход событий и не нарушает установленных им закономерностей (что было характерно для средневекового религиозного мировоззрения) допускавшего постоянные вмешательства Бога в дела мира). Таким образом, освобождалось поле деятельности для науки (изучать созданный законосообразный мир).
Верный духу своего времени, Бэкон придерживался концепции двойственной истины. Знание, считал он, подобно воде имеет два источника. Оно подобно воде может иметь как небесный источник (истины Откровения), так и земной (криницы), т.е. добывается с помощью опытной науки и философии. Последняя должна обосновать метод познания природы. Будучи сторонником эмпиризма, как и его соотечественник Дж.Локк, Бэкон разрабатывал индуктивный метод как альтернативу схоластическим дедуктивным построением.
Другой представитель новоевропейской философии Р.Декарт (1596-1650 гг) был рационалистом и разрабатывал дедуктивный метод. Это и не удивительно, если учесть, что Декарт был выдающимся физиком и математиком, привыкшим к строгим дедуктивным рассуждениям, ценившим строгость дедуктивных ходов мысли. Представителем рационализма был и немецкий философ и математик Г.Лейбниц, который в своей монадологии (учении о монадах), с позиции плюрализма решал проблему субстанции и внес большой вклад в становление математического анализа.
В представлениях о субстанции в XVII веке философы не единодушны. Декарт стоял на позиции дуализма, признавая наличие двух субстанций: телесной и духовной. Лейбниц развивал учение о множестве самостоятельных субстанций (монад). Б.Спиноза стоял на позициях монизма (от слова моно - один), считая, что субстанция одна, но у нее есть множество атрибутов (неотъемлемых свойств), из которых нам известны только два -протяжение и мышление.
В XVII в. формируется так называемый метафизический (антидиалектический) стиль мышления, т.е. привычка, закрепившаяся в установке рассматривать вещи вне их внутренней органической взаимосвязи и развития. Это было обусловленно тем, что в процессе опытного исследования природы последнюю приходилась расчленять, "анатомировать". В результате разрывались связи, происходила фрагментаризация исследуемых частей, которые как бы застывали в руках исследователя. Благодаря этому удалось накопить массу конкретного эмпирического материала, заплатив за это представлением о диалектической взаимосвязи и развитии в природе. Лишь в середине XIX века вновь возникла потребность в диалектическом взгляде на природу, когда естествознание перешло из эмпирической стадии в теоретическую и возникла потребность в воссоздании диалектической картины природы.
Восемнадцатый век вошел в историю как эпоха Просвещения. На знамени этой эпохи были написаны лозунги: разум, наука, прогресс. Эти лозунги отражали умонастроения крепнущего класса буржуазии, ее стремление занять не только господствующее экономическое, но и политическое положение в обществе. Рационалистическая убежденность в безграничных возможностях человеческого разума являлось выражением оптимистических настроений и ожиданий эпохи Просвещения. Научное знание, бывшее ранее достижением довольно узкого круга ученых, распространяется теперь вширь, далеко выходя за пределы университетов и лабораторий. Просвещающая сила разума, научного знания рассматривается как залог решения имеющихся социально-экономических и политических проблем. Формируется идея общественно-исторического прогресса, согласно которой лучшие состояния человеческого общества достижимы и они проецируются не в прошлое, а в будущее. Представления о возможности переустройства мира на началах разума, справедливости, равенства владеют умами английских и французских просветителей.
В работах англичанина Дж.Локка не только разрабатывается эмпирическая теория познания, но формулируются принципы теории естественного права, общественно-правовой идеал эпохи Просвещения. К естественным, неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат права: на жизнь, свободу, собственность. Люди на основе общественного договора делегируют государству часть своих прав. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить защиту жизни граждан, гарантировать неприкосновенность собственности, индивидуальную свободу и юридическое равенство граждан.
Эти идеи получили поддержку и дальнейшее развитие во Франции и в Германии, где эстафету приняла целая плеяда просветителей; Руссо, Вольтер, Дидро, Гольбах, Ламетри, Лессинг, Гердер, Кондильяк. Французские просветители, стоявшие на материалистических позициях, являлись не только материалистами, но и атеистами. Выступая предвестниками и идеологами французской буржуазной революции, они боролись не только против феодального дворянства, но и против церкви, которая его поддерживала.
Поскольку XVIII век был веком триумфальных успехов механики, укоренения механической картины мира и метафизического стиля мышления, поэтому материализм французских просветителей был механистическим и метафизическим. Эти недостатки французской материалистической философии были во многом преодолены (хотя и на идеалистической почве) в немецкой классической философии, которая связана, прежде всего с именами И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха.