Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.
После написания Марксом «Экономическо-философских рукописей 1844 года» в ходе критики своих прежних единомышленников - младогегельянцев и своего последнего кумира - Фейербаха им были заложены основы учения, получившего впоследствии название исторического материализма.
Суть критики младогегельянства, проходящий через обе совместные работы Маркса и Энгельса, состоит в том, что нельзя изменить мир посредством изменения сознания, посредством идей, выдвигаемых младогегельянскими «критически мыслящими личностями», поскольку интересы людей порождаются реальными условиями их жизни, их бытием.
Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой философы раньше не интересовались. Эта практическая деятельность - прежде всего переработка природных предметов для производства нужных для жизни людей материальных благ, а затем революционная борьба ради изменения самого общества - и есть, по Марксу, самый важный вид деятельности, от которого так или иначе зависят все остальные.
В истории наблюдаются разные типы производственных отношений и каждый раз отношения людей между собой обусловливаются их отношением к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие - нет, то этим последним ничего не остается, как работать на первых, на собственников, владельцев. Отсюда происходит разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию господства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы - над крестьянами, капиталисты - над рабочими. Отсюда же вытекает возможность периодизировать историю, классифицируя типы общества - «общественные формации» - в соответствии с различными формами собственности на средства производства, с разными способами производства.
В «Немецкой идеологии» эта периодизация выглядит следующим образом: племенная, античная, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая формы собственности и соответственно типы общества. Все это, подчеркивают Маркс и Энгельс, не выводится путем спекулятивного философского рассуждения, а выявляется эмпирически, как это делает «позитивная наука». Их цель, заявляют они, построить учение об обществе и его истории как науку, которую они прямо противопоставляют всей прежней философии и даже философии вообще. И эта наука призвана не просто констатировать деление истории обществана формации, а каждой формации - на ее составные элементы и классы, но и объяснить, почему та или иная общественная формация устроена именно таким образом, а главное - почему общество развивается, переходя от формации к формации.
Общество - некая целостность, способная к саморазвитию. Его различные части должны так или иначе соответствовать друг другу. Такое соответствие в принципе существует между производительными силами и производственными отношениями. Смену формаций в обществе Маркс объясняет тем, что развиваются производительные силы, нарушая соответствие между собой и производственными отношениями, откуда вытекает необходимость изменения этих отношений, а за ними и других, «надстроечных» отношений, то есть всего общества. И так как изменения затрагивают интересы различных классов, оно совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции, где одни классы выступают как прогрессивные, а другие - как консервативные или реакционные. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». По Марксу новое общество выводится из противоречий самого общества на данном этапе его развития, и прежде всего из противоречия между производительными силами и производственными отношениями.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО наряду с духовным одно из основных слагаемых общественного производства. В его содержание входит процесс превращения предметов природы в продукты общественного и личного пользования и общественные отношения, внутри и посредством которых этот процесс осуществляется. Иначе говоря, его необходимыми сторонами являются производительные силы и производственные отношения. Их единство часто именуется способом производства. Такое обозначение материального производства идет от И.В. Сталина. Оно, однако, не согласуется с трактовкой понятия «способ производства», данной в работах Маркса, Энгельса, Ленина и ряда других марксистов. В последних данное понятие используется, как правило, для обозначения только одной стороны производства, производственных отношений. Это важно иметь в виду, поскольку у названных авторов понятие способа производства в отмеченном смысле является исходным при характеристике общественного бытия, общественно-экономической формации, экономического базиса, предмета экономической науки и других явлений. Материальное производство играет определяющую роль в жизни общества. Вместе с изменением его исторических типов (первобытного, античного, феодального, капиталистического) более или менее быстро происходят изменения во всех основных компонентах общества: социальной структуре, политической организации, правовых законах, господствующем мировоззрении, социальной психологии и т. д. Развитие материального производства имеет внутренние источники. Они связаны прежде всего с диалектикой производительных сил и производственных отношений. Основным выражением этой диалектики является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону (содержание которого, кстати, нередко искажается путем замены выраженного в нем характера взаимосвязи сторон производства их простым взаимодействием) материальное производство достигает тем больших успехов, чем полнее содержание, особенности производственных отношений будут соответствовать состоянию, потребностям, тенденциям развития производительных сил, их характеру и уровню. С развитием общества роль производства несколько меняется. Оставаясь определяющим фактором истории, оно сохраняет роль основы общественной жизни, но причины, источники, импульсы общественного развития, исходившие ранее непосредственно от производства, все больше связываются с теми научными, конструкторскими, творческими идеями, изобретениями, новшествами, которые создаются в основном вне производства. Постоянное и интенсивное развитие производства приводит со временем к появлению многих жизненно острых проблем, связанных с экономическими, экологическими, демографическими и другими кризисами. Это вызывает необходимость существенно новых подходов к масштабам, направленности, формам развития производства. Учение об определяющей роли материального производства, о диалектике производительных сил и производственных отношений имеет большое методологическое, мировоззренческое значение: оно выражает исходное положение в понимании истории, выделяет наиболее важную задачу общественных наук, является существенным критерием при определении общественного места каждого человека, его связи с общественно-необходимым трудом.