Революционно-демократическая философия

Представителями революционно-демократического направления русской философииXIX в. были: Н.Г. Чернышевский; народники – Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев; анархист П. Кропоткин; марксист Г.В. Плеханов.

Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни. Народности ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения, существующего стоя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.

В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

Либеральная философия

Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем является русский философ В.С. Соловьев (1853 – 1900). Основными идеалами его философии были: идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь); идея прогресса – как всеобщей связи поколений; идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, в которой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра; идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии – всеобщей божественной мудрости русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

Русский космизм

Основные представители:

§ Философско-религиозный космизм:

§ Николай Фёдорович Фёдоров

§ Естественнонаучный космизм:

§ Константин Эдуардович Циолковский

§ Александр Леонидович Чижевский

§ Владимир Иванович Вернадский.

Космизм - философское направление, в котором рассматривается определённая соотнесённость между познавательной и созидающей деятельностью человека и человечества с внеземными космическими процессами; подчёркивается влияние внеземных космических факторов на все процессы, происходящие на Земле; и неизбежность выхода человечества в космос, космическая экспансия человечества, или "выход человека за пределы земной колыбели", как писал Циолковский. Знаменитый русский поэт Брюсов в разговоре с Чижевским подчеркнул, что только русский ум мог додуматься до такой грандиозной идеи о заселении человечеством Вселенной.

Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903).

Основной труд:

§ "Философия общего дела". Фёдоров был весьма скромным человеком и при жизни не опубликовал этот двухтомный труд. Он был опубликован после его смерти, вначале первый том, несколько позже второй.


Федоров подверг критике, в частности, Канта за разделения разума на теоретический и практический. В то время как Кант считал, что сущности вещей ("вещи в себе") непознаваемы, Фёдоров считал, что эти сущности вещей непознаваемы для отдельно взятого индивида, но они являются делом познания всего человечества. Идея о воскрешении умерших и бессмертия ныне живущих покоилась, с одной стороны, на религиозном основании, а с другой стороны, включала достаточно заметный естественнонаучный элемент, связанный с естественнонаучной познавательной деятельностью человека.

Воскрешение предков

Центральная идея философии космизма Фёдорова, "общее дело" - это воскрешение умерших и бессмертие живущих.

Воскрешение предков необходимо, поскольку именно им мы обязаны всеми культурными достижениями, которые мы имеем, они создали эти достижения, на которых основаны наша культура и цивилизация. Поэтому они вполне достойны воскрешения. Более того, это не просто естественнонаучный проект, это также и нравственный проект. Само бессмертие ныне живущих невозможно без воскрешения умерших, т.к. нужно познать сущность смерти. Воскрешения начнутся с только что умерших, затем будут воскрешены недавно умершие, затем более отдаленные поколения и, наконец, праотцы, по мере накопления знаний. Фёдоров также утверждает, что этот процесс воскрешения умерших и бессмертия живущих также и божественный процесс. Он увязывает это с религией, в частности, с христианством.

Фёдоров весьма специфически трактует христианскую религию. В христианстве есть тезис "Возлюби ближнего своего", т.е. живого (человека). Фёдоров считает, что этот принцип невозможен без другого принципа - "Возлюби предков своих". Т.е. в полном объеме первый принцип не может реализовываться без второго. Более того, сам процесс воскрешения - это, по сути, культ предков его религии, но с христианским элементом.


Причиной распадения людей на разные социальные группы то, что одни занимаются производством идей, а другие заняты в непосредственно материальном производстве. Тем самым люди делятся на ученых и неученых. Фёдоров считает, что нужно преодолеть разницу между учеными и неучеными, и общим делом объединенного человечества будет познавательная деятельность. Делом познания должны будут заниматься все люди в большей или меньшей степени, т.е. будут организовываться соответствующие научно-исследовательские коллективы и учреждения. Он считал это одним из средств преодоления социальных антагонизм между различными сословиями, и само это общее дело преодолеет разрыв между учеными и неучеными и между различными социальными слоями.

