Философия политики. Политическая организация общества в исторической динамике

Философия политики – исследовательская область философии, анализирующая наиболее общие основания, границы и возможности политики, ее цели и идеалы, взаимодействие политики и морали, специфические проявления в разных сферах культуры, а также методологические аспекты политического знания.

Политическая организация общества сложилась на определенном этапе его развития. По мере усложнения общественной жизни из сферы материального труда стал выделяться труд умственный. Уже у первобытных людей существовали общие интересы, защита которых возлагалась на отдельных лиц, хотя и под контролем всего общества. Раньше эти общественные функции выполняли старейшины, военачальники.

С возникновением частной собственности и классов положение меняется. С этого времени взаимоотношения в обществе не ограничиваются отношениями между отдельными индивидами и между индивидом и обществом. Они дополняются политическими отношениями между классами, которые отражают их экономическое положение. Возникает политика.

Политика– слово греческое и означает искусство управлять страной. Это деятельность общественных классов, партий, группировок, направленная на осуществление их интересов и целей.

Старые «учреждения», существовавшие в родовой общине, были не в состоянии регулировать эти новые политические отношения. Необходима была иная совокупность организаций и учреждений, регулирующих жизнь общества, а именно, политическая организация общества.

Политическая организация общества представляет собой систему учреждений, выражающих и защищающих интересы классов и наций данного общества. В нее входят государство, политические партии, с помощью которых осуществляется управление страной.

В соответствии с основным классовым делением политическая организация общества расколота на две части: одна часть – система организаций и учреждений, обладающих властью, другая- оппозиционные организации.

58.Религия, мораль, искусство.Духовная жизньобщества воплощает в себе совокупность сформулированных в культуре ценностных форм сознания и социально обусловленных видов творческой деятельности по их производству, освоению и применению. В отличие от материальной культуры, связанной с производством и осво­ением предметов и явлений материального мира, духовная культура включает в себя многообразие продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера (нравы, обычаи, систему ценностей, норм, идеалов и т.п.). Важнейшими формами общественного сознания и духовного освоения реальности, нормативной регуляции человеческого поведения являются религия, мораль, искусство, политика, право, наука в их взаи­модействии с философией. Историческое взаимодействие между религией и филосо­фией всегда является конкретным, выраженным в учении философа или философской школы, соединяющимся с оп­ределенной религиозной традицией. Интерес философов к религии обусловлен существенной ролью последней в ми­ровосприятии и самоопределении человека. Религиозная традиция — один из важных факторов формирования миро­воззрения и ценностных ориентации. Она духовно настав­ляет человека, предлагает глубокую интерпретацию бытия, придает сакральное измерение социальному пространству. Философия религии — специальный раздел в фундамен­тальных философских системах, изучающий историю и специфику религиозных верований, традиций, языка и ис­следующий представления о Боге как бесконечной, вечной, несотворенной совершенной Личности, трансцендентной по отношению ко всему сущему и одновременно сохраня­ющей действенное присутствие в мире, природу и функции религии, отношение Бога и человека. Основными направ­лениями философии религии являются: философское рели­гиоведение, направленное на философское исследование религиозных верований, специфики религиозного языка, опыта, традиций, истории религии и свободомыслия; фи лософская теология, выполняющая функции обоснования учения о Боге, его природе, отношении к человеку.Философия морали — философское направление, иссле­дующее мораль как один из основных способов норматив­ной регуляции действий человека в обществе. В рамках философии морали анализируются такие проблемы, как генезис и динамика норм морали, специфика нормативной регуляции в различных культурах, принципы, функции и императивы нравственности, статус моральных ценностей в отдельных сферах культуры — науке, искусстве, религии, политике, экономике, праве. Философское же учение о мо­рали и нравственности называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других феноменов культуры (наука, политика, право, экономика, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изу­чает происхождение и историческое развитие нравствен­ности, обосновывает различные ее системы. Искусство как форма человекотворчества постигается в рамках философии искусства. Искусство — специфический род практически-духовной, творческой деятельности, на­правленный на создание художественных произведений и эс­тетически-выразительных форм живописи, музыки, театра, литературы (РОШ318), с одной стороны, и вместе с тем- это мастерство, умение, ремесло, ловкость — сделанность, за­вершенность произведения, его выраженность (ТЕСЬШЕ). Искусство, порождая мир художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир - худо­жественную культуру, мир, отличный от эмпирической действительности, обладающий собственной, имманент­ной природой. Философия искусства исследует проблемы экзистенциального присутствия человека в искусстве через призму его ценностей, идеалов, сотворенных им художест­венных произведений, а также выявляет гносеологическую направленность искусства как специфического процесса поиска истины, возможностей ее постижения художествен­но-эстетическими средствами, описывает механизмы взаи­модействия многообразных видов искусства друг с другом и с различными феноменами культуры - наукой, моралью, политикой и т.д.





