Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
Научное познание – особый вид познаваемой действительности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Эмпирический (вероятно-истинное знание) и теоретический (достоверное знание) уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. По предмету: эмпир. исследование ориентировано на изучение явлений и зависимости между ними, на теор. уровне происходит выделение сущностных связей в чистом виде. По средствам: эмпир. основывается на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря специальным приборам, экспериментам; теор. предполагает опосредованное изучение объекта путем логического, а не реального эксперимента, используются теоретически идеальные объекты. По методам познания: для эмпир. основной метод – реальный эксперимент, наблюдение, эмпирическое описание, измерение; для теор. – идеализация, мысленный эксперимент с идеальными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному.
Методы эмпирического исследования: наблюдение (целенаправленное восприятие, виды: прямое и косвенное); сравнение (установление сходства и различия между изучаемыми объектами, виды: непосредственное и опосредованное); измерение (познаваемая операция, в ходе которой определяется численное значение некоторой величины посредством единиц измерения, виды: прямое и косвенное); эксперимент (активное исследование объекта, в ходе которого он воспроизводится искусственно или становится в конкретное условие, виды: натуральный – операция с реальным объектом, и модельный – изучение модели объекта); поисковый (направлен на сбор новой информации по изучаемой области); проверочный (подтверждение или опровержение теоретического предположения); описание (фиксация средствами искусственного или естественного языка сведений об объекте).
Формы знаний: эмпирический факт (фиксация того или иного свойства или события с возможностью его интерпретации) и эмпирическая зависимость (знание, отражающее определенные связи между фактами той или иной группы явлений).
Методы теоретического исследования: мыслительный эксперимент (логическая операция с идеальными объектами, проводимая в виде эксперимента); идеализация (абстрагирование от некоторых свойств и связей для конструирования идеальной модели); формализация (построение абстрактных моделей в виде знакомых систем); восхождение от абстрактного к конкретному (процедура синтеза отдельных абстрактных моделей в целостную теорию); аксиоматический ( способ логического вывода теоретических положений из нескольких базисных утверждений, принятых без доказательств); гипотетико-дедуктивный (логический вывод из гипотезы более конкретных следствий подтверждаемых потом опытным путем); историко-логический (изучение эволюции объекта для выявления специфики и закономерностей объекта).
Формы знаний: проблема (вопрос без ответа); гипотеза (вероятное знание); теория (достоверное знание)
51. Наука как соц.институт-общ-во занятых науч.дея-стью людей,организованная в системе науч.учреждений. Как соц.институт наука формировалась в Нов.время.Вне-шне это выглядило как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии,а позднее-в исследоват.лаборатории и НИИ,подобно тому,как ранее в рамках спец.учреждений объединялись служители культа,юристы,финансисты и др.,все,кто занят проф-есион. дея-стью.Ныне численность мирового науч.общ-ва составляет около 5 млн.чел.Считается ,что наукой способна заниматься не более 6-8%населения.
Важной проблемой развития совр.науки является соблюдение учеными этических норм науч.дея-сти.К числу исторически сложившихся осн.норм такого рода относятся: установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового зн-я;запрет на плагиат;бескорыстность(вознаграждение за рез-ат для ученого не гл.цель,а одно из усл-й работы);организованный скептицизм(отказ от прежних ошибочных рез-тов); равноправие всех членов науч.сообщ-ва в обязанности исполнять данные и ряд др.этических норм и требований науч.дея-сти.Особое знач-е имеет требование соц.ответственности ученых за хар-р рез-тов своих исследований и их возможное применение в антигуманных целях.Впервые наиболее масштабно проблема соц.ответственности ученых встала в связи с использованием достижений физики микромира в военном деле(создание ядерной,водородной,нейтронной бомб и др.). Чернобыльская катастрофа показала ее остроту в ином измерении.Аналогичная ситуация складывается сегодня в области генной инженерии,биотехнологий,биомедицины,в нек-ых областях психологической науки.Однако и ученые и подавляющее боль-во людей верят в то,что гуманистический потенциал науки использован еще не в полной мере и что именно ее ср-вами будут решены гл.проблемы общ.развития.