Наука, искусство и религия

Он также считает, что это воскрешение невозможно без всеединства (того всеединства, о котором писал Соловьев - синтетического единства науки, искусства и религии. Более того, он также считает необходимым построить своего рода музей, храм в Москве, с одной стороны, храм Софии (премудрости) и, с другой стороны, храм Артемиды. Они будут олицетворять единство науки и искусства с одной стороны и всесвященного знания и религии с другой.

Он также весьма специфично трактует божественную троицу. Бог-отец призывает людей познавать природу и управлять ей, регулировать ее. Бог-сын призывает сынов человеческих познать в себе сынов умерших отцов. Бог-святой дух призывает дочерей человеческих на первое место ставить не материнский и супружеский долг, а дочерний долг, т.е. они должны познать себя как дочерей умерших отцов. Без подобной веры в троицу истинное воскрешение предков невозможно.

Бог-отец в интерпретации Фёдорова призывает к познанию и управлению природой. Согласно Фёдорову, нас окружают различные природные стихии, которые враждебны по отношению к нам. Задача человека - изучить эти природные стихии и поставить их на службу себе, т.е. одна из ведущих задач общего дела по воскрешению умерших и бессмертию ныне живущих - это регуляция природы. Причем регуляция природы начнется с земных процессов, в первую очередь - с метеорологических процессов, с климата. В конце XIX в. американцы начали использовать артиллерийские орудия, чтобы вызывать осадки. Далее это регуляция распространиться на другие природные стихии на Земле, а дальше человек не остановится в регуляции природы на Земле. Эта регулирующая деятельность неизбежно будет распространена и на внеземные объекты, т.е. человек будет заниматься регуляцией процессов вселенной. Неизбежна экспансия человечества, расселение человечества по иным, внеземным мирам. Более того, сама вселенная становится одухотворенной и населена разумными существами (людьми). Претерпят значительные изменения научные области, которыми человек занимается. По его мнению, неизбежно появятся небесная механика, небесная физика, космобиология, космозоология и т.д.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935).

Основные труды:

§ "Воля Вселенной",

§ "Разум и воля",

§ "Грёзы о Земле и Небе",

§ "Исследование мировых пространств реактивными приборами",

§ "Цели звездоплавания".

Если Фёдоров возвестил идею бессмертия человечества, не только ныне живущего, но и всех предшествующих поколений, то Циолковский выдвинул идею космического взгляда на вещи. Он писал, что "постарается последовательно произвести космический взгляд на все вещи".

Он не получил фундаментального образования, а потому его взгляды поначалу были достаточно эклектичны. С одной стороны ему был свойственен реализм (тогда имелось в виду материалистическое мировоззрение), а с другой стороны, по его мнению, существует судьба, которая управляет жизнью человека. Конечной причиной всего является внеземная, внематериальная причина, а именно бог. Однако в начале 1920-х годов он уже отказывается признавать в качестве первопричины бога, более того, впоследствии он пишет, что вера в бога не совместима с наукой. Таким образом, Циолковский переходит на материалистические и атеистические позиции. Он писал, что нет ни одного места во Вселенной, где не было бы пространства, времени и материи, которые при этом являются бесконечными, непрерывными и вечными. Циолковский пытался также найти некий материальный элемент, из которого состоит всё во Вселенной. Этот элемент он нашёл в атоме, но изначально наделил его чувствительностью и назвал "чувствующим атомом". То есть Циолковский одновременно является и материалистом, и панпсихистом (сторонником мнения, что чувствительность присуща всему во Вселенной).

С этим связана космическая этика Циолковского. Так как все объекты во Вселенной обмениваются чувствующими атомами, то они должны заботиться о мировом целом. Добром Циолковский считал усложнение во Вселенной, поскольку, по его мнению, наиболее благое состояние для чувствующего атома - находиться в системах более сложной организации. Циолковский также утверждал, что всё во Вселенной пронизано силами жизни и разума, и даже существует внеземной разум. Эти внеземные разумные существа всему во Вселенной дали положительный эволюционный ход. Землю же они оставили в качестве заповедника, где всем живым организмам была предоставлена возможность развиваться естественным путём.