61.Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы.

К проблеме периодизации исторического процесса существуют 2 основных подхода.1-ЫЙ: стадиально-поступательный(линейный)-заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определённые стадии в истории человечества.2-ОЙ подход,который обычно назыв. цивилизационный , исходит из того,что в чел.истории выделяется несколько самостоятельных образований,цивилизаций,каждая из которых имеет свою собственную,совершенно самостоятельную историю.

В рамках 1-ого подхода выделяют несколько классификаций исторического развития,например,подразделение истории на пастушеский,землевладельческий и торгово-промышленный периоды(Тюрго,Смит). Также выделены в чел.истории 5 всемирно-истор.эпох: античная(8-5в.),средневековая(4-14вв.),возрождение(14-16),новая (к.15-1917г),новейшая(1917-наши дни).Более общепринято стало деление истории на 3 поступательные группы:древность,среднее века,Новое время.

В марксистской концепции периодизация даётся через смену общ-эк.формаций

Совр.стадия соц.периодизации принято называть этапом постиндустриального общества(Белл,Тоффлер).Выделяют 3 стадии:1)Традиционнго (аграрного)общества, 2)индустриального(промышленного) общ, 3)постиндустр.(информацинного)общ.

Цивилизационный подход исходит из того,что в чел.истории выделяют несколько самостоятельных образований,цивилизаций,каждая из который имеет свою собственную,совершенно самостоятельную историю.(Вебер,Ясперс-концепция многолинейного развития)

Цивилизация-устойчивое,культ-истор. сообщество людей,кот отличается общностью духовно-правовых ценностей и культурных традиций,сходством особенностей образа жизни и типа личности,наличием общих этнических признаков в соответствующих географ.рамках. Но для того,чтобы дать полную оценку историческому развитию необходимо воспользоваться интегральным подходом.Он учитывает поступ-стадиальный прогрессивный характер развития истории,её разв. во времени,хронологию,уникальность отдельных цивилизаций,разв. чел.общества во всём многообразии его характеристик

