Диалектика как система принципов, законов и категорий, её исторические формы и альтернативы
Диалектика-это понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, а конкретный предмет мысли представлен в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования.
Само слово «диалектика» в буквальном переводе с греческого означает «искусство вести беседу».Слово «диалектика» употреблялось в эпоху Сократа и Платона как более или менее тождественное слову «логика»(которое в то время еще отсутствовало) и означало искусство доказательства и опровержения, умение отличать истинное от ложного в суждениях, которые высказываются во время беседы.
Одним из первых философов древности, кто гениально предугадал многие стороны диалектического миропонимания и мышления, был Гераклит. Каждое явление , согласно Гераклиту,- это тождество противоположностей, которые являются источником движения, изменчивости и текучести всего сущего. Первоначально диалектика формировалась и развивалась форме диалога, причем в основном стихийно.
Преодолел стихийность этого важного процесса Сократ, который начал целенаправленно осмысливать диалектику как искусство диалога. Согласно ему, диалектика-это искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных(в том числе и противоположных)точек зрения.
Традицию Сократа продолжил его ученик Платон, который обобщил опыт своего учителя и представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли к общим понятиям.
В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики. Наиболее ранняя из них -стихийная диалектика древнегреческих философов, развивающаяся как на материалистической(Гераклит,Анаксагор), так и на идеалистической(Сократ, Платон)основе. Вторая наиболее влиятельная форма диалектики –идеалистическая диалектика классической немецкой философии (Кант,Гегель). Третья – материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс, Ленин).
Диалектике как миропониманию и способу мышления противостоят метафизика, софистика и эклектика. Метафизика-это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития. Софистика – это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Эклектика – способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных, взглядов, идей, принципов, теорий.
Основные принципы и законы теории диалектики – это, прежде всего, принципы развития и взаимосвязи, детерминизма и системности.
К основным законам материалистической диалектики относят:
- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, согласно которому изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру и вызывают переход явления в новое качество.
- закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.
- закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств.
К группе философских категорий, выражающих целостность и структурную организованность бытия, относятся такие категории как: единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма.
Единичное – философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенным предметам и отсутствующее у других предметов.
Общее – философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов.
Особенное – философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга.
Категории часть и целое выражают отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность.
Система – философская категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную целостность.
Элемент – философская категория, обозначающая составную часть системы.
Структура – философская категория, обозначающая совокупность устойчивых связей элементов, которые обеспечивают целостность системы и сохранение ее основных свойств при внешних и внутренних изменениях.
Содержание – философская категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь, взаимодействий элементов и результатов взаимодействий.
Форма выражает совокупность относительно устойчивых отношений и связей элементов, образующих предмет.
Основные типы детерминации выражаются посредством таких категорий, как причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление.
Причина – философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Следствие – философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной.
Необходимость и случайность являются соотносительными категориями. Необходимость означает явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах. Случайность указывает на явление, недетерминированное определенной областью действительности, и, следовательно, непредсказуемое на основе знания о ней.
Действительность трактуется как мир в целом, объективная реальность в единстве ее настоящего, будущего и прошлого, включая все возможности.
Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве многообразных свойств его бытия. Явление – внешняя форма существования и обнаружения предмета.
38. Язык - система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка? Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.
Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык. Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.
Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления. Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем, что знаки - необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие, среди которых встречаются условные общепринятые и индивидуальные (как постоянные, так и эпизодические). Обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах. Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них.
Термин «искусственный интеллект» (Artificial Intelligence), был введен в 1956 году американским ученым Дж. Маккарти, но вопрос о возможности мышления в машине возник одновременно с началом компьютерной революции в конце 40-х годов. Безусловно, это не копия человеческого разума, как рисуют в своем воображении писатели-фантасты. В моем понимании искусственный интеллект - это специализированная программа без жестко заданного алгоритма работы. В виде гибкого механизма рассуждений она в состоянии решать разнообразные задачи. во-первых, программу для компьютера написал все тот же человек, а во-вторых, программы (шахматы)- это достаточно узкая область интеллектуальной деятельности, хорошо поддающаяся математическому моделированию. Так что, на мой взгляд, в обозримом будущем машины не превзойдут человеческий разум во всем многообразии его интеллекта.