Циолковский известен также как вестник новой, космической эры человечества. В своей работе "Исследование мировых пространств реактивными приборами" он на основе классической механики создал теорию реактивного движения, а также выдвинул проект ракеты на жидком топливе с определёнными органами управления, показал неизбежность выхода человека в космос и исследования там различных объектов.

В работе "Цели звёздоплавания" Циолковский также поднял проблему бессмертия всего человечества. Он считал, что бессмертие неразрывно связано с космической экспансией и созданием ракет, то есть техническим развитием, а также лучшей социальной организацией людей.

Александр Леонидович Чижевский (1897-1964).

Основные труды:

§ "Земное эхо солнечных бурь",

§ "Физические факторы исторического процесса".

Чижевский, в отличие от всех других учёных и философов, пытался выявить физические факторы социальных процессов, все остальные до него пытались выявить экономические, политические и идеологические факты.

Чижевский показал, что все процессы на нашей Земле (даже социальные и человеческая история) связаны с процессами, которые происходят в космосе. В основном с ритмическими процессами в космосе, а именно с пятнообразующей деятельностью Солнца, то есть периодами солнечной активности. Эти периоды могут длиться от 7 до 16 лет, но в среднем - 11. Выделяются следующие фазы: минимум, подъём, максимум и спад солнечной активности. Чижевский попытался увязать эту пятнообразовательную деятельность Солнца с процессами, происходящими в человеческой истории.

Он поднял все письменные источники человечества на тот период времени, и выявил закономерность, что период минимума солнечной активности благоприятно сказывается на развитии науки и искусства, период подъёма связан с выдвижением различных политических деятелей и основанием ими различных политическими движений, период максимума связан с различными социальными катаклизмами: войнами, переселениями народов, революциями.

Примеры из истории Франции 19 века:

1830-1848 гг., 1871 г - Революции и Парижская коммуна совпадают с пиками солнечной активности

Примеры из истории 20 века:

1906 г. - революция 1905-1907 гг

1917 г. - революция, а также 1-я мировая и гражданская войны

1928 г. - захватническая деятельность фашистских Японии и Италии

1939 г. - начало 2-й мировой войны

1989 г. - бархатные революции в Восточной Европе

2000 г. - война в Чечне, война в Югославии.

Пик максимума солнечной активности приводит к различным заболеваниям человечества, эпидемии чумы и психологических болезней (виттовых плясок) совпадают с пиками солнечной активности. Максимумы солнечной активности совпадают с максимумами численности крыс, то есть космические ритмы влияют на весь биологический мир, а не только на человечество.

Солнечная активность влияет на электромагнитное поле Земли, которое влияет на физиологию, а затем и на психологию человека. То есть в эти периоды человек теряет часть своей способности адекватно отвечать на раздражители.

При этом Чижевский вовсе не говорит, что если есть максимум солнечной активности, то обязательно произойдёт какой-либо социальный катаклизм, для этого должны существовать также определённые социальные, экономические и политические предпосылки. Более того, Чижевский говорит, что вероятно не только периоды солнечной активности влияют на процессы истории человечества, но нужно обращать внимание и на ритмы всей Вселенной.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).

Основные труды:

§ "Биосфера",

§ "Живое вещество и биосфера",

§ "Размышления натуралиста",

§ "Научная мысль как планетное явление".

Вернадскому принадлежит создание учения о биосфере и ноосфере. Сам термин "биосфера" впервые ввёл Зюсс. По Вернадскому биосфера - это сфера жизни, плёнка жизни, которая окружает земную поверхность. Биосфера состоит из живого и косного вещества. Живое вещество - это совокупность всех живых организмов, существующих в данный момент. Косное вещество - это среда обитания этого живого вещества, то есть оно простирается от глубин океанов до высших слоёв атмосферы.

Космизм Вернадского состоит в том, что Земля с космосом связана через биосферу, через неё осуществляется обмен веществом, энергией и информацией. Вернадский говорит, что нынешнее состояние биосферы - не конечное. Неизбежно научная мысль охватит всю планету (труд "Научная мысль как планетное явление") и человечество перейдёт в новое качество, а биосфера при этом перейдёт в ноосферу ("сфера разума", термин ввел Леруа).