64.Глобальные проблемы. Одним из глобальных проблем человечества стала проблема экологии. Уже в 19 в. американский ученый Марш, проанализировав многообразные формы разрушения человеком природного равновесия, сформулировал программу охраны природы. Французские географы разработали концепцию географию человека, предмет которой - изучение группы явлений, происходящих на планете и причастных к деятельности человека. Развитие геохимии и биогеохимии выявило превращение производственной деятельности человечества в могучий геохимический фактор, что послужило основанием для выделения новой геологической эры - антропогенной ( русский геолог Павлов ) или психозойской (американец Шухерт). Учение Вернадского о биосфере и ноосфере связано с новым взглядом на геологические последствия социальной деятельности человечества. Экологическое мышление находит свое выражение в различных выдвигаемых вариантах переориентации технологии и производства. Одни из них связаны с настроениями экологического пессимизма, с токи зрения которых первопричиной экологического кризиса является сам по себе НТП, считающих необходимым резко ограничить либо вообще приостановить технико- экономическое развитие. В других вариантах в противовес этой пессимистической оценке будущего человечества и перспектив природопользования выдвигаются проекты радикальной перестройки технологии, избавления ее от просчетов, приведших к загрязнению окружающей среды, создания новых технически средств и технических процессов (транспортировка, энергетика), приемлемых с экологической точки зрения. Принципы соц. экологии находят свое выражение и в экологической экономике, которая принимает в расчет расходы не только на освоение, но и на охрану и восстановление экосферы, подчеркивает важность не только критериев и прибыльности и производительности, но и экологически обоснованности технических нововведений, экологического контроля над планированием промышленности и природопользования. Развитие соц. экологии послужило мощным импульсом выдвижения перед человеком новых ценностей - сохранения экосистем, отношения к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения к живому и т.д. Тенденции к экологической переориентации этики обнаруживается в различных этических концепциях: - учение А. Швейцера о благоговейном отношении к жизни, - этика природы американского эколога Леопольда, - космическая этика Циолковского, - этика любви к жизни, разработанная советским биологом Филатовым и др. Проблемы соц. экологии принято относить к наиболее острым и неотложным в числе глобальных проблем современности, от решения которых зависят возможности выживания как самого человека, так и всего живого на земле. Необходимым условием их решения является признание приоритета общечеловеческих ценностей, утверждаемое новым мышлением, как основы широкого международного сотрудничества различных соц., политических, национальных, классовых и др. Сил в преодолении технических, экологических опасностей, которыми чревата гонка вооружений, неконтролируемый НТП, антропогенные воздействия на среду обитания человека. В целом исторически развивающаяся деятельность человека в современных условиях обретает новую размерность - она не может считаться действительно разумной, осмысленной и целесообразной, если игнорирует требования и императивы, диктуемые экологией. Научный аспект - как преобразовывать и использовать природу с максимальной эффективностью не разрушая ее при этом? Социально-философский аспект - как преобразовывать природу не разрушая человека? Этико-гуманистический - аспект как преобразовывать природу не уничтожая другие формы жизни. Как вместо человека потребляющего получить человека созидающего.