Структура сознания
Сознание не сводится к психике человека. Понятие сознания более узкое сравнительно с понятием "психика человека". Психика состоит из таких духовных образований, как сознательное и несознательное и они находятся в постоянном взаимодействии.
В современной философской литературе большинство исследователей указывают на важную роль познавательной (когнитивной), эмоциональной и мотивационно-волевой форм деятельности сознания.
1.Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Разум – главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум – есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности
Следующий важный элемент сознания – внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.
В когнитивной сфере сознания ведущая роль, бесспорно, принадлежит понятийному мышлению. Именно оно обеспечивает всей познавательной деятельности предметный, осознанный характер.
2.Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. Эмоции - это отображение объекта в форме психического переживания, душевного волнение, непосредственного переживания жизненного смысла явишь и ситуаций и оцениваемого отношения к тому, с чем человек имеет дело. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты(гнев, ярость, ужас, отчаянье), страсти и самочувствие. В эмоциях предметы отображаются не в образах, а в их отношении к человеку, общества, их нужд, интересов.
3.К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.
Сознание и бессознательное
Сознание составляет лишь часть нашей психики.Другую ее часть, не попадающую под контроль сознания, принято обозначать категорией «бессознательное». К бессознательномупринадлежат сновидение, гипнотические залоги, явления сомнамбулизма, залоги невменяемости, а также инстинкты и чувства. Инстинкты и чувства - это такие структурные элементы несознательного, которые могут зарождаться на уровне подсознательного, зависеть от него, а со временем переходить на уровень сознания.
К структуре несознательного зачисляются также автоматизмы и интуиция, которые могут зарождаться на уровне сознания, а со временем погружаться в сферу несознательного. Под автоматизмами понимают сложные действия человека. Первично образовываясь под контролем сознания, в результате длинной тренировки и многоразового повторения, они приобретают несознательный характер.
Благодаря включению несознательного к психической деятельности, по мнению ученых, нагрузка на сознание уменьшается, а это в свою очередь расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного. К нему включаются психические явления, связанные с переходом операций деятельности по уровню сознания на уровень автоматизма.
Заслуга открытия и разработки метода исследования неосознаваемой сферы человеческой психики принадлежит 3. Фрейду. Концептуальная новизна фрейдовского подхода к анализу психических явлений заключается в том, что поведение человека оказывается определяемым не его сознательными планами, а борьбой его «Я» с бессознательными устремлениями организма. Человек не знает о существовании этих устремлений. Он наивно полагает, что в психике есть только то, что доступно сознанию. Периодически же прорывающиеся туда естественные животные мотивы, не отвечающие требованиям общественной морали и идеологии («Сверх-Я»), испуганно вытесняются обратно в бессознательное («Оно»).
__Но вытесненные стремления никуда не исчезают. Они вновь и вновь пытаются прорваться в сферу сознания, обманывая цензуру сознания превращением в благопристойные символы или используя состояния, при которых психологическая защита «Я» ослаблена и пр. В итоге практически все виды человеческой активности (работа, наука, искусство, спорт) оказываются у 3. Фрейда сублимацией бессознательных устремлений, т.е. превращением их в социально приемлемые формы.
_В такой интерпретации сознание человека оказывается лишь верхушкой психического «айсберга», основная масса которого недоступна прямому наблюдению и оценке.
Заложенная 3. Фрейдом иррационалистическая традиция истолкования психики активно поддерживалась в XX в. многими учеными. Из классиков неофрейдизма наиболее убедителен и популярен был К. Г. Юнг.
Вместе с тем много философских направлений, ориентируясь предоставленные психологии, физиологии, медицины и других наук, в противоположность Фрейду, приходили к выводу, который в поведении человека, ее практической и познавательной деятельности ведущую роль сыграет все же таки сознание.
Если обратиться к генезису человеческой психики, то несознательное выступает первым этапом ее развития, а сознательное - вторым. В связи с этим можно предположить, что несознательное и сознательное есть двумя относительно самостоятельными сторонами психики человека, они взаимодействуют между собой, активно влияя одно на один. И вдобавок несознательное содержит в себе богатые возможности, которые стимулируют рациональные аспекты человеческой жизнедеятельности и творческих действий субъекта.