Ноосфера - высшая стадия биосферы, когда человечество научно организует свою деятельность с целью гармонизации отношений между обществом и природой. Т.е. это не сфера мирового разума, не информационная сфера, не сфера какого-то знания, которое окружает Землю, что ошибочно приписывают Вернадскому некоторые "экстрасенсы".

По Вернадскому, существуют следующие необходимые условия становления ноосферы:

§ охват Человека научной мыслью (это ещё не выполнено, мешают религиозные предрассудки)

§ заселение всей поверхности Земли (выполнено - арктические станции есть)

§ резкое развитие связи между странами (выполнено - ООН, ЮНЕСКО и др. организации)

§ резкое преобразование средств связи (выполнено - спутниковая связь, интернет)

§ расширение биосферы и выход человека в космос (минимальное выполнение - МКС)

§ разработка новых источников энергии (выполняется - атомные электростанции)

§ равенство людей всех религий и всех рас (не выполняется)

§ ликвидация давления политических и религиозных организаций на научную мысль (выполнено не до конца)

§ расширение роли масс для принятия решений (выполняется)

§ ликвидация бедности, нищеты и пандемий (не выполнено)

§ разумное преобразование природы Земли (не может идти речи сейчас: вырубаются леса на Дальнем Востоке и в бассейне Амазонки и пр.)

§ ликвидация войн из жизни общества (не выполняется)

§ преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами в ноосфере

11)Философская картина мира.Философское понятие о материи: сущность и структура.

Философские картины мираочень разнообразны, однако все они строятся вокруг отношения «мир-человек». На этом строятся две ведущие линии в философском знании: объективистская и субъективистская. Объективистские концепции независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру как объективной реальности, которая не зависит от сознания человека. Истина для всех едина; человек относится к миру духовно-практически, он познает и преобразует мир. Субъективистские концепции рассматривают мир с индивидуальной точки зрения. Вся действительность преломляется через индивида, зависит от него. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая все что пожелает, и отвечает только перед самим собой.
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие – это самое широкое и самое абстрактное понятие. Прежде всего термин «быть» означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку. Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Всё многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.
На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.
Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат (от лат. substratum – буквально, подстилка) – это то, из чего все сделано. Понятие «субстрат», по сути дела, тождественно понятию «материя», в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско - аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. «Субстанция» (от лат. substatia – сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явления и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, исходя из какого-то одного начала (воды, огня, атомов, материи, идей, духа и т.д.). Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо равноценные два начала.
В истории философии преобладает монистический подход. Наиболее ярко дуалистическая тенденция обнаруживалась лишь в философских системах Р. Декарта и И. Канта. В соответствии с решением основного мировоззренческого вопроса в истории философии существовали две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной и светской разновидности и материалистический монизм – также в разнообразных видах. Идеалистически монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона и Аристотеля. Числа, идеи, формы и другие идеальные начала выступают в нем в качестве субстратов мироздания. Свое наивысшее развитие идеалистический монизм получает в системе Гегеля. У Гегеля первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена на уровень субстанции.

Понятие материи является одним из фундаментальных философских понятий, прошедших эволюцию с тремя основными этапами:

- первый этап (с античности до 17 века) представлял материю как некий вещественный субстрат, некую вещь, строительный материал, из ко­торого построен весь мир. Подобное представление о материи было харак­терно для стихийного материализма, который всё качественное многообра­зие существующих вещей свёл к понятию единой основы мира - первомате­рии.