12.Диалектическая философия Г. Гегеля. Гегель – один из представителей немецкой классической философии. Труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права». Его упрекают в панлогизме (стремился рассмотреть всё с помощью Логики). Логика – это учение о бытие; о сущности; о понятии; опираясь на неё мы могли мы чувствовать себя уверенно в любой области действительности. Создал систему объективного идеологизма (опредмечивание), т.е. основой всего является духовное начало – Абсолютная идея, Мировой Дух. Абсолютная идея в своём поступательном развитии творит мир. Для того, чтобы получить возможность взглянуть со стороны на собственную идею, необходимо вынести её вовне, т.е. реализовать, воплотить в действительность. Отсюда следует одно из важнейших основоположений всей его философии – принцип тождества мышления и бытия. Согласно ему традиционное противопоставление мысли и вещи ошибочно. В действительности это одно и то же, точнее это две различные формы Мирового Духа. Согласно Гегелю история состоит из восхождения Мирового Духа к познанию им абсолютной истины собственного бытия. Это восхождение осуществляется как самодвижение мысли, поскольку предметом, на который направлено познание, является идея, понятие, т.е. сама мысль. История – «прогресс духа в сознании свободы». Гегель – основатель теории диалектики (3 закона, 1 - закон единства и борьбы противоположностей;2 – закон взаимосвязи качественного и количественного; 3 – закон отрицания отрицаний). Основные философские идеи:1)Об Абсолютном духе. 2)Учение об абсолютной идее, которое воплощается в её природе. 3) Учение об абсолютной идее, которое воплощается в различных формах духа(формы духа: право, мораль, нравственность).   16) ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ( А. ШОПЕНГАУЭР, Ф. НИЦШЕ) Культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, «душевным настроем» жизни. Ф. Ницше видит в любой культуре средство подавления и порабощения человека..«Философия жизни» возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума. Опираясь на традиции немецкого романтизма, «философия жизни» подходит к жизни как к первичной и исходной реальности в построении философских учений.Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления.Теории познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati — любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы».Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». А. Шопенгауэр («Мир как воля и представление») писал о том, что мир невозможно понять вне эмоционально-волевых структур человеческого бытия. Мир - это мир человека - таков исходный пункт философии Шопенгауэра. Картина мира как представления, считает философ, двойственна, противоречива: в ней все упорядочено, но одновременно и условно, призрачно. Фактичность мира объективна, бесспорна, у него есть своя история, в которой нас не было и в свое время не будет. «...И все же мир сам ничего не знает о том, что он - мир. Это делает познающее существо...».Шопенгауэр полагает, что воля проявляется в каждой действующей силе природы. Она имеет свои формы - пространство, время, причинность. Низшие силы объективации воли - тяжесть, непроницаемость, твердость, упругость, электричество, магнетизм, химические свойства и др. Все уровни неживой и живой природы пронизывают полярные, противоречивые силы воли. Шопенгауэр восстает против господства над индивидами законов и норм. Он не принимает категорического императива И. Канта, который связан с «правами» разума, так как утверждает преимущество воли над разумом, иррационального над рациональным. Разум, по его мнению, дает лишь внешнее знание о мире. А вот воля позволяет постичь мир изнутри.Философ считает, что существуют три основные пружины человеческих поступков, и только через возбуждение их действуют все, какие только возможно, мотивы. Эти «пружины»:— эгоизм, который хочет собственного блага (он безграничен);— злоба, которая хочет чужого горя (доходит до самой крайней жестокости);— сострадание, которое хочет чужого блага (доходит до благородства и великодушия).Место законопослушного гражданина в творчестве А. Шопенгауэра занял живой, страдающий, стремящийся к счастью индивид. Страдания же человека - в высшей степени серьезная вещь, задающая меру познания. Исследует Шопенгауэр и проблему свободы. Он отмечает, что понятие «свобода» при ближайшем рассмотрении отрицательно: как отсутствие преград, помех. Отсюда он называет три «подвида» свободы: физическая, интеллектуальная, моральная.А. Шопенгауэр акцентировал внимание на проблемах человека, его свободы и нравственности, их непосредственном индивидуально значимом содержании. Именно по этой линии шло его основное влияние на последующее развитие философской мысли.     20. Неотомизм – течение в современной католической философии, в основе которого учение Фомы Аквинского.Представители: Жильсон, Маритен, Месснер и др. Принцип креационизма, основной «лик Божества» - единство, истина, благо, красота, Бог – тождество сущности и существования. Человек – сложная субстанция, состоящая из двух простых – души и тела. Душа – снова личности, формаобразующая по отношению к телу. Цель личности – созерцание божественного блага, творение добра и избегание зла. Неопротестантизм.