Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм
1. Диалектика возможности и действительности. Реальная и абстрактная возможности.
2. Связь необходимости и случайности в развитии.
3. Причинность и непричинные детерминанты развития.
4. Детерминизм как тенденция относительной необходимости в развитии.
Литература:
- Введение в философию. Учебник для вузов. ч.2. М., 1989, Гл.7 (4);
- Алексеев П.В, Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2000.
- Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. СПб. 2001.
- Огородников В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип
научного мировоззрения. М., 1985;
- Огородников В.П. Играет ли бог в кости? СПб., 1991;
- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм
обучения. СПб.: ПГУПС, 2008.
- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные
ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009
Размышляя над действительностью, мы всегда обращаемся к вопросам о возможности и причинах тех или иных событий, необходимом и случайном их характере.
Рассмотрение проблемы детерминированности мира следует начать с выяснения содержания категориальной пары "возможность – действительность". С помощью рекомендованной литературы разберитесь, в чем различие между абстрактной и реальной возможностью, что позволяет количественно различать степени реальности возможного. Подвергните критике метафизические взгляды на возможность, пытающиеся вывести ее из внешних факторов.
Проанализируете метафизические концепции необходимости и случайности, покажите на чем они основываются при рассмотрении объективных процессов. Покажите, почему не может быть ни "чистой" необходимости, ни "чистой" случайности и каковы мировоззренческие и методологические последствия подобных абсолютизаций.
Опираясь на предложенную литературу, покажите в чем принципиальное различие причины и непричинных детерминаций процесса реализации возможности, раскройте содержание категорий "причина", "условие", "повод", "функциональная детерминация".
Раскройте диалектическую концепцию детерминизма, покажите примеры ее использования в научном познании. Определите диалектику связи необходимости и случайности, содержание этих категорий и приведите примеры действия диалектики необходимого и случайного на различных уровнях организации объективной реальности..
Тема № 7 Теория познания
1. Основные концепции познания и его виды.
2. Два уровня познания: чувственный и логический.
3. Теории истины и ее критерии.
Литература:
- Проблемы теории познания: классика и современность: учебное пособие.
СПб.: ПГУПС, 2007.
- Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб.: Питер, 2006.
- Проблемы теории познания: классика и современность. Учебное пособие
СПб, ПГУПС, 2007 г
- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм
обучения. СПб.: ПГУПС, 2008.
- Светлов В.А. История научного метода. – М.: Академический Проект:
Деловая книга, 2008.
- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные
ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009
Раскрывая сущность теории познания необходимо рассмотреть концепции познания, которые формируются на основе различных мировоззренческих позиций. Теория познания на основе материализма (концепция отражения) и идеализма, эмпиризма и рационализма, позитивизма и иррационализма, детерминизма и индетерминизма. Описать и сравнить между собой научную, гуманитарную, обыденную, мифологическую, религиозную, художественную форму познания. Необходимо рассмотреть основные проблемы гносеологии (теория познания): познаваем ли мир, методы и формы познания, дать определение знания (с различных точек зрения), цели познания, смысл познания, объяснение и понимание, субъект и объект познания, роль практики, развитие теории познания в истории философии.
Чувственное познание и его формы: ощущения, восприятие, представление. Формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение. Опишите указанные формы. Сравните чувственное и логическое познание. Определите специфику, особенность каждого из них. Как взаимосвязаны чувственное и логическое познание?
В вопросе об истине необходимо рассмотреть (по возможности) различные теории истины: теория корреспонденции, когеренции, конвенционалистская, инструменталистская, прагматическая и операционалистическая теории истины. Необходимо также привести определение истины; сравнить истину, заблуждение и ложь; перечислить критерии истины; установить взаимосвязь истины и ценности. Практика является критерием истины? Что означает абсолютная и относительная истина? Сравните знание и истину.