В качестве такой первоматерии у Фалеса выступала вода, у Анакси­мена воздух, у Анаксимандра апейрон, у Гераклита огонь. Однако, чуть позже, Демокрит выдвинул идею атомарного строения мира, посчитав, что одного определённого вещества недостаточно, чтобы объяснить качествен­ное многообразие всего существующего.Аристотель под материей понимал некую физическую субстанцию, которая лежит в основе любой вещи. Она бесконечно делима и по сути выступает лишь возможностью (потенцией) любого образования, которое может быть превращено в нечто действительное лишь при соединении материи с формой (с сущностью вещи). У человека, например, материей выступает его тело, а формой душа;

- второй этап (XVII — сер.XIX века) характеризовался влиянием естественнонаучных знаний на представление о материи. Развитие математи­ки и механики способствовало тому, что материя отождествлялась с ве­ществом (атомами), которому приписывались такие свойства как протяжён­ность в пространстве, движение, воздействие на органы чувств, вес, масса.

На основе механистического понимания материи природа и общество представлялись в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы, источником движения которых выступает некая внешняя сила (первотолчок). Недостатком подобного взгляда на мир, именуемого в философии механистическим материализмом, являлась неспособность объяс­нить особенности развития общественных и духовных процессов, понять процесс развития материи до возникновения сознания;

- третий этап (сер.XIX века) разрушил представление о материи как о веществе, поскольку открытие поля в естествознании привело к выводу о том, что возможно существование некоей самостоятельной физической реальности, которая способна существовать и распространяться в прост­ранстве независимо от вещественного объекта, а также расшатало предс­тавления классической механики о неизменности массы тела и т.д.

Кризис в физике привёл к новому пониманию связи материи, движе­ния, пространства и времени и возникновению диалектического материа­лизма, давшего новое универсальное определение понятию материи. Такое определение было дано В.И.Лениным в работе "Материализм и эмпириокри­тицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объектив­ной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копиру­ется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя незави­симо от них". Отсюда вытекают следующие свойства материи:

а) объективность, т.е. существование независимо от нашего созна­ния (признаётся первичность материи по отношению к сознанию);

б) неисчерпаемость, т.е. способность существовать в многообразии конкретных объектов (поскольку человек постоянно открывает новые свойства природных тел и процессов, а также производит бесконечное множество не существующих в природе вещей);

в) познаваемость (это свойство материи означает согласование меж­ду собой законов мышления и законов объективного мира, поскольку мыш­ление является продуктом объективной реальности (мозга));

г) несотворимость и неуничтожимость;

Отсюда следует, что материя как объективная реальность существует не как некий материал, из которого строятся все конкретные вещи, а от­ражает бесчисленное множество вещей, их свойств и отношений, что пред­полагает существование многообразных видов материи, которые в совре­менной науке трактуются как уровни её структурной организации.

Строение материи. Можно говорить о строении материи на уровне неживой и живой природы. Неживая природа состоит из: - элементарных частиц (протонов, нейтронов и т.д.) и вакуума (особое состояние материи, где происходит непрерывное появление и ис­чезновение элементарных частиц); - атомов (строятся из элементарных частиц); в свою очередь, эле­ментарные частицы, ядра атомов и ионы образуют плазму, из которой сос­тоят звёзды, в недрах которых протекают ядерные реакции; - молекул (формируются в результате взаимодействия атомов); - макротел (формируются в результате взаимодействия молекул, об­разуя жидкие, твёрдые и газообразные тела); - планет (особого типа макротел, состоящих из ядра, литосферы, иногда атмосферы и гидросферы); - планетных систем (планеты и звёзды); - галактик (планетные системы, межзвёздная пыль и газ); - систем галактик (скопление галактик разных типов); - метагалактики (система взаимодействующих скоплений галактик, удаляющихся друг от друга с большими скоростями);

Живая природа состоит из двух полууровней: биологического и социального. Биологический включает в себя: - доклеточный уровень (белки и нуклеиновые кислоты); - клетки и одноклеточные организмы; - многоклеточные организмы (растения и животные); - надорганизменные структуры (виды, популяции, биоценозы, биосфе­ра);

Социальный уровень (возникает на определённом этапе развития ма­терии и является особой популяцией живых существ, благодаря труду пе­реходящей с биологического уровня существования на социальный).

Материя обладает многочисленными свойствами, но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называют­ся атрибутами, важнейшим из которых является движение.

Наши рекомендации