в совр буржуазной философии морали, по своей методологии относящееся к этическому иррационализму. Представители: Барт, Бруннер, Рейнхольд . Основывается на религиозном учении о боге и человеке, в к-ром определенным образом осмысляется общий кризис капиталистического об-ва. Человек по своей природе зол, неискоренимо греховен, не способен осуществлять в своей общественной жизни нравственные заповеди Христа. Расщепляют бытие человека на две несопричастные сферы Первая -это мирская жизнь, общественная практика («неподлинное» бытие, «жизнь в грехе», царство материальной зависимости и практического расчета). Вторая - «Подлинное» бытие - это обращенность человека к богу, упование на его милость, отказ от веры в собственные силы и поиск смысла жизни по ту сторону социальной практики.     21. Герменевтикаявл-ся одним из влиятел. филос-ких. направл. фил-кого анализа 20в. Слово «герменевтика» имеет 3 основ. значения: излагать(рассказывать), истолковывать и переводить.Смысл этогослова во всех его значен.в античной культуре воплощал мифолог-кий образ Гермеса, котор. возвещает, рассказывает людям послание богов, это возвещение является одновременно истолкованием божеств-ой волии, тем самым, переводом с божест-го языка на язык, понятный людям. Представители: Фридрих Шлейермахер, котор. говорил, что трудности понимания носят не случайный, исключит. Характер, а принципиально связаны с непониманием или недопониманием. Он находил основание в реконструкции первоначального замысла автора.Для этого необходимо «настроиться», «перенестись» в его психику, в его душевное состояние, в язык, в мир его идей и представлений. Вильгельм Дильтей переносит филологическую модель интерпретации на историч. науку. Исследователь как субъект истории является частью своего же собств-го объекта. Эмилио Бетти. Наиболее значимым его результатом явл-ся тематизация герменевтических законов, которые он назвал канонами, или критериями. Мартин Хайдеггер, в отличие от Дильтея и Бэтти, котор. придерживаются в целом нормативных требований естествознан., интерпретирует науку только как производный феномен, первичным же явл-ся понимание, причем само понятие понимания радикально меняется.Понимание обладает 2 существен. х-ками. Оно имеет структуру проекта и заброшенности. С одной стороны, человек не является готовым существом, которое может понять все вещи во всей их определ-сти, он, скорее, представляет собой существо, открытое будущему. Существенным теоретическим достижением П. Рикёра явл-ся легимитация множественности интерпретации. Он отмечает, что множественность интерпретаций и даже конфликт интерпретаций явл-ся не недостатком или пороком, а достоинством понимания.   25. Важнейшие периоды: распространение идей ренессансного гуманизма и реформации(16-17вв.); развитие схоластической философ. в эпоху контрреформации(18-п.п.19вв.);распространение фолософ. Просвещения и Романтизма( вт.п.18-п.п.19вв.); становление национал.самосознания(вт.п.19в.); развитие ведущих проблем марксисткой философии 20-80гг.20в., включение в мировой философский процесс. Начало распространения идей Ренессанса и Реформации на тер. ВКЛ связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины(1490-1541). В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Возможности улучшения жизни людей Скорина связывал с распространением духа человеколюбия. Представителем движения Реформации явл-ся Сымом Будный(1533-1593), котор. издал на бел. языке «Катехизис» и свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями. Симеон Полоцкий(1629-1680) полагал, что мир создан на двух началах – материальн.(земля,воздух и огонь) и духовном. В. Дудин-Марцинкевич(1807-1884), котор. считал, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания.Важнейшую роль в этом способна играть литература на бел. языке, котор. была бы понятна как помещику, так и крестьянину. К.Калиновский издал «Мужицкую правду», проповедовал идеи крестьянской революции, общинного социализма, национал. освобождения. Также были свойствены народнические группы и газета «Гомон», творчество Ф.Богушевича, Янки Лучины, распространение марксистских идей.В начале 20в. Выступили газеты «Северо-Западный край», «Наша доля», «Наша нива», литераторы Тетка, Я. Купала, Я. Колас, сторонники идеи национал. автономии белорусского народа, его просвещения, общности и бесклассовости. В 20-70гг. 20в. развиваются темы марксистской философии, диалектического и исторического материализма. В 70-80гг. особый интерес вызывают проблемы философии и методологии науки, разрабатывается категориальный аппарат филос. мысли, диалектики, логики, истории научного знания. С нач.90гг. 20в. бел. философ. включается в мировой филосовский процесс, происходит осмысливание идей современного западного марксизма, герменевтики и других течений соврем. философ. мысли.   24. Основные проблемы русской философии Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси. Время рождения русской национальной философии как осо­бого типа философствования, принципиально и изначаль­но опознающего себя концептуально и культурно «иным» по отношению к философии западной, - первая полови­на XIX в. Русская философия, начиная с П.Я. Чаадаева (1792-1856), изначально заявляет о себе как о философии истории с центральной проблемой концептуализации — «Россия и Запад». Русская судьба представляется уже у Ча­адаева трагической и мучительной, заблудившейся на ис­торических дорогах, что вызывает столь же мучительную рефлексию мысли. Конкретно-исторической формой, в которой наибо­лее четко предстала русская философия как таковая, стал спор «западников» и «славянофилов», спровоцированный П.