Социальная структура общества. ..
Целостная совокупность социальных общностей и групп, взаимодействующих между собой, представляет социальную структуру общества. Простейшей социальной организацией людей была родовая организация. С развитием общественного производства и расширением общественных связей происходит объединение нескольких родов в племя, а затем в союзы племён. Возникает особая ячейка социальной структуры общества – семья. Форма семьи менялась, происходило слияние, смешение и исчезновение родов и племён, образовалась новая языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей – народность. Становление капиталистического способа производства привело к уничтожению феодальной раздробленности, натурального хозяйства, установлению более прочных экономических отношений между различными регионами. Народности превращаются в более высокую общность людей – нацию. Нация – исторически сложившаяся полиэтническая, политическая и социокультурная общность людей, для которой характерно наличие единой территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и менталитета. Это динамическая общность людей, главное отличие которой от народности и других общностей состоит в обретении ею политической и государственной самостоятельности. Основой становления и функционирования нации является природно-территориальный комплекс, т.е. вся совокупность природных условий, включая климат, особенности ландшафта, растительного и животного мира, характер почвы и др. Существенную функции. В становлении нации выполняет общий язык, общность психического склада, духовной культуры, определённых традиций и т.д.Сегодня много внимания исследователи уделяют анализу самосознания нации, которое включает в себя: осознание этнической общности; приверженность к национальным ценностям (языку, территории, народному творчеству); осознание социально-государственной общности; патриотизм; сознание важности солидарности в национально-освободительной борьбе.
Социальная структура общества возникла вместе с обществом. Однако её отдельные элементы сформировались не сразу, а на определённом этапе развития общества. Это в полной мере относится, например, к классам. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства. Задача социальной науки – объяснить появление классов, выявить причины их возникновения, а также исследовать движение общества к социальной однородности, к бесклассовой структуре. В основе деления общества на классы лежит закон разделения труда. Появилась частная собственность, а вместе с ней возникли и классы, отношения господства и порабощения. Возникло общество, состоящее из трёх классов – рабовладельцев; свободных общинников – землевладельцев, скотоводов, ремесленников, обычно попадавших в зависимость от первых, и рабов.
Стратификационная структура обществапредставляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций в нём определённых групп людей. Т.Парсонс предпринял попытку разработать универсальные критерии социальной стратификации. К ним он отнёс качество – предписывание индивиду определённой характеристики (например, ответственность, компетентность и др.); исполнение – оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей; обладание материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными ресурсами.
Предпосылкой широко распространённого в западной социологии выделения социальных групп по их социально-экономическому статусу является «объективный подход», при котором исследователь оперирует некоторым объективным критерием социальной дифференциации. Чаще всего он основывается на социально-классовой шкале, связанной с понятием социально-экономического статуса, включающего обычно три переменные – престиж профессии, уровень образования, уровень дохода.
При изучении социальной мобильности используется семиуровневая вертикальная стратификация:
1) Высший класс профессионалов, администраторов;
2) Технические специалисты среднего уровня;
3) Коммерческий класс;
4) Мелкая буржуазия;
5) Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;
6) Квалифицированные рабочие;
7) Неквалифицированные рабочие.Существенный недостаток «объективного подхода» - отсутствие адекватной теоретической базы. По этой причине многие исследования, несмотря на высокую точность используемых техники и методики, остаются описательными.