Я. Чаадаевым в его «Философских письмах» и задавший язык, парадигму и проблемное поле русской мысли XIX-XX вв. Особое место в развитии русской философии сыграло славянофильство 1840-50-х гг., в рамках которого филосо­фия истории, усматривающая в православии основу свое­образия русского исторического процесса, с необходимос­тью перерастает в религиозную философию. В творчестве лидеров славянофильства - А.С. Хомякова (1804—1860) и И.В. Киреевского (1806-1856) - была четко заявлена и обос­нована потребность русской культуры в создании самобыт­ной национальной философии. Среди западников формируется радикальное кры­ло (В.Г.Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев), умерен­ный центр (Т.Н. Грановский, П.В. Анненков), либералы (К.В. Кавелин, В.П. Боткин), вырабатывается широкий спектр концепций - от «русского социализма» до прогрессистских теорий развития. «Западничество» в различных его тенденциях и оттенках отнюдь не было примитивным призывом к копированию западных социальных форм. Особенно это стало очевид­ным уже в творчестве А.И. Герцена (1812-1870), когда, ока­завшись в эмиграции, он горько разочаровывается в Западе с его «мещанством». Линия религиозной философии связана во второй полови­не XIX в. с именами B.C. Соловьева (1853-1900), К.М. Ле­онтьева (1831-1891), Н.Е. Страхова (1828-1896), Б.Н. Чи­черина (1828-1904), СИ. Трубецкого (1862-1905), Е.Н. Тру­бецкого (1863-1920) и др. Ключевое место в этом процессе, конечно, принадлежит метафизике всеединства великого русского мыслителя B.C. Соловьева. Доминирующими и в чем-то противоречащими друг другу являются у Соловьева два ряда идей: учение об Абсолюте (всеединстве) и учение о Богочеловечестве. Новый этап в развитии русской мысли на рубеже XIX-XX вв. часто вполне справедливо называют русским фи­лософским ренессансом, связанным с творчеством таких выдающихся мыслителей, как П.Б. Струве (1870-1944), П.И. Новгородцев (1866-1924). СИ. Булгаков (1871-1944), Н.А. Бердяев (1874-1948), СЛ. Франк (1877-1950), Л.И. Шестов (1866-1938), И.О. Лосский (1865-1970), П.А. Флоренский (1882-1937), Л.П. Карсавин (1882-1952), И.А. Ильин (1883-1954), А.Ф. Лосев и мн. др. Основ­ной мотив философии С.Н. Булгакова - оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности здешнего бытия. Н. Бердяев отвергает традиционную онтологию, построенную на категории бытия, подчеркивая, что бытие не первично, а вторично, оно есть уже конструкция мысли. Первичным, ни из чего не выводимым началом, философ объявлял сво­боду; свобода становится основной категорией его филосо­фии. Свобода и рациональность, полагает Бердяев, несов­местимы. Мир должен пройти искушение свободой, чтобы его выбор в пользу добра был не внешним принуждением, но внутренним свободным выбором.     Вопрос 26 МЕТАФИЗИКА - отдел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира. Для Аристотеля метафизика – это онтология, исследование бытия как такового; наука, которая пытается выяснить общие свойства всего существующего. По И.Канту, имеется три фундаментальных понятия метафизики: человеческое Я, мир и Бог; исследованием каждого из них занимается отдельная дисциплина, соответственно психология, космология и теология. ОНТОЛОГИЯ– отдел метафизики, исследующий реальность как таковую. Из какого вещества, или из какой субстанции сделан мир? Является ли она однородной, или мы имеем дело с многообразием субстанций? Категория «бытие» - одна из первых по происхождению категорий философии, многие значения которой были заложены еще в мифологии. Она наиболее чётко выражает ориентацию философии на осмысление предельно общих свойств (атрибутов) и отношений объектов реальности . Бытие означает, во-первых, совокупность материальных образовании (вещей, явлений, процессов) в их противопоставлениям явлениям и процессам сознания, духа, т.е. идеальному. Однако следует иметь в виду, что это очень узкий смысл термина, ведь бытие — это то, что существует, а реально существуют не только материальные, но и духовные образования. Во-вторых, бытие — это совокупность всего существующего "здесь" и "теперь". И, в-третьих, бытие — это способ существования материальных и духовных образований, составляющих богатство вещей, явлений и процессов реального мира. I Совокупность проблем, детализирующих философский смысл бытия, вкпючает в себя прежде всего осмысление способа существования вещей, явлений и процессов реальности, проблема единства мира, проблема осмысления мира как реальности, независимой от человека и его деятельности. Естественно возникает вопрос о том, что такое небытие и как оно соотносится с бытием. Небытие – не полное несуществование. Небытие стало мыслится как источник, начало бытия,связывающая бытие не только с тем, что существует «здесь» и «сейчас», но и с тем, что было и будет. Основные формы бытия: Бытие вещей (явлений, процессов) включает в себя, во-первых бытие вещей, явлений, процессов "первой природы" и, во-вторых "второй природы". "Первая природа" — это объективная и первичная реальност ь, существовавшая миллиарды лет до человека (био- и геосфера, атмосфера, ближний и дальний космос). "Вторая природа» - она включает в себя созданные человеком предметы повседневного обихода,и т.д. Бытие человека включает в себя, во-первых, бытие человека в мире вещей и , во-вторых, специфически человеческое бытие. Бытие человека в мире вещей — это его существование как "вещи среди вещей " .Специфически человеческое бытие — это жизнедеятельность человека во всей полноте ее проявлений, в единстве телесного (физического), биологического и социального измерений. Бытие духовного (идеального) включает в себя бытие индивиддализированного духовного и бытие объективированного духовного. Первое -- это проявления сознания индивидуального человека (поток осознанных влечений, побуждений, чувств, переживаний, мыслей, знаний, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и др.), а также различные формы бессознательного. Второе — это формы материализации духовных образований (представлений о мире, Боге, добре, истине, справедливости), произведения искусства (картины, скульптуры,),технические носители информации (печатные издания) Бытие социального включает в себя бытие отдельного человека в обществе и истории, а также бытие общества.Первое имеет много общего с социальным измерением специфически человеческого бытия и охватывает процессы социализации (вхождения в общество) и жизнедеятельности отдельного человека в рамках определенного человеческого сообщества и социальной группы в конкретную историческую эпоху. Бытие общества — это совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного организма в единстве материально-производственной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, культурно-цивилизационных явлений и процессов. ,     31. Основные законы диалектики, их мировоззренческое и методологическое значение.Закон диалектики – это форма философского знания, выражающая всеобщую связь явлений природы, общества и мышления, обусловливающую их развитие. Законы диалектики внутренне связаны между собой. В реальном мире они действуют не параллельно, а в системе целостного механизма развития. Г.Гегелем были сформулированы основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий преимущественно характер источника развития; закон взаимного перехода качественных и количественных изменений, детализирующий представления о форме, в которой осуществляется процесс развития; закон отрицания отрицания, выражающий механизмы преемственности и цикличности развития. Закон единства и борьбы противоположностейзаключается в следующем: развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные стороны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношение которых характеризует данную систему как целостное и качественно определённое образование, и в то же время составляет внутренний импульс её изменения, развития, превращения в новое качество. Диалектические противоположности – это такие стороны, свойства, тенденции целого изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга. В системе целостного образования противоположности находятся в неразрывной связи и непрерывном взаимодействии, которые характеризуются посредством понятий «единство противоположностей» и «борьба противоположностей». Единство противоположностей – это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой. В природе нет куска магнита, имеющего только один полюс; нет действия без противодействия; в обществе нет производства без потребления, принуждения без подчинения, общих интересов без индивидуальных и т.д. Борьба противоположностей – это такая связь противоположностей, которая ведёт к изменению целого, в рамках которого они существуют, переходу его в новое качество. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимодополняющих сторон, свойств и тенденций предметов (явлений, процессов), которое является источником их самодвижения и развития, перехода в новое качество. Это и единство, и борьба диалектических противоположностей. Первое – относительно, второе – абсолютно. Структура противоречия включает: 1) основание – то, по поводу чего выделено противоречие; 2) элементы противоречия – диалектические противоположности; 3) взаимодействие противоположностей. Разрешение противоречий предстаёт как процесс взаимодействия противоположностей, включающий следующие основные этапы: разрушение единства противоположностей, преобразование противоположностей, образование нового единства противоположностей. Противоречия не исчезают, не уничтожаются, а разрешаются, порождая новые противоречия. Противоречия, объективно присущие самому предмету, обусловливают противоречия познания, которое в свою очередь имеет свои специфические противоречия. Закон взаимного перехода качественных и количественных измененийзаключается в следующем: накопление количественных изменений в определённый для каждого отдельного предмета (явления, процесса) момент с необходимостью приводит к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики. Механизм перехода предметов (явлений, процессов) в новое качество раскрывается посредством определённой совокупности понятий и категорий. Исходным в ней является понятие свойства. Свойство- это сторона предмета, которая обусловливает его сходство (различие) с другими предметами и проявляется во взаимодействии с ними. Они бывают общими, присущими всему классу определённых предметов (протяжённость, тяжесть, цвет и др.), и специфическими, которые характерны для отдельного предмета или части предметов того или иного класса (электропроводность, ковкость, наличие цветовых

Наши